Бон, он же Beaune - небольшой городок (с населением чуть больше 20 тысяч человек) примерно в двадцати минутах железнодорожной поездки из Дижона.
От вокзала минут десять ходьбы до старой городской стены. Построена в период XII - XIV веков. До наших дней уцелело 2,5 км этого оборонительного сооружения.
Главная городская достопримечательность - Отель-Дьё (Hôtel Dieu), то бишь Дом Божий.
Идея построить в Боне больницу для бедных принадлежала Николя Ролену, канцлеру при дворе герцога бургундского Филиппа Доброго. Ролен - фигура весьма примечательная. Выходец из небогатой дворянской семьи он, благодаря своему уму и упорству, а также двум удачным женитьбам, сумел для начала добиться должности адвоката гецога Бургундского в парижском парламенте, а затем стал советником Иоанна Бесстрашного, доверенным до такой степени, что тот стал крестным отцом третьего сына Ролена. После убийства Иоанна Бесстрашного французами его наследник Филипп Добрый назначил в 1422 году Ролена канцлером, в коей должности тот пребывал сорок лет. Важнейшим итогом деятельности Ролена на этом посту было заключение договора в 1435 году в Аррасе, положившем конец шестнадцатилетней войне между Бургундией и Французским королевством. По договору король освобождал герцога от ленной службы, отдав ему в залог несколько городов, что означало получение Бургундией фактической независимости. К тому, же французы были вынуждены официально покаяться за убийство Иоанна Бесстрашного, а также построить капеллу в церкви в Монтеро, где свершилось убийство, основать там же монастырь, возвести на месте убийства крест, Ко всем у этому добавлялись церкви с капеллами в Риме, Генте, Дижоне, Париже, Сантьяго-де-Компостелла и Иерусалиме.
В том же году Ролен заказал Яну ван Эйку картину известную ныне как «Мадонна канцлера Ролена». Мне кажется убедительной версия, согласно которой картина являет собой знак победы и отмщения: мост через реку на дальнем плане - это мост в Монтеро, на котором был убит Иоанн Бесстрашный, а двое человек, смотрящих на него - это погибший герцог и сам Ролен.
При всем при том, Ролен не забывал и себя, сумев сколотить огромное состояние. «Ролен, став канцлером герцога Бургундского, захватил себе столько добра, что его хозяин был вынужден ему сказать: «Это уж слишком, Ролен...», - говориться в одной старинной книге. В соглашении о разделе имущества после смерти канцлера упоминается о 22 замках и 5 укрепленных домах в Бургундии. Можно представить скольких сделок с совестью потребовала столь успешная карьера и приобретение таких несметных богатств в разоренных Столетней войной землях. Можно предположить, приближение к финишу, а Ролену к тому времени исполнилось уже 69 лет, подвигло канцлера на размышления о том, с чем же он предстанет перед Господом. К тому же, супруга канцлера, третья по счету, активно подталкивала Ролена к участию в благотворительной деятельности. Гигонь де Сален (имя Guigone гугль велел произносить именно так) была фрейлиной герцогини Бургундской. Ролен женился на ней в 1421 году, ему было 47 лет, ей 18. Столетняя война до крайности разорила страну, население пребывало в полном ничтожестве, одолеваемое голодом и болезнями, а потому открытие больницы для бедных можно было рассматривать как лучшее вложение в будущее царствие небесное. Закладывая первый камень, Николя Ролен произнес речь: «Я, Николя Ролен, рыцарь, гражданин Отёна, сеньор Отюма и канцлер Бургундии, в этот день, в воскресенье 4 дня месяца августа, в год 1443 от Рождества Господня… дабы спастись, желая поменять блага временные на блага вечные… основываю в городе Бон больницу для бедных с часовней, во славу Бога и Богоматери…».
К делу подошли со всей основательностью: было получено одобрение Филиппа Доброго, освободившего больницу от всех налогов и сборов на все будущие времена; был разработан специальный устав, регламентирующий работу заведения, со специальной статьей, определяющей, что управление больницей должно осуществляться исключительно наследниками Роленов, что и исполнялось вплоть до 1789 года; была основана община гостеприимных сестер Бона, которые должны были ухаживать за больными; были определены источники финансирования, коими служили доходы от солеварен и виноградников. Когда через несколько лет выяснилось, что имеющихся средств недостаточно для содержания больницы, к существующим ресурсам были добавлены дополнительные.
За архитектурный образец было взято здание больницы Святого Якова в Валансьене. За постройку отвечали Жан Рато и Гийом ля Рат. Строительство заняло 8 лет, и 1 января 1452 года Дом Божий открыл свои двери для первых пациентов.
В общем, можно сказать, что Ролен и его жена вложили всю душу в дело своей жизни. Заряд был столь мощный, что больница проработала без перерыва до 1971 года, когда лечебная часть была переведена в новое здание, а в старом был открыт музей, который смело может быть рекомендован к посещению. Представить конечно - 1443 год это всего шесть десятков лет после Куликовской битвы, еще не снято ордынское иго, еще Америка не открыта, еще Константинополь не захвачен османами...Сколькие царства-королевства пали с тех пор, сколько раз перекраивалась карта мира, ветер сменил пар, а пар - электричество, кардинально поменялось представление об устройстве вселенной, а больница все это время работала себе и работала.
Я не любитель аудиогидов, но в данном случае стоит его взять - благо есть на русском - будет гораздо понятнее что и как там устроено.
Если снаружи Отель-Дье выглядит довольно сурово и строго, то стоит только войти во двор, вашему взору открывается настоящий праздник взору.
Отредактировано штихмус (2020-05-06 22:06:31)