В одном из залов первого этажа можно посмотреть экспозицию, посвященную традиционным городским промыслам.
Шуйское мыло - это бренд, который уходит корнями в историю, но живет и развивается и в наши дни. Город Шуя Ивановской области - это родина российского мыловарения. Слава о качестве знаменитого и очень дорогого шуйского мыла гремела когда-то по всей Руси-матушке. Сохранились устные свидетельства о том, что один кусок шуйского мыла стоил, как целая корова. Не случайно на гербе города Шуя до сих пор красуется золотой брус мыла!
В Шуе есть Музей мыла и каждый год проводится одноименный фестиваль.
Первые упоминания о шуйских мыловарнях запечатлены в летописи 1629 года.
В 1710 году в Шуе насчитывалось уже 11 мыловарен.
Имена владельцев этих заводов: «А имеют у себя промысел мыльный Андрей Тебриков, Григорий Никифоров, Петр Дохов, Семен Демин, Иван Лисин, Иван Воинов, Иван Коверин, Дмитрий Носов, Иван Коньков, Петр Шигин, и Иван меньшой Гневышев».
Мыльная промышленность в Шуе в это время была столь значительна, что для закупки мыльного товара в Шую во всякое время, а особенно в Борисоглебскую ярмарку, приезжали покупатели из разных городов. Борисоглебская ярмарка устраивалась на площади перед Крестовоздвиженской церковью (ныне площадь перед магазином «Лада»). Борисоглебской ярмарка называлась потому, что проводилась в день празднования памяти святых Бориса и Глеба и была организована на месте, называвшемся в старину Борисоглебской слободой.
Кусок мыла весом 100 кг, сварен в 2018 году шуйским мыловаром Михаилом Луняковым
Мыло варили в больших чугунных котлах, величина которых зависела от размеров самого производства. Обычно размер котла был таким, что рабочий мог свободно мешать мыльную массу в котле специальным большим веслом.
Одним из старинных способов изготовления мыла была т. н. варка на голом (открытом) огне. Этот способ и использовался шуянами в их производстве мыла.
В Шуе различали два сорта мыла. «Ядровое» мыло характеризовалось как лучшее. Это мыло уваренное до ядра, в несколько варок. Обычно варилось из бараньего сала. Другой сорт мыла назывался «духовое», т. е. с приятным духом (запахом). Оно было похоже на современное туалетное мыло. Для отдушки в его состав входили ароматические парфюмерные масла (кедровое, мускатное, масло герани, гвоздичное, розовое, лавандовое, лимонное и прочие).
В 1781 году город Шуя по указу императрицы Екатерины II обрел свой герб. Его верхняя часть с изображением льва говорила о принадлежности города к Владимирской губернии, а в нижней части находилось необычная и редкая геральдическая фигура – золотой брус. В описании шуйского герба говорится, что этот брус означает «славные, находящиеся в том городе мыльные заводы». Таким образом, золотой брус на шуйском гербе символизировал собой кусок мыла – продукт едва ли не самого древнего промысла, которым занимались жители Шуи.
Герб современной Шуи утвержден на основе исторического герба в 2004 году. Все тот же золотой брус на красном поле.
Несколько слов об авторе проекта особняка.
Александр Каминский один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-х — 1880-х годов. Автор первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве, а также огромного собора Николо-Угрешского монастыря.
С 1848 года обучался в Императорской Академии художеств по классу К. А. Тона; по заданию Тона участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя, постройкой которого заведовал его старший брат, Иосиф Каминский. В 1857—1860 годах стажировался за границей; в Париже познакомился с П. М. Третьяковым, в ноябре 1862 году женился на его сестре Софье (1839—1902).
В течение всей жизни Каминский — семейный архитектор рода Третьяковых. Через Третьяковых к нему также пришли заказы Коншиных, Боткиных, Морозовых и других богатейших семейств Москвы. Каминский много строил в Подмосковье и в Иванове. Впоследствии, по заказу Тона он выполнил интерьеры Вознесенского собора в Ельце.
С 1867 года — старший архитектор Московского купеческого общества, по заказу которого перестроил, в частности, Биржу на Ильинке (выстроенную М. Д. Быковским), здание Купеческой Управы на Неглинной, 8, выполнил ряд других работ. Перестройка старых, ампирных домов в «современные» доходные дома надолго стала рутинной работой для Каминского. Строил он и городские усадьбы на манер прошлых эпох — усадьба Четверикова (Колпачный переулок, 7), усадьба Каратаевой — Морозова (Леонтьевский переулок, 10) и другие.
В конце 1880-х годов помощником Каминского работал начинающий архитектор Ф. О. Шехтель.
Макет особняка.
Карьера Каминского оборвалась в 1888 году, когда обрушился доходный дом Московского купеческого общества, возводимый его фирмой (Улица Кузнецкий Мост, 10/8 — Неглинная улица, 8/10). Каминский был признан виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорён к шести неделям ареста. Профессиональная агония продолжалась вплоть до его публичного увольнения с последней должности — архитектора Московского купеческого общества в 1893 году. В 1889—1892 годах Каминский — учредитель и главный редактор «Художественного сборника русских архитекторов» — тщетно пытался через популяризацию своих проектов восстановить репутацию. Архитектор, так и не сумевший вновь войти в строительную элиту, умер в 1897 году. Последней его воплощённой работой стал храм св. Серафима Саровского в Сарове, освящённый в 1903 году.
Алексаандр Степанович Каминский (10 декабря 1829 — 17 декабря 1897).
Отредактировано Loconte (2022-02-03 09:33:05)