В день нашей прогулки по Басманным улицам гараж был большей частью в лесах, но в метро висят плакаты о том, что его открыли после реконструкции, надо сходить переснять. И буквально на прошлой неделе прочитала, что началась реконструкция здания Новосухаревского рынка (номер 6 выше), наконец-то все приведут в порядок и, возможно, сделают единый маршрут или билет по работам Мельникова.
10. Гараж на Новорязанской улице
Адрес: Новорязанская улица, 27, м. Бауманская
С чем совместить: с прогулкой по Бауманским улицам.
Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале XX века. Первые грузовики появились на улицах города в сентябре 1907 года и предназначались для перевозки дров. В 1924—1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук. Для размещения автомобилей потребовалось строительство гаража. Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову. В это время по заказу Московского коммунального хозяйства завершалось строительство другого, Бахметьевского гаража (номер 3 выше), где Мельников применил уникальную прямоточную систему — движение автомобилей по стоянке совершалось без использования заднего хода.
По причине небольшого размера участка строительства гараж был решён в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд. Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот — для разнонаправленного движения автотранспорта. По проекту Константина Мельникова автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть. До настоящего времени сохранилась только одна пара ворот — все остальные были заложены кирпичами.
Работа над инженерным решением здания была поручена соавтору Константина Мельникова Владимиру Шухову, изобретателю конструкций пространственных плоских ферм (см. Шуховская башня на Шаболовке). Его инженерные решения были применены при проектировании перекрытий Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала в Москве. Для гаража на Новорязанской улице инженер разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. Гаражный комплекс был рассчитан на 250 крупногабаритных автомобилей