Прогулка 8 - Сокольники
Начало - м. Красносельская, окончание - м. Семеновская (за пряжей я тоже сходила, а как же)
Вообще я хотела посмотреть очередной дом Мельникова, потом мне попались два описания сталинок на Краснопрудной, потом богадельня Геера по проекту Кекушева - и оно как-то само сложилось.
У метро Красносельская - сразу три интересных здания:
- Краснопрудная улица, 22-24
Его проектирование началось в 1931 году. Предполагалось, что здесь будут жить сотрудники Наркомата путей сообщения #ссср . Причём не рядовые, а только те, которые отличились ударным трудом. Создание проекта поручили архитектору Ивану Фомину. Место на Краснопрудной улице выбрали по двум причинам. Во-первых, на Красных воротах находилось административное здание ведомства, перестроенное из особняка 18 века. Во-вторых, пересечение Нижней Красносельской улицы и Краснопрудной было очень важным. #москва в то время расширялась. Именно здесь изначально хотели проложить Новое Бульварное кольцо. Эту идею потом отразили и в Генплане развития столицы 1935 года. Поэтому сооружение должно было выглядеть соответствующе.
подробно о доме https://zen.yandex.ru/media/omoskvenesk … 57b79a7e50
- Краснопрудная улица 26/1 или "Дом Утесова"
https://zen.yandex.ru/media/omoskvenesk … 0dc38a97c9
Изначально задумывалось, что #архитектура здания будет перекликаться с домом, который находится рядом (Краснопрудная ул., 22-24). Оба сооружения предназначались для работников Наркомата путей сообщения #ссср . Дом №22-24 для ударников ведомства, а №26/1 - для Центрального управления. Проектировал это здание архитектор Игорь Рожин.
В народе сооружение получило прозвище "Дом Утёсова". То есть в честь знаменитого советского артиста. Однако у Леонида Осиповича здесь никогда не не было квартиры. Возможно, название закрепилось, потому что Утёсов часто бывал в доме и даже иногда жил в квартире известного композитора Дмитрия Яковлевича Покрасса. Он является автором музыки большого количества известных песен, особенно к разным кинолентам. Одной из самых знаменитых является "Три танкиста", написанная им в 1939 году к фильму "Трактористы".
- современное здание, напоминающее модерн начала века
Далее идем по Верхней Красносельской. С правой стороны - богадельня Геера по проекту Л. Кекушева.
Здание, возведённое в 1894-1899 годах по заказу Московского городского общественного управления по проекту архитекторов Льва Кекушева и Иллариона Иванова-Шица. Участок был подарен городу купчихой Наталией Петровной Геер с условием устройства на этом месте богадельни для обанкротившихся представителей мещанского класса. Организация получила название в честь её покойного мужа - швейцарского консула и купца Иосифа Николаевича Геера. После 1917 года здание занимали разные конторы, по состоянию на 2018-й строение пустует.
Разноплановая застройка района
Во дворах - первая часть Алексеевского монастыря. При постройке дороги территорию монастыря разделили надвое и во дворах на Верхней Красносельской стоит храм (1853) и находятся остатки кладбища, а через ТТК - вторая монастырская часть, к которой мы придем позже.
Далее мы переходим ТТК и движемся в сторону 3-й Рыбинской улицы. Там друг напротив друга два потрясающих здания:
- Клуб "Буревестник" в Сокольниках по проекту К. Мельникова
Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
"У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб "Буревестник" и клуб фабрики "Свобода" включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб "Буревестник" - гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации", - комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
В 2002г. под видом реставрации здание было переделано
- Дом Динга через дорогу (3-я Рыбинская ул., 22, стр. 4).
В середине XIX века в Москву переехал предприниматель, уроженец Гамбурга Иоганн-Леонард Динг. Личных сведений о нём практически не сохранилось, в основном вся информация касается его профессиональной деятельности: известно, что в 1883 году Динг в партнёрстве с Александром Марковичем Галиным создал компанию «Динг и Галин» и открыл в Замоскворечье первую в Российской империи фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий. К началу XX века для расширения производства компания выкупила значительный участок земли у реки Рыбинки. Для строительства новых фабричных корпусов пригласили архитектора Александра Калмыкова, он же спроектировал и здание конторы.
По мнению знатока московского модерна, искусствоведа Марии Нащокиной, особняк значительно отличается от современных ему столичных образцов ар-нуво и других работ Калмыкова. Предположительно, Динг предоставил архитектору конкретный образец нравившегося ему дома в Германии, которое и выступило прообразом будущей конторы. Стилистически она сильно напоминает фахверковые европейские виллы начала XX века.
Наиболее выразительным элементом оформления особняка стали три майоликовых пейзажных панно, симметричная пара у центрального двухчастного окна и одно в верхней части башни. Помимо них фасады украшают витражи, маскароны, рельефная лепнина и ажурные узоры решёток. Архитектор также создал выразительные интерьеры: в отделке использовали мрамор и ценную древесину, были установлены резные филёнчатые двери, потолки и стены украшены кессонами
ТТК и вторая часть Алексеевского монастыря