За несколько приездов в Геную, она так и не стала другом.
Но и разочарования не было, я всегда вспоминала этот город, как что-то приятное, но так до конца и не понятное, хотя, казалось бы, не осталось в этом городе для нас особых секретов.
Мысль о возвращении порадовала. Почему бы и нет?
Генуе, и ее легендам в книге «Вкус итальянской осени: кофе тайны и туманы» посвящена целая глава, как и лигурийской кухне, от фокаччи до фаринаты, и лигурийским винам, и призракам старого центра Генуи.
И все, что мне сейчас остается, поделиться впечатлениями от возвращения.
В Генуе мы пошли проверенным за последние поездки путем.
Устав разбираться с картами и записями, да еще и неожиданно запутавшись, мы шлепнулись за столик маленького барчика и спросили двух молодых барменов:
–Рагацци, устали мы ужасно, и заблудились, и вообще опять теми же путями ходим, посоветуйте что-нибудь!
Бармены бросили работу, посетители бросили кофе. И снова выручила нас итальянская привязанность к своему городу, уверенность, что лучше них никто не знает этих мест, и бар превратился в военный штаб, и склонились все над картой, и даже до споров дошло, куда лучше нас отправить.
Но тут бармен хлопнул себя по голове, побежал за стойку, снял с гвоздика фотографию и принес, и положил поверх карты: -Вот!
Остальные одобрительно закивали.
Если на стене в генуэзском баре или ресторане или отеле будет висеть фотография или картина - это 99 процентов будет вид Бокадассе.
Поклонники комиссара Монтальбано, помните, кто там жил???
В Бокадассе, казалось бы, нет ничего, кроме этого вида. Но никто не остался равнодушным. Встанешь на набережной, глядя на эту избитую банальную картину – и млеешь от счастья.
Генуя- она здесь. Вся. Настоящая.