На стене братского корпуса фреска - архиепископ Нифонт, основатель Мирожского монастыря. Фреска современная, но кто из иконописцев её выполнил мне узнать не удалось.
По происхождению Нифонт был греком. Из Византии он направляется в Киево-Печерскую лавру, где принимает постриг, затем становится архиепископом Новгорода. Везде отстаивает интересы Византии. Из Новгорода вместе с новгородским князем Всеволодом переезжает в Псков.
Основной задачей, которую ставил архиепископ Нифонт здесь в Пскове была проповедь христианства и обращение язычников. . Несмотря на то, что со времени крещения Руси (988 год) прошло почти 150 лет, люди продолжали поклоняться старым богам. Здесь вокруг Пскова было большое количество языческих капищ.
Документальное свидетельство о Мирожском Спасо-Преображенском соборе связано с упоминанием о смерти Нифонта в 1156 году. Можно только предполагать, что собор был построен и расписан в 1137 – 1138 годах.
Ни архиепископ Нифонт, выбравший для строительства монастыря красивое место на берегу реки Великой при впадении в неё маленькой речки Мирожки, ни артель строителей, прибывшая из Новгорода, не предусмотрели, что возможные наводнения будут затапливать главное каменное сооружение обители. А вода может подниматься выше уровня человеческого роста. Несмотря на то, что сейчас лёд на Великой взрывают в начале весны, чтобы не дать воде подниматься, в 2011 году вода вновь затапливала Собор.
Поэтому первоначальный крестово-купольный план собора был изменён.
Вот так он должен был выглядеть изначально.
Строили храм новгородцы под руководством византийского мастера. Возведённый в новгородской строительной технике - с чередованием кирпича и камня, плинфы и известняка, - храм вначале напоминал слоёный пирог. В наше время, когда собор серьёзно реставрировали и изучали, специалисты обнаружили древнюю дренажную систему под фундаментом собора. Это значит, что древние строители всё-таки предвидели затопления и стремились избежать возможных деформаций здания.
Изучение фресок показало, что расписывали его два строительных сезона, в тёплое время года, причём строительство всё ещё продолжалось. У архиепископа Нифонта была своя артель византийских художников. Скорее всего, работали три мастера, им помогали подмастерья. Русских художников, владевших техникой фрески, ещё не было. Основные цвета мирожских росписей – синий и зелёный. Синий цвет – это афганский лазурит, очень редкий камень в то время, его единственное месторождение было известно в Бадахшане. Для зелёных тонов использовался малахит, обладающий изумрудным цветом, а для более тёплого тона позёма брали глауконит, имеющий оливковый оттенок. Красный цвет – это в основном китайская киноварь. Золотистую и красную охру также привозили сюда с Востока. Все эти краски были очень дороги, но Нифонт не поскупился. Краски для росписи собора были заготовлены самого лучшего качества и в большом количестве.
Перед тем, как идти смотреть фрески Мирожского собора, я постаралась о них почитать, так как я совершенно не знаток фресковой живописи. Но, к сожалению, только вернувшись из Пскова, я нашла в Интернете фильм «Спасённые фрески Спасо-Преображенского Мирожского Собора» в двух частях и небольшой рассказ о фресках реставратора и искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова. В общей сложности более двух часов подробнейшего рассказа об истории, о реставрации, о сюжетах фресок, о символике, о канонических и неканонических Евангелиях и пр.
Очень рекомендую тем, кто при посещении Пскова захочет увидеть фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора, сначала посмотреть эти документальные фильмы.
Экскурсию по Спасо-Преображенскому собору проводила для нас милая ясноглазая девушка – сотрудник Псковского художественного музея. Конечно же, она не могла за 40 минут рассказать обо всём, и старалась обратить наше внимание на некоторые сюжеты, которые, может быть, больше всего трогают лично её. Всё было очень душевно, но мне следовало бы, во-первых, вооружиться биноклем; во-вторых, точно знать какие сюжеты я хочу особенно пристально рассмотреть; в-третьих, бесцеремонно залезать за ограждения, так как целый ряд фресок видны только с определённых точек (например, Преображение, в честь которого собор и освящен). Стоящие в середине собора леса (реставрация продолжается), не дали возможности рассмотреть роспись купола – Вознесение.
Говорят, что написанные греческим (византийскими) мастерами, фрески ближе всего по стилю, по художественным традициям, к мозаикам в церквях Сицилии и на юге Италии.
Кто-то из форумчан был в Сицилии и видел эти мозаики?
Крещение Иисуса Христа. Обращает на себя внимание маленькая фигурка, на которую указывает Христос – Дух реки Иордан. Считается, что это символ победы над языческими богами. Впрочем, трактовок этого сюжета бесчисленное множество.
«Благовещение» Этот сюжет разнесён по разным столбам восточной стены. Архангел Гавриил слева, Дева Мария – справа. Непривычно то, что в её лице нет благости, а жест рукой – скорее выражает отрицание. Может быть, в этом образе предвидение и неуверенность в том, что хватит сил нести выпавшую ей ношу.
Одна из самых драматичных фресок «Оплакивание Христа».
Она почти полностью соответствует написанной позднее фреске из храма Святого Пантелеймона в Нерези (1164) в Македонии.
Общее впечатление от экскурсии по Спасо-Преображенскому собору – великолепно, потрясающе, но мало!
Отредактировано mistral (2019-08-05 22:50:56)