По северу Франции. Часть 6. Кан. Байе. Кутанс
Сообщений 131 страница 140 из 187
Поделиться1322021-05-11 09:17:57
На углу улиц Rue des Cuisiniers и Rue Saint-Martin находится самый старый дом в Байё, построен он в 14 веке. И это одновременно самый большой иp старых фахверковых домов в городе.
Первый этаж каменный и на нем большие выступающие полки , на них купец, хозяин дома, раскладывали товар .
Дверь, на которой раньше был фамильный герб, возможно сгорела во время революции. Маленькие окна на боковом фасаде - это винтовая лестница. Небольшие вентиляционные решетки в самом низу указывают на наличие сводчатых подвалов.
Нависающие верхние этажи сделаны из деревянных брусов и туфового известняка. Дымоход от камина украшен трилистниками, такой декор характерен для 14 века
А дальше я расскажу про музей гобелена королевы Матильды.
Поделиться1332021-05-13 18:05:35
Три основных музея Байё имеют общий сайт https://www.bayeuxmuseum.com/
Это музей -мемориал Битвы в Нормандии в годы Второй мировой войны ( Le Musée Mémorial de la Bataille de Normandie), Музей изящных искусств и истории ( Musée d’art et d’histoire Baron Gérard ) и интересующий нас музей гобелена (LA TAPISSERIE DE BAYEUX)
https://www.bayeuxmuseum.com/la-tapisserie-de-bayeux/
Гобелен королевы Матильды.
Гобелен является одним из самых известных и ценных памятников раннего средневековья, дошедших до наших дней. Представляет собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским.
Он включает в себя 58 сцен, на которых запечатлено сражение между Вильгельмом и Гарольдом за английский трон в 1066 году.
Гобелен был создан в конце XI века. С 1983 года он находится в бывшем Дворце епископа. Там же до 1969 года находилась городская семинария Байо. Это большое здание, построено в классическом стиле в последние десятилетия семнадцатого века. Сегодня, кроме музея гобелена, там находится муниципальная библиотека.
Это не очень интересное внешне здание, я сделала только одно фото
А второе нашла в инете, это прилегающая к семинарии капелла.
В музее на подходе к гобелену посетители разглядывают восковые фигуры Гийома и его воинов, карты сражений, макеты и множество других экспонатов сходной тематики, но в конце концов оказываешься перед дверью с заветным словом "гобелен".
Покажу три общих вида гобелена и расскажу про его историю.
Традиционно считается, что ковер этот был вышит по приказу жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды Фландрской, ее придворными, за что и получил название «ковер королевы Матильды» (Tapisserie de la reine Mathilde). Другая версия его происхождения предполагает, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё и единоутробный брат Вильгельма и один из ближайших его соратников . В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты:
- на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда;
- ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо. Возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е гг.) и, наверное, предназначался для его убранства.
В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.
Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.
Доподлинно определить происхождение этого памятника истории вряд ли удастся, ведь первое упоминание о нем датируется лишь 1476 годом. В любом случае есть все основания считать, что ковер был выткан сразу после изображенных на нем событий («повествование» на ковре заканчивается событиями 1066 года).
Более сложный вопрос заключен в том, кто был дизайнером изображения. Если окинуть взглядом весь гобелен в целом, то становится ясно, что он прославляет великую победу. И видно, что авторство замысла принадлежит одному человеку. Кто же это мог быть – мужчина или женщина? Скорее всего, мужчина, непосредственный участник событий. Сцены битвы на гобелене изображены очень живо и с кровавыми подробностями. Вряд ли дама могла знать о подобных подробностях, не побывав в гуще событий.
Гобелен состоит из восьми отдельных кусков льна, соединенных вместе по длине. Полагают, что сначала на ткань был нанесен рисунок, затем вышит и только после этого соединен в единое полотно.
Всего на ткань нанесено 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности.
Они описывают всю историю конфликта, приведшего к завоеванию Англии. Таписсерия очень подробно в картинках описывает подготовку похода, строительство кораблей, погрузку воинов, погрузку скота и провизии, путешествие через пролив, высадку и саму битву при Гастингсе. А так же предшествующие события. Вильгельм изображен смелым и отважным, а Харальд лицемерным, да еще и неправильно коронованным.
Основная картина размещается в центре полотна, а сверху и снизу от нее можно увидеть вышитые орнаменты, которые, по-видимому, должны были помогать восприятию сюжета. Кроме того, над каждой сценой вышит короткий комментарий, позволяющий понять ее смысл.
Так мы видим, как английский король Эдуард Исповедник, у которого не было наследников, отправляет своего самого могущественного графа Гарольда в Нормандию, чтобы сообщить о том, что Эдуард хочет видеть своим приемником Вильгельма. Корабль Гарольда терпит крушение и (что было нормально по законам того времени) его берет в плен тот, на чью землю его выбросило – Ги де Понтье. Вильгельм платит за него выкуп, и они вместе участвуют в походе на Бретань. Гарольд дает клятву о передаче трона Вильгельму и тот снабжает его всем необходимым для возвращения в Англию. Вскоре после возвращения Гарольда король Эдуард умирает, и Гарольд в нарушение клятвы становится королем. Вильгельм готовит экспедицию, чтобы отобрать обещанную ему корону. Его войска высаживаются в Англии, происходит битва, в которой Гарольд погибает на поле боя – стрела норманнского воина угодила ему в глаз, и наступившая смерть внесла панику в саксонские войска.
Весь гобелен - это иллюстрированная энциклопедия жизни и быта XI века. Тут подробно изображены корабли и их оснастка, одежда и вооружение воинов, сбруя лошадей, телеги, повозки, приготовление пищи на кострах... Очень интересны сцены постройки флота, можно рассмотреть плотницкие инструменты, своеобразные вороты-лебедки для спуска судов. Очень подробно и драматично изображены все этапы Битвы при Гастингсе. Авторы таписсерии не поскупились на реалистичные детали боя: отрубленные конечности, простреленные тела и разрубленные головы.
Интересно отметить, что сюжет ковра носит явно пропагандистский, пронормандский характер. Например, коронацию Гарольда проводит архиепископ Кентерберийский Стиганд, который не был рукоположен римским Папой, а за самовольное занятие архиепископской кафедры даже был отлучен от церкви. Такая коронация в глазах большинства людей не могла быть легитимной. Однако английские источники утверждают, что коронацию проводил архиепископ Йоркский Элдред, а значит, процедура была вполне законной.
В средние века ковер ежегодно выставлялся на всеобщее обозрение в кафедральном соборе. Сейчас же для него построен специальный музей, в котором ковер является единственным экспонатом. Действительно, ценность этого предмета для истории сложно переоценить. Ведь в письменных источниках того времени практически нет описаний жизни, внешнего облика людей, традиций. На основании изображений на ковре сделаны многие выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени. Саксы на гобелене изображены усатыми, а норманны с бритыми затылками.
В 1066 г. К Земле приближалась комета Галлея – она также вышита на гобелене.
Видно, что прежде гобелен был длиннее, за 1000 лет его существования было утрачено как минимум 7 м. Как, когда и почему потерялась одна часть – неизвестно. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя, которая произошла на Рождество 1066 года. Возможно, там было изображено его прибытие в Лондон и возведение Тауэра.
Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки. Нигде в мире нет ничего подобного гобелену из Байе – даже если бы его вышили не тысячу, а двадцать лет назад, он собрал бы множество восхищенных зрителей.
Интересные факты.
На гобелене изображены:
- 623 человеческие фигуры;
- 55 собак;
- 202 лошадей;
- 41 корабль;
- 49 деревьев;
- почти 2000 латинских слов;
- более 500 мифических персонажей (вроде драконов);
- можно различить по меньшей мере 8 оттенков шерстяных нитей: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного;
- при вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».
После завершения работы над ковром, он был доставлен в Байе и выставлен в соборе Нотр-Дам, возведенном епископом Одо. Известно, что более 400 лет гобелен находился на стенах собора – это становится очевидным при изучении описи церковного имущества тех времен. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Нотр-Дам в Байё, датированной 1476 г. В следующие триста лет описи не велись, но можно предположить, что гобелен оставался на своем месте. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В 1750 году он был отправлен на изучение в Англию, в историческое сообщество Palaeographia Britannicus. По возвращении гобелен оказался в опасности. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но адвокат Lambert Leonard Leforestier, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.
В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, хоть это и заставило вышивку вытянуться, но по крайней мере, гобелен был в безопасности. В 1818 году англичане проявили интерес к шедевру. Прибыл реставратор, который более двух лет изучал гобелен и составил план реставрации, однако приступить к его выполнению ему помешала смерть. Однако реставрация все же была проведена в 1842 году. Тогда же гобелен впервые поместили под стекло. В 1870 году его вновь свернули и убрали в тайники – шла Франко-Прусская война, никто не хотел рисковать. Через два года шедевр вновь явил себя миру. До 1913 года он был открыт взорам публики, а затем вспыхнувшая I Мировая война вновь заставила жителей Байе свернуть ковер и спрятать его в тайники. Также поступили власти и во время II Мировой войны, зная стремление нацистов коллекционировать произведения искусства на завоеванных территориях. Поэтому большую часть военного времени ковёр провёл в подземельях Лувра. После капитуляции Германии гобелен был выставлен в Париже во всем блеске своей славы. Через год он вернулся в Байе.
Вся длинная лента таписсерии тянется с поворотами в специальной витрине за стеклом. В залах для сохранности приглушен свет.
Интересен ковер и для непрофессионалов. Достаточно заметить, что фотографии с фрагментами этого ковра есть практически в любом учебнике по средневековой истории, в том числе и в тех, которые используются в наших школах. Так что даже человек, никогда не слышавший о городе Байё и его ковре, не интересующийся историей, наверняка видел фотографии его фрагментов. Кроме того, ковер вполне можно считать первым дошедшим до нас комиксом, который и сейчас интересно рассматривать.
Поделиться1342021-05-13 18:35:31
Гобелен начинается с того, что Король Эдвард, Гарольд, герцог Англии и его свита скачут в Бошэм (Bosham).
Король Англии Эдуард Исповедник в 1064 году дал неприятное задание своему поданному герцогу Гарольду съездить в Нормандию, чтобы уплатить дань нормандскому герцогу Вильгельму. Унизительность мероприятия для Гарольда усиливал тот факт, что в 1051 году Эдуард и Вильгельм заключили соглашение, по которому трон после Эдуарда достанется нормандскому герцогу. Однако Гарольд использовал свою миссию и для личных целей – он организовал освобождение своих племянников Валфнота (Wulfnot ) и Харкона (Harkon). К сожалению, корабль, на котором Гарольд двигался к берегам Нормандии попал в сильный шторм, и бедняга герцог был захвачен в плен неким Ги Понтью (Guy of Ponthieu). Обратите внимание на моду на усы тех времен.
Корабли Гарольда в море
Ги захватывает Гарольда и отправляет его в Борен (Beaurain), где удерживает силой.
Посланник герцога Вильгельма прибывает к Ги.
Ги Понтью оповещает Вильгельма, что он взял в плен герцога Гарольда. По сей день остается открытым вопрос, был ли уплачен выкуп за пленника. Одни говорят, что Вильгельм раскошелился, чтобы освободить знатного пленника. Другие считают, что он категорически отказался. Слегка поднажав на Ги, используя способ деликатной угрозы, он постарался убедить того в ошибочности его поведения.
Сцена на гобелене показывает момент передачи герцога Гарольда Вильгельму. Слева мы допускаем, что это Ги, указывающий на Гарольда, адресуясь к Вильгельму, стоящему справа.
Герцог Вильгельм и его армия приходят к Мон-Сен-Мишель. Они пересекают реку Кеснон (Cuesnon).
Герцог Гарольд вытаскивает их из песков. И все вместе они прибывают в Дол (Dol), и Конан спасается бегством.
Солдаты герцога Вильгельма сражаются с жителями Динана
Поделиться1352021-05-13 18:55:57
Гарольд приносит клятву верности герцогу Вильгельму.
Гарольд понимает, что у него нет выбора, что ему придется принести клятву верности Вильгельму, если он хочет когда-либо попасть домой и освободить Валфнота и Харкона. Сцена изображает акт поклонения перед святыми реликвиями. Это было последним, что он хотел бы сделать. Будучи хитрым политиком, он даже эту клятву верности использовал в своих интересах. Мол, приносил он ее под давлением и находясь в фактическом плену, так что юридической силы данная клятва не имеет. Однако в данный момент цель Гарольда была достигнута: Харкон, его племянник, последовал в Англию за дядей. Его же брат Валфнот остался в заложниках по очевидным причинам.
Герцог Гарольд возвращается домой в Англию. И пришел он к королю Эдуарду. Король Эдвард в постели говорит со своими поданными. И здесь же он умирает.
Тело Эдуарда Исповедника перенесли в Вестминстер, где и похоронили, ибо аббатство было построено им самим. Теперь события, которые последовали спустя 10 месяцев, стали необратимыми.
После смерти Эдуарда Исповедника 6 января 1066 года королем должен быть Гарольд, ибо последними словами Эдуарда были: "Я поручаю мою жену твоим заботам и вместе с ней – все мое королевство". Были ли сказаны эти слова Эдуардом на самом деле – до сих пор под вопросом. Если были, то их можно интерпретировать разными способами. Гарольд же не сомневался.
На следующий день после смерти Эдуарда Исповедника Гарольд был коронован в Вестминстерском Аббатстве. Он стал первым королем, возведенным на престол в этом месте.
Вскоре произошло явление кометы. Комета Галлея была впервые замечена 24 апреля 1066 года. Саксы считали ее плохим предзнаменованием. Было высчитано, что тогда комета была значительно ярче, чем зимой 1985. Понятно, что в те времена любые небесные аномалии считались знамением Божьим, посланным для поддержки или же предупреждения. Предзнаменованиям же придавалось большое значение в Средние века.
Новость о коронации Гарольда вызывает гнев Вильгельма. Он убеждает своих графов и баронов присоединиться к нему в этом крестовом походе. Кроме того, он заручается поддержкой Папы. Так что начинается подготовка к завоеванию Англии.
Корабли спускают на воду.
Вильгельм присоединился к своему флоту в районе Сен-Валери-сюр-Сомм (St Valery sur Somme), ожидая идеальных условий для пересечения Ла-Манша и начала завоевательной операции.
Поделиться1362021-05-14 09:59:56
самый старый дом в Байё, построен он в 14 веке
Удивительно, сколько всего видел этот дом!
Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки.
Невероятно! Какая работа!
Очень интересно рассматривать, и краски яркие, и сюжеты многофигурные и 1000 лет!!
Поделиться1372021-05-14 12:32:39
Гобелен потрясающий! Сколько труда! Фантастика, и что сделали, и что сохранился!
Поделиться1382021-05-14 22:50:26
Лена ГМ
Гобелен королевы Матильды
потрясающе!!!
Невероятно, что сохранился и в таком состоянии.
Поделиться1392021-05-15 09:38:51
Гобелен - это уникальный документ эпохи. И информационный. и художественный.
В Гастингсе Вильгельм узнает о Гарольде, его расположении и вероятности его победы у Стамфордского моста. Справа (под цифрой 47) норманны поджигают дом, один из множества, которые будут сожжены на завоеванных территориях.
Солдаты покидают Гастингс и идут на битву с королем Гарольдом.
Битва при Гастингсе.
Атака норманнов на стену из щитов саксов. Копья держались над плечом для большей эффективности удара. Этот прием часто использовался в рыцарских поединках. Однако было достаточно тяжело пробить заслон из щитов, который хорошо защищал и от стрел, и от копий. Вильгельм никогда прежде не встречал такой тактики обороны, и потому был слегка растерян. По нижнему краю гобелена мы видим многочисленные тела людей и животных.
Поделиться1402021-05-15 09:43:35
Справа воин длинным топором наносит удар по лошади. Живая иллюстрация эффективности Датского военного топора. Эти топоры с длинной рукояткой могли сразить и всадника, и лошадь. Это было зловещее оружие и изначально использовалась датчанами, особенно телохранителями короля Кнута.
В центре сцены Гарольд изображен держащим или же пытающимся извлечь стрелу из глаза. Даже если бы он не был убит, храбрости его защитников не было бы достаточно, чтобы защитить его от норманнов. Чтобы уж точно не было сомнений в гибели Гарольда, норманны добивают его.
Последняя сцена гобелена. Эта финальная часть гобелена показывает нам отступление остатков армии саксов.
Про гобелен у меня все. А дальше покажу самые живописные уголки Байё.