"Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другим узорами или краской. Множество глав венчали здание.
Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья?
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, псари, сокольники и всякие дворовые люди на всякий обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетку." (А.К.Толстой, "Князь Серебряный")
Конечно, сегодня от того "царского" великолепия осталось не так уж много, но место это в историческом контексте является уникальным: ведь Слобода – единственный город после Москвы и Санкт-Петербурга, бывший де-факто, хоть и всего 17 лет (но, с другой стороны – целых 17 лет!), столицей Русского государства после монголо-татарского ига.
Исторические же корни образования будущей Александровской слободы уходят в ещё более далёкое прошлое, в "монгольское" время, когда до Куликова поля оставалось почти полстолетия. Тогда, в середине первой половины 14 века, московский князь Иван Калита, чтобы поскорее освоить опустевшие после татарского разорения территории, стал заселять их слободами (то есть свободными поселениями, "подотчётными" только государю), позволяя на льготных условиях селиться на своих землях "пришлым людям". В конце 15 столетия одним из таких сёл-слобод владел боярин Александр Иванович Старков, и после его смерти село стали называть Александровским. Вскоре, в 1510-е годы, московский князь Василий III купил (!!!) поблизости несколько бесхозных деревень и основал Новое село Александровское, ставшее его загородной резиденцией. А 1513 год, когда в ставшем уже дворцовым селе была сооружена Покровская церковь (нынешний Троицкий собор), считается годом основания Александровской слободы, недавно, таким образом, отметившей своё 500-летие (по этому случаю даже марку-блок выпустили).
Но главные события в истории Александровской слободы произошли в годы правления Ивана Грозного. В декабре 1564 года он уезжает из столицы на богомолье, посещает Коломенское, а потом, проскитавшись несколько недель близ Москвы, останавливается в Александровской слободе, куда и ранее наезжал около 10 раз, где безвыездно провёл 17 лет. Именно в эти годы Слобода стала фактической столицей Русского государства, а также центром учреждённой Грозным опричнины. Здесь принимались государственные решения, сюда приезжали иностранные послы, отсюда царь совершал походы на Новгород, Тверь, Клин и Торжок, здесь проводились смотрины царских невест, которые заканчивались пышными свадьбами (за время пребывания в Слободе Грозный женился ... 6 раз!), здесь была основана первая на Руси консерватория, куда свозили лучших певцов и музыкантов. Сюда же, после того как знаменитый первопечатник Иван Фёдоров был вынужден, как мы сейчас сказали бы, эмигрировать (остаток жизни он провёл сначала в Литовском княжестве, а потом во Львове, где и похоронен. К своему стыду, я узнал об этом только сейчас, на старости лет...), переехала из Москвы его типография, которую возглавил ученик И. Фёдорова Андроник Невежа. Ей посвящён памятный камень, установленный в Александровской слободе уже в наше время:
Но самой интересной особенностью Александровской слободы при Иване Грозном было то, что царь превратил её в своего рода "монашеское братство", "монастырь в миру", который академик Д.С. Лихачев назвал шутовским. "Монастырская братия" состояла из опричников, а себя Грозный величал игуменом всея Руси
"Он хотел даже обратить дворец в монастырь, а любимцев своих в иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братиею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом; дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые, золотом блестящие кафтаны с собольею опушкою; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного. Так описывают сию монастырскую жизнь Иоаннову. В четвертом часу утра он ходил на колокольню с царевичами и Малютою Скуратовым благовестить к заутрене, братья спешили в церковь; кто не являлся, того наказывали осмидневным заключением. Служба продолжалась до шести или семи часов. Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда оставались у него знаки крепких земных поклонов. В восемь часов опять собирались к обедне, а в десять садились за братскую трапезу, все кроме Иоанна, который, стоя, читал вслух душеспасительные наставления. Между тем братья ели и пили досыта; всякий день казался праздником: не жалели ни вина, ни меду; остаток трапезы выносили из дворца на площадь для бедных. Игумен, то есть царь, обедал после, беседовал с любимцами о законе, дремал или ехал в темницу пытать какого-нибудь несчастного. Казалось, что сие ужасное зрелище забавляло его: он возвращался с видом сердечного удовольствия; шутил, говаривал тогда веселее обыкновенного. В восемь часов шли к вечерне; в десятом Иоанн уходил в спальню, где трое слепых рассказывали ему сказки; он слушал их и засыпал, но ненадолго: в полночь вставал, и день его начинался молитвою! Иногда докладывали ему в церкви о делах государственных; иногда самые жестокие повеления давал Иоанн во время заутрени или обедни. Единообразие сей жизни он прерывал так называемыми объездами, посещал монастыри, и ближние и дальние, осматривал крепости на границе, ловил диких зверей в лесах и пустынях; любил в особенности медвежью травлю; между тем везде и всегда занимался делами: ибо земские бояре, мнимоуполномоченные правители государства, не смели ничего решить без его воли!" (А.К.Толстой, "Князь Серебряный")
..........
Закат "царской слободы" начался после того, как в ноябре 1581 года в ней при не выясненных до сих пор обстоятельствах умер сын Грозного царевич Иоанн (распространённая версия, что его убил сам царь - только одна из гипотез, а что произошло на самом деле - "тайна сия велика есть"). Сопровождая похоронную процессию в Москву, Грозный уехал из Александровской слободы и больше в неё не возвращался.
В начале 17 века Александровская слобода сильно пострадала от поляков, которые захватывали её дважды. Чуть позже рядом с разрушенным царским дворцом построили новый - для первого царя-Романова Михаила Фёдоровича, однако он, будучи деревянным, долго не простоял и примерно через столетие сгорел и больше не восстанавливался.
Новая жизнь в Слободе началась в 1650-х годах, когда на её территории был основан Свято-Успенский женский монастырь, которому передали бывшую церковь царского дворца, а чуть позже – и Троицкий собор. Сюда Пётр I сослал и приказал насильно постричь в монахини свою сводную сестру Марфу Алексеевну, которую он подозревал в поддержке стрелецкого бунта. Она пробыла в Успенском монастыре до конца своих дней.
Любопытно, что дочь Петра Елизавета Петровна неоднократно приезжала в Слободу поохотиться, потому что указом Петра II на расстоянии 100 вёрст от Москвы была запрещена любая охота, кроме императорской.
В советское время в упразднённом монастыре открыли историко-архитектурный и художественный музей "Александровская cлобода", который, видоизменившись, функционирует и сегодня и является частью туристического маршрута "Золотое кольцо" (хотя формально Александров не входит в число основных городов Кольца). Правда, территорию бывшей Слободы, которая ныне называется Александровским кремлём, он мирно делит с возрождённым Свято-Успенским монастырём.
**********
Что же интересного можно увидеть в Александровском кремле? Давайте вместе посмотрим (а те, кто уже был здесь, и я в том числе, с удовольствием вспомним ).
Первое впечатление - это окружающие Слободу стены, возведённые в 17 веке - не просто крепостные, а с красивым декоративным рельефом:
В их углах располагаются 4 башенки с ангелочками (не могу сказать, на всех ли, но, по крайней мере, на двух - точно):
Входящих на территорию Слободы встречает шатровая Распятская (освящённая в честь Святого Распятия) церковь-колокольня 16 века:
По преданию, во времена Ивана Грозного некий холоп Никита, сделав деревянные крылья с перьями, спрыгнул с колокольни и даже смог перелететь крепостную стену. За что был по велению царя казнён - ибо "не фиг": "Человек - не птица - крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит".
Было ли сие на самом деле - кто ж теперь знает... А вот то, что именно в этой колокольне (точнее, в маленькой одноэтажной пристройке в её южной части - так называемых Марфины палатах) доживала свой век царевна Марфа Алексеевна, сосланная сюда Петром I (об этом я уже писал чуть выше) - исторический факт.
Нижний ярус Распятской колокольни окружает галерея с высокими узкими арками:
..........
Главным сооружением нынешнего Александровского кремля считается Троицкий собор, построенный в 1513-1514 годах при князе Василии III, причём его создателем, как считают некоторые авторитетные искусствоведы, был известный итальянский архитектор Алевиз Новый, автор Архангельского собора в московском Кремле. Это классический русский белокаменный храм 16 века, стройный, гармоничный, хотя на мой взгляд, слишком типовой, а потому - немного пресноватый, "смотреть, не отрывая глаз" - это не про него. По крайней мере, в моём представлении он проигрывает соборам Владимира, Юрьева-Польского и уж, тем более - московского Андроникова монастыря. Да и не только им. Впрочем, о вкусах не спорят...
Отредактировано savl (2019-06-10 11:53:39)