Лена ГМ
В древности Кутанс был одним из главных центров Северной Галлии под названием Козедия (Cosedia)
современное название поприятнее звучит
я даже смогу показать вам эксклюзивные фото, которых вы вряд ли еще где-то увидите
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » По северу Франции. Часть 6. Кан. Байе. Кутанс
Лена ГМ
В древности Кутанс был одним из главных центров Северной Галлии под названием Козедия (Cosedia)
современное название поприятнее звучит
я даже смогу показать вам эксклюзивные фото, которых вы вряд ли еще где-то увидите
Я вот поражаюсь, сколько же во Франции красивых готических храмов! Ведь большинство из них строились не один год и не одно десятилетие. Откуда средства на это брались? С учетом того, что бытовая жизнь была, мягко говоря, без изысков.
на средства церкви и общин, торговля-то была в каждом регионе
потом строили местами долго, не все сразу, несколько поколений
Чтобы ответить более пространно, чем Талюша, на тему строительства готических соборов вообще, обращусь к двум источникам, к Википедии и к https://www.liveinternet.ru/users/lucin … st96715357
В период начала активного строительства больших готических соборов , а это конец 12 -начало 12 веков , территория современной Франции была раздроблена на несколько феодальных образований — графства и герцогства. Только небольшая часть нынешней территории, район современного региона Иль-де-Франс, управлялась королями из династии Капетингов и уже называлась Францией.
Власть короля по сравнению с властью соседствующих с ним графов и герцогов была невелика. Единственной, но очень важной отличительной чертой королевской власти являлся её сакральный характер. Считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. По легенде, святая ампула с миррой была принесена ангелом с небес при крещении Хлодвига I в 496 г. Миропомазание стало неотъемлемым обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий, сопровождавших Великую Французскую революцию. Эта особенность королевской власти и станет той движущей силой, благодаря которой новому стилю архитектуры будут подражать на всей территории нынешней Франции и большей часть Европы в период высокого и позднего средневековья.
Если сказать коротко -сила королевской власти в ее единении с церковью. Так что эти соборы были нужны и власти, и церкви. Каждый правитель, будь то король, герцог или граф, должен был отметиться строительством собора, причем не хуже, чем у соседа.
Это относится и к епископам. Каждый из них, по крайней мере в северной Франции, хотел иметь церковь, выстроенную в новом на тот момент готическом стиле, и старые романские церкви повсюду уничтожались. Для этого им даже не надо было быть старыми. В Париже, чтобы соорудить собор, Морис де Сюлли разрушает церковь Богоматери, которая была перестроена едва ли семьюдесятью годами ранее. В Лане епископ Готье де Мортань к 1170 г. построил свою готическую церковь на месте романского собора, возведенного уже в 1114 г. Романский стиль больше не отвечал современному вкусу — хотелось нового, а то, что делали готические архитекторы, вызывало восторг.
Но не только власть имущим и церкви нужны были соборы, но и простым людям.
Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы и религиозные церемонии. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины, имели место встречи простых горожан и, даже, детские игры. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремеслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Кроме решающей роли в общественной жизни города, собор играл не меньшую роль в его планировке. Ни одно здание не должно было соперничать с ними по высоте. Таким образом, собор определял силуэт города и, как правило, был виден издалека. Все улицы расходились от паперти, причем, чем ближе к собору, тем плотность улиц и домов увеличивалась. К концу средневековья паперти многих соборов были полностью застроены.
Соборы были предметами гордости, а также видимыми издалека знаками могущества. А равно и местом вполне мирской деятельности. Человек средневековья в соборе чувствовал себя как дома. Нередко он там ел, спал, разговаривал, не понижая голоса. Поскольку скамей не было, по церкви свободно расхаживали и частенько в ней укрывались от непогоды. Запреты церковных властей на проведение в церквах светских собраний доказывают, что, вероятней всего, это было широко распространенным явлением. Подтверждением тому служит еще один факт: во многих городах, где был собор или большая церковь, не строили ратушу.
Разобрались зачем строили, теперь обратимся к финансам.
Возведение готических соборов было делом чрезвычайно затратным, как в плане финансов, так и с точки зрения использования рабочей силы.
Збигнев Херберт в эссе "Камень из кафедрального собора" пишет: " Никакие архивные материалы не позволяют сделать вывод, что перед началом этих колоссальных работ производились какие-то подсчеты затрат и составлялись сметы. В средневековой бухгалтерии действовал романтический принцип соизмерения усилий в соответствии с замыслом".
Затраты на строительство превосходили средства, какими мог располагать один человек, даже суверен. Большие средства вкладывали сами епископы.
Это делал в Лане Готье де Мортань, а в Париже так же поступал Морис де Сюлли. Один современник определенно утверждает: «Он возвел здание скорее на свои средства, нежели на щедроты других». В своем завещании Морис де Сюлли еще отказал своей церкви сумму в сто ливров, чтобы настелить кровлю из свинца. В Суассоне епископ Нивелон предоставляет землю для собора .
Кроме этого, требовались пожертвования населения. И не всегда это было добровольные пожертвования.
Желая обеспечить постоянный приток средств, Папы Римские в XIII веке потребовали, чтобы четвертая часть доходов каждой церкви предназначалась на строительство. Но требование это исполнялось не слишком дотошно. И вот король Ян Чешский передает на строительство церквей доходы от королевских серебряных копей. Не отставали и городские коммуны. В Орвието в 1292 году произвели перепись жителей и в соответствии с их состоянием назначили налог на строительство II Duomo.
На собор идут также деньги от обычных приношений, сделанных верующими во время мессы или прочих служб, при выставлении реликвий. А мы знаем, что в средние века дары алтарю и реликвиям составляли значительный и верный доход.
Существовал и другой способ, использовавшийся многими епископами, к примеру, при строительстве Осерского собора: епархиальные или капитульные священники брали самые почитаемые из своих реликвий и носили их по всему своему и соседним диоцезам, доходя иногда даже до рубежей страны и переходя границу. Вдоль всего пути следования они собирали пожертвования для пополнения церковных фондов.
Сохранился также весьма интересный реестр жертвователей на возведение Миланского собора, включающий все профессии и социальные группы, в том числе и куртизанок. Очень часто дарения поступали натурой; так, королева Кипра пожертвовала одному из итальянских соборов великолепную, шитую золотом ткань. Лихорадка пожертвований порой приводит к семейным конфликтам. Например, один итальянец просит возвратить золотые пуговицы, которые жена принесла в дар на строительство. Рядом с церквями открываются большие лавки, где можно купить все, что жертвуют верующие, — от драгоценностей до домашней птицы.
В отчетах о строительстве часто приходится читать меланхолическую констатацию: «Ничего не делается. Нет денег».
Чтобы умножить щедрость верующих, обращались и к другому средству: частным лицам, жертвовавшим деньги, отпускали грехи или гарантировали индульгенциями сокращение срока пребывания в чистилище.
Наконец, к суммам, добытым и собранным епископской властью, прибавлялись единовременные пожертвования частных лиц.
Некий Манассе Мовуазен, который в 1195 г. даровал шартрской церкви Богоматери ренту в 60 су; эта рента была целенаправленно предназначена на перестройку церкви (ad opus ecclesie); «и когда начатая работа, — говорится в дарительной грамоте, — милостью Божией подойдет к концу, вышеназванная рента останется все равно в распоряжении церкви». Взамен жертвователь просто просит каноников молиться за него в этой церкви в годовщину его смерти.
В Осере спустя пять лет после закладки первого камня собора образовалось «братство созидания», состоявшее из группы верующих, желавших получить отпущение грехов, добывая средства, чтобы ускорить окончание строительства храма. Возможно, этот институт был распространен и во многих других местах.
В Суассоне графиня Вермандуа Аделаида, дабы помочь возведению собора, предоставляет из своих угодий Валуа весь строевой лес, необходимый для сооружения кровли; она же дает распиленный на куски и обработанный дуб, чтобы изготовить скамьи для каноников; наконец, она несет расходы по одному из витражей.
Другой сеньор из того же края берет на себя еще два окна. В Труа в 1218 г. одно частное лицо разрешает церковному совету брать в своем карьере тесаный камень.
В Шартре в 1210 г. канцлер капитула Робер де Беру преподносит в дар одно из окон хора. Этот витраж сохранился до наших дней — он изображает две группы паломников и самого коленопреклоненного пред алтарем жертвователя.
Пожертвования такого рода многочисленны: это поле соперничества отдельных лиц и корпораций в набожности. Все эти щедроты и множество других, были выгодно помещены: они приносят дарителям уважение на этом свете и надежды на спасение в мире ином
Другой серьезной проблемой для строителей соборов была транспортировка материалов. Транспортные средства оставались те же, что и в античные времена, то есть водные пути и повозки, в которые запряжены лошади или мулы. Если каменоломня находилась на расстоянии более десяти километров от места строительства, как это было, к примеру, в Шартре, то одна упряжка доставляла за день полторы тысячи килограммов камня, то есть около одного кубического метра.
Какова была стоимость транспортировки? Если материал доставлялся из места, находящегося на расстоянии в несколько десятков или более километров, его цена увеличивалась втрое, а то и впятеро.
Нельзя не упомянуть об одном оригинальном транспортном средстве, не встречавшемся нигде и никогда, кроме Средних веков, а именно спинах верующих, добровольно предоставлявших их для доставки строительных материалов.
Например, прежде чем паломники доходили до прославленного собора Св. Иакова в Компостелло, каждый из них в городке Трикастела получал порцию известняка, которую должен был донести до Кастанеды, где находились печи.
В часто цитируемом письме аббата Эмона из Шартра (1145 год) описывается, как толпа женщин и мужчин всех сословий тянут возы «с вином, пшеницей, камнем, деревом и всем прочим, потребным для строительства церкви и пропитания». Тысячи людей идут в полном безмолвии. Дойдя до цели, они распевают благодарственные гимны и исповедуются в грехах.
Финансы и транспорт — вот слабые места возведения готических соборов. Поэтому многие из них превращались в настоящие долгострои.
Постоянная забота об облике собора и его строительстве в Англии, Германии и Франции лежала на аббатах и епископах, а в Италии — на городских коммунах.
Надеюсь, я ответила на интересный вопрос Игоря.
Откуда средства на это брались? С учетом того, что бытовая жизнь была, мягко говоря, без изысков.
А ведь этот вопрос напрямую связан с темой строительства новых храмов у нас в стране. Это обсуждали в частности тут
Храм Вооруженных Сил и музей " Дорога памяти -1418" в парке "Патриот"
Бесконечный стон "лучше отдайте деньги ветеранам, сиротам, больным и т.д.". И в те времена и в Европе, и в России было куда потратить средства по другому, кому раздать, кому помочь. И думаю, что поболее , чем сейчас. И не было бы тогда этих соборов, которыми мы сейчас восхищаемся. Наши правители и церковные иерархи ничем не лучше и не хуже предыдущих, они так же хотят оставить память о своем правлении. Наша страна тут переплюнула многие другие, я имею ввиду церковное строительство. Хорошо это или плохо - мое мнение, что сильный перебор, но есть сооружения, которые точно останутся как важные памятники эпохи. А денег сколько ни раздай -всегда будет мало.
Меньше бы бордюры меняли и плитку перекладывали. А средства также собираются из разных источников - из государственных, из церковных, пожертвования от олигархов и простых людей.
Главная достопримечательность Кутанса — собор Нотр-Дам.
Первая базилика была построена в Кутанске примерно в 430г. святым Эриптиолом на месте галло-римского храма. Вероятно, базилика была деревянная, однонефная. Эта базилика была разрушена норманнами около 866 года. Для Кутанса начался долгий период без постоянного епископа и собора . Епископы Кутанса более века проживали в Руане.
Лишь около 1030 г. храм в чистейшем романском стиле начал строить Роберт, бывший епископ Лизье; но он умер в 1048 году, и поэтому именно епископ Жоффруа де Монбре, его последователь, внесет свой вклад в строительство этого собора из местного гранита, завершенного во второй половине 11 века. Большой финансовый вклад внесли сыновья некого Танкреда де Отвиля , и их семь статуй украсили северный портал в знак признания . Вильгельм Завоеватель также помог, поскольку Жоффруа де Монбре участвовал в завоевании Англии. 8 декабря 1057 г. собор был освящен . Для епархии Кутанс начался период «блеска и процветания». Этот романский собор имел размеры, равные нынешней готической конструкции.
Сильное землетрясение в декабре 1091 года повредило здание, особенно хор и трансепт, их успели восстановить до смерти епископа Жоффруа де Монбре , который умер в 1093 году, и был похоронен вэтом храме.
Кутанс не забыл этого прелата и посвятил ему одну из его главных улиц.
В начале 13 века собор сгорел.Его отстраивали уже в новом готическом стиле.
Общая форма собора сохранилась, но уже в новом готическом стиле начала 13 века. Ромаснкие башни сохранились в основании готических башеш, фланкируюших западный фасад.
Римскую внешнюю стену можно увидеть в романских галереях над готическими нефами. Не сохранилось никаких романских следов в хоре и трансепте.
В качестве нового материала был использован известняк из региона Ивето, легкий камень, с которым легче работать, и легче перевозить его на деревянных санях.
Собор в его нынешнем готическом стиле строился в несколько этапов в 13 веке.
У собора был и клуатр, но он исчез после осады 1356 года.
Самые поздние части -это боковые часовни, пристроенные в 14 веке.
В 16 веке гугеноты разграбили собор, уничтожив мебель и множество витражей.
В 17 веке Нотр-Дам де Кутанс стал первым в мире собором, где был установлен алтарь, посвященный Святейшему Сердцу Иисуса. Идея установления алтаря принадлежала Святому Иоанну Эду.
В 18 веке уничтожили надробия в хоре , а во время революции были разрушены скульптуры тех 7 братьев, которые спонсировали строительство собора.
К счастью, бомбардировки 1944 года в значительной степени пощадили собор, который остался посреди руин, с повреждением только южного портала и крыш.
Сейчас собор Нотр -Дам де Кутанс является главным кафедральным собором Нормандии, здесь находится кафедра епископа.
Ко второй половине 13 века относится западный фасад , тогда обе романское башни получили готические шпили.
Ажурная галерея с "розочками"
Башни дополнены более маленькими башенками
В тимпане поврежденная статуя Христа на троне в окружении символов четырех евангелистов
Исключительно эффектна апсида, с пристроенной капеллой. Башня средокрестия так и не получила запланированный шпиль.
Лена ГМ
Меньше бы бордюры меняли и плитку перекладывали
я бы сказала так - не меньше бы перекладывали, а нанимали бы специалистов и делали редко, но качественно.
Главная достопримечательность Кутанса — собор Нотр-Дам
эх, красота!!!
Отредактировано Loconte (2021-06-09 09:46:45)
Внутри собора классическая готика
По бокам трифорий в два яруса -нижний трифорий кажется ложным, но это не атк. на него есть выходы, а верхняя галерея вообще проходная насквозь.
Над входом орган, за ним витраж
Над средокрестием высокий купол
В куполе мы видим два яруса обходных галерей , нижняя с арками, верхняя -это открытая балюстрада. А хотелось бы побывать там и взглянуть оттуда вниз ? А у нас с вами сейчас будет такая возможность, пусть и виртуальная.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » По северу Франции. Часть 6. Кан. Байе. Кутанс