По Старосадскому переулку мы заглядываем во двор резиденции Союза художников (еще одно место, куда бы мы никогда не пошли сами)
и зацепили краешек Маросейки- на фото угол городской усадьбы М.Р. Хлебникова-П.А. Румянцева (оно же посольство Белоруссии)
Один из интереснейших памятников русской архитектуры находится по адресу ул. Маросейка, 17, и известен как усадьба Румянцева-Задунайского. Особняк был построен в 1782 году. Ряд исследователей называют архитектором проекта знаменитого В. И. Баженова, другие приписывают постройку М. Ф. Казакову. Единого мнения по данному вопросу по-прежнему нет, вполне возможно, что оба архитектора причастны к проекту. Усадьба была построена в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму для М. Р. Хлебникова, а в 1793 году особняк купил генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, полководец, прославившийся в Семилетней и Русско-турецкой войнах.
Мы же поворачиваем направо и идем по Покровке, где, нырнув в одни из ворот, наконец-то видим дом с галдарейками (наружными лестницами), который безуспешно искали летом! Считается, что таких домов в Москве осталось два, но их три, и все мы увидим в нашей прогулке далее. Когда-то таких домов было много в районе Зарядье, где сперва построили гостиницу "Россия", а теперь - парк.
Отсюда дворами рукой подать до палат Долгоруковых, которые в своей летней прогулке мы тоже прохлопали - не решились пройти через шлагбаум.
Сюда можно пройти и от Колпачного переулка - если в самом конце дома 8 стр.2 завернуть под арку и пройти немного в глубину.
прогулка № 2
Западная часть дома включает палаты XVII века. Их фасад ориентирован на запад и выходил на не сохранившийся до наших дней переулок. Палаты XVII века выстроены на белокаменном подклете XVI столетия, сохранившемся до нашего времени. Вход в этот подклет ориентирован на юг, туда где раньше находился царский Старосадский дворец. Согласно предположению Р. Э. Рахматуллина, подклет XVI столетия мог быть частью литовского посольского двора 1560 года.
В начале XVIII века владельцами палат был род Хитрово, а затем Бутурлины. Около 1730—1740-х годов палаты перестраивались, получив декор в анненском стиле. У Кантакузена в 1744 году палаты приобрёл князь Александр Алексеевич Долгоруков. Позднее он приобрёл и два соседних участка, после чего начал перестройку палат со значительным увеличением их объёма. После перестройки главный фасад был ориентирован на церковь Успения на Покровке, в сторону которой шла парадная подъездная аллея. Вдоль Покровки проходила и парадная ограда со львами, державшими в пастях цепи. После перестройки в центре особняка был сделан каретный проезд, отделявший старую часть здания от нового. Гости могли въезжать в здание на каретах, а из середины проезда боковые лестницы вели в парадный вестибюль с колоннами и скульптурами.
Особняк не пострадал во время пожара 1812 года, и Наполеон расположил в нём центральный офис французской полиции. В сентябре 1812 года здесь состоялся суд над русскими поджигателями Москвы.
В начале 1930-х годов рядом был построен многоэтажный жилой дом, из-за был разобран угол наиболее древней части особняка. В 1997 году была проведена реставрация дома Долгоруковых, однако лифтовая шахта жилого дома не позволила полностью восстановить угол особняка. Реставраторы восстановили бывший главный фасад палат XVII века, выделив его белым цветом. На южном фасаде бледно-жёлтым цветом показана перестройка 1730—1740-х годов