Село Троицкое-Лыково становилось крупным центром всей местности.
Долгие годы имение Троицкое-Лыково принадлежало Нарышкиным. Последней из этого рода хозяйкой 1749 г. стала Екатерина Ивановна Нарышкина – двоюродная племянница Петра I. После свадьбы в качестве приданного она дарит имение своему мужу – Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Так в 1746 году Троицкое-Лыково обрело новых хозяев.
Граф Кирилл Григорьевич Разумовский
Граф Кирилл Григорьевич был блистательным вельможей при дворе двух императриц — Елизаветы и Екатерины II. Сын простого казака, сделавший благодаря брату и собственным выдающимся способностям головокружительную карьеру, фельдмаршал, гетман Украины, президент Академии наук, граф Разумовский присоединил к своим титулам сказочное богатство жены Екатерины Нарышкиной. Парадной резиденцией супругов было село Петровское-Разумовское, а Троицкое-Лыково выполняло чисто хозяйственную функцию. У супругов Разумовских было шестеро сыновей и пятеро дочерей.
1771 год был самым скорбным для Кирилла Григорьевича. 6 июня скончался в своем Аничковом дворце его старший брат Алексей Григорьевич, а через несколько дней после этого умирает жена Екатерина Ивановна, в возрасте 40 лет. Когда сыновья подросли, окончили воспитание и поступили на службу, он переехал на жительство в Москву.
Занимаясь украшением своих имений, Разумовский не забывал и усовершенствований своего хозяйства. 1797 г. он выписал с заводов князя Лихтенштейна испанских овец и таким образом может считаться одним из первых основателей овцеводства в России; разводил шелковицу, выписывал машины, заводил мельницы, свечные фабрики и прочее. Существует придание, что Разумовский первым развел в Малороссии пирамидальные тополя. Крестьяне боготворили имя фельдмаршала Разумовского.
С 1784 г. село Троице-Лыково с окружающими деревнями переход во владение Андрея Кирилловича Разумовского.
В начале XIX века село Троицкое-Лыково у Разумовских отобрали за долги и перепродали вдове Катерине Павловне Бутурлиной и ее сыну Николаю.
Николай Александрович Бутурлин
Бутурлины – графский и дворянский род, он дал стране нашей многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов.
В 1812 году Троице-Лыково было разорено французскими войсками. Наполеон гнал свою армию на Москву. Он и его маршалы были уверены в том, что у кремлевских стен война прекратится. Французская армия вступала в Москву тремя колоннами: 1-я перешла реку Москву у Воробьевых гор, 2-я вступила через Дорогомиловский мост, а 3-я частью через Фили, частью через деревню Черепково и село Хорошево направились к Тверской заставе.
Кавалерия же держалась в предместьях, где легче было достать фураж. Одна из таких частей была расквартирована в селе Троицком-Лыкове. Вероятно, потому и сохранились в целости крестьянские дома, тогда как деревни Черепково и Рублево были полностью сожжены. Мародеров особенно привлекали церкви. Разорив, ограбив и осквернив храмы, они устраивали в них конюшни.
Подвергались нападению и Троицкая церковь, и деревянная (Лыковская) церковь Успения Пресвятой Богородицы. Солдаты похитили утварь из алтарей, чашу для причащения.
После изгнания врага из всех предместий Москвы храмы были заново освящены 14 февраля 1813 года.
Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками.
Деревянная Успенская церковь, которая была неподалеку от каменной Троицкой, в 19 веке пришла в негодность.
В 1843 году Николай Александрович Бутурлин подал митрополиту Московскому Филарету прошение о построении новой каменной церкви. И в 1850 году началось строительство каменной Успенской церкви.
Во внешнем облике этого вместительного храма видны элементы неоклассицизма, псевдорусского и византийского стиля, что характерно для середины XIX века.
Открытие храма в 1951г. происходило очень торжественно, ждали все прихожане и села Троицкого-Лыкова, и окружающих деревень Строгино, Рублево, Луки, Мякинино, Черепково и Екатериновки.
За годы владения Бутурлиным село Троицкое-Лыково не меняло своего уклада и не слишком увеличилось в размере.
После отмены крепостного права во владении помещика остается только усадьба и треть земель, а остальная земля раздается на 982 души бывших крепостных крестьян.
В 1876 году усадьба Троице-Лыково-Бутурлино (было и такое название у этого поместья, но оно не прижилось) переходит к потомственному Почетному гражданину Ивану Ивановичу Карзинкину и его жене Екатерине Ивановне.
Московский купеческий род Карзинкиных известен с начала XIX века в торговле, в основном чаем и сахаром.
Про Карзинкиных я могу рассказывать много, их усадьба в Москве на Ивановской горке, там я про них и рассказывала тем, кого водила туда на экскурсию.
Карзинкины заботились о ремонте храмов, а также открыли в селе лечебницу для приходящих больных близлежащих сел и деревень.
В самой усадьбе велось большое строительство. На самом обрыве над Москвой-рекой был возведен огромный 3-этажный дом с двумя пристройками, которые расходились влево и вправо от главного здания. В доме было 47 комнат, всегда заполненных гостями и странниками. Много сил и внимания требовала к себе усадьба. Хотя, кажется, и не очень далеко от Москвы, да 12 верст – тоже дорога. Еще содержали Карзинкины и переправы через реку, а также паром, лодки и перевозчиков.
Кроме дома, флигелей и сараев, в усадьбе были еще конюшни, свинарник, птичник, овчарня, скотный двор, кузница с мастерской и водокачкой, каретный сарай, зернохранилище, амбар с подвалом, баня деревянная, оранжерея каменная, а при ней лабаз и теплица и даже биологическая станция. В Троицком-Лыкове-Бутурлине тогда было земское училище, конный завод, лавка, трактир и 88 дворов, мужского пола 371 и женского 397 душ. К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой — подмосковным «дворянским гнездом»: барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
Кроме церквей и амбулатории, семья Карзинкиных содержала в Троицком школу, а дочь последнего владельца Сергея Сергеевича Карзинкина – Мария Сергеевна учительствовала в ней. Людям, работавшим у Карзинкиных, при вступлении в брак оказывали помощь при постройке дома и давали приданное. Сергей Сергеевич помогал деньгами и тем крестьянам, у которых случилась беда: пала корова или лошадь. Он взял на себя и обязанности церковного старосты Успенской церкви, следя за сохранностью и пополнением церковного имущества.
В 1901 году начались работы по расширению Успенского храма.
Решено было увеличить трапезную и над ней устроить два придела: во имя Казанской иконы Божией Матери и святого мученика Сергия. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.