Спасибо.Возьму на заметку.Даже не слышала о таком монастыре.
Псков в июне 2019
Сообщений 11 страница 20 из 74
Поделиться122019-07-16 16:49:45
Благодарю за зарисовку о Крыпецком монастыре. Тоже о таком не слышал, впрочем специально места вокруг Пскова не изучал.
С погодой повезло, получились прекрасные фото снаружи. А вот внутри, согласен с высказанным мнением, новодел с типовым иконостасом не самого высокого качества.
Рассказ тем хорош, что по нему удалось составить впечатление. Скорее всего туда не попаду, так как в Пскове и Печорах был, и вроде не собираюсь. Впрочем, на будущее загадывать сложно. Например с детства смотрел в Коломенском башню Николо-Корельского монастыря и никогда не думал, что доеду до Северодвинска и посещу его, а вот вдруг доехал.
Поделиться132019-07-16 18:42:32
Наоборот, монах подошёл, показал, где бесплатно взять свечи, написать записочки, принёс просвирки, показал, как подняться на колокольню. Мы потом с трудом нашли, где оставить пожертвование.
вот я обожаю, когда в наших монастырях так! как те, кто шикает в церквях, не понимают, что таким поведением только отталкивают?
Незапланированная заранее поездка в Крыпецкий монастырь стала, в результате, одним из самых лучших впечатлений от посещения Пскова.
очень чувствуется, что понравилось!
Как красиво собор смотрится с отражением!
+100
Современные иконы кажутся мне какими то ненастоящими, как репродукции картин,вырезанные из журналов, повешенные на стену.
согласна, у меня те же мысли
Спасибо.Возьму на заметку.Даже не слышала о таком монастыре.
и я!
Поделиться142019-07-16 20:23:29
Я написал конкретно про иконостас. Современные иконы кажутся мне какими то ненастоящими, как репродукции картин,вырезанные из журналов, повешенные на стену.
Я Вас понимаю. Всё зависит от таланта иконописца и наличия средств у церкви. Вот например в Гжели возрождается церковь Успения Пресвятой Богородицы. На фарфоровый иконостас они денег наскребли, а иконы для него - наклеенные фотографии. А про современные иконы в Псковских храмах мы ещё немножко поговорим позднее.
Поделиться152019-07-16 20:27:44
Acca, Вас16, talusha, K-Olga,Неслучайные гости, Кот Обормот
Отредактировано mistral (2019-07-16 20:29:26)
Поделиться162019-07-16 21:15:43
Так. Продолжаем разговор. Я не обещаю вам такого подробного рассказа о псковской архитектуре, как в теме Savl, а просто покажу город таким, каким я его увидела.
В самом начале улицы Максима Горького, на которой мы поселились, стоит один из древнейших псковских храмов - Собор Рождества Иоанна Предтечи - один из двух соборов Пскова, сохранившихся с домонгольского периода. Впервые он был построен на этом месте в 1120-1130 году. Тот Собор, который мы видим сегодня, построен в 1240 году. За прошедшие 900 лет он врос с землю на полтора метра.
Трёхглавый, с куполами на высоких световых барабанах. Традиционная звонница на юго-западном крыле. Купола имеют шлемовидную, более древнюю, чем луковичная, форму, и собор напоминает самые старые постройки в Великом Новгороде. Строили его новгородские мастера. Псковичи в ту пору строить каменные храмы ещё не умели.
Внутри храм кажется больше, чем снаружи - величественные столбы, своды.
Согласно преданию, собор Рождества Иоанна Предтечи заложен мученически погибшей впоследствии женой псковского князя Ярослава, печально известного тем, что открыл ворота Пскова Ливонскому ордену. Несколько веков собор был усыпальницей псковских княгинь, гробницы которых в настоящее время восстановлены.
В Соборе Рождества Иоанна Предтечи была захоронена преподобная княгиня Ефросинья Псковская (тётка князя Довмонта-Тимофея), икона над гробом которой мироточила и являлась одной из главных святынь Пскова.
Внутри убранство скромное, лаконичное. Фресок, по-видимому, ранее никогда не было.Во всяком случае о них нигде не упоминается. Уже в 21-ом веке появились фрески в алтарной апсиде. Роспись стен и алтарной преграды - современная работа художника реставратора С. Михайлова.
В алтарной апсиде фреску снять не удалось, но вот другая работа этого же художника на стене крытой паперти, через которую мы заходим в собор. Псковские княгини.
Собор стоит на широкой лужайке (лугом её уже не назовёшь), рядом река. Он похож на спящего вечным сном былинного богатыря.
"Помнишь церковь, что легко взбежала на пригорок
И улеглась на нем свободно,
Отбросив руку с колокольней,
Как лежал бы человек, спокойно глядя в небо.
Стены этих храмов по глаза укрылись в землю,
И добрые седые брови,
И в желтых бородах улыбки...
Неужели ты в ответ не хочешь улыбнуться?
Камни нас в лицо узнают и запомнят камни...
Ну, разве нам с тобой не ясно,
Что все устроено прекрасно?
Лица их в морщинах, тяжкие тела их помни.
Так лежал бы человек, спокойно глядя в небо ..."
Поделиться172019-07-16 22:07:45
Мы вышли на берег реки и увидели, что древний Псков очень активно строится.
Вот надёжно защищенное в давние времена место впадения реки Псковы в Великую.
Ольгинская часовня.
Ольгинская часовня стоит на берегу реки Великая, напротив Псковского кремля.
Происходившая из знатной варяжской семьи, проживавшей в окрестностях Изборска, Ольга ещё ребёнком была просватана за малолетнего сына Рюрика - Игоря, ставшего затем киевским князем. По легенде , уже став христианкой, княгиня побывала в родных краях и остановилась на левом берегу Великой. И явилось ей видение: три луча, исходящих с неба, пробили облака и сошлись на противоположном берегу. На этом месте княгиня и повелела возвести собор в честь святой Троицы, а вокруг «град велик, славен и во всём изобилии!».
Она считается основательницей Пскова, хотя Псков существовал и ранее .
Ольгу в Пскове любят и уважают. День города отмечают в день Святой Ольги 24 июля. В городе есть два памятника Ольге. Один, где она изображена со своим внуком Владимиром - крестителем Руси и с псковскими святыми на постаменте, псковичи любят.
А вот второй, работы Церетели, нет. Говорят, что она там слишком воинственная и руки у неё слишком большие. Руки действительно большие, но в остальном, по-моему, неплохо. Если вспомнить боевую историю Пскова, то Ольга-воительница очень даже подходящий образ.
Помня красивую легенду об основательнице города, в начале XIX века на том самом месте, где княгине явилось видение с тремя лучами, была воздвигнута часовня. В 20-е годы ХХ века часовня была закрыта, а в 1960-е снесена. В 1991 году на месте разрушенной часовни был установлен Памятный крест, повторяющий по силуэту деревянный крест из Троицкого собора, так называемый «Ольгин крест». В 1994 году был объявлен конкурс на проект воссоздания Ольгинской часовни. Его выиграл архитектор Алексей Красильников. И 24 июля 2000 года в день празднования Дня города восстановленная Ольгинская часовня была открыта. Часовня расположена на смотровой площадке, выдающейся к реке. В основе плана храма равноконечный греческий крест. На фасаде, расположенном со стороны Кремля, установлен бетонный горельеф Равноапостольной княгини Ольги.
Чаек в Пскове очень много. Поэтому можно перефразировать строки Пушкина о Москве. Для Пскова это звучало бы так: "...и стаи чаек на крестах."
Вероятно где-то поблизости в XVI веке располагался Любецкий торговый двор.
После завершения Ливонской войны в 1583 г. гостиный двор для купцов ганзейских городов было решено построить на Завеличье, рядом с наплавным мостом через реку Великую. А вот свободного доступа в сам Псков иноземцы не имели. «Австрийцы или немцы из ганзейских городов, но большей частью любекские купцы, имеют там склады и торговлю, для чего они вне города прямо у реки построили для этого специальный дом (двор), в котором они все живут. При этом каждый имеет свой покой и деревянную лавку по манере и обычаям страны, а город находится наверху сразу напротив воды. Кроме англичан и немцев ни одна нация не смеет там торговать, покупать и продавать». Однако есть документ, в котором говорится о французском купце - «Фрянцовской земли торговым человеком», торговавшем там ювелирными украшениями и драгоценностями.
Место расположения немецкого гостиного двора до настоящего времени точно неизвестно; археологическими раскопками никаких следов двора на Завеличье выявлено не было.
По мнению дореволюционных краеведов, немецкий двор располагался у часовни св. Ольги, т.е. на территории, не охваченной раскопками. Не позднее 1663 г. по соседству с «любским немецким двором» был построен «свейский немецкий двор», предназначенный для приема и торговли с шведскими купцами.
Исходя из описания «свейского» двора можно предположить, что на «любском немецком дворе» были таможенная изба, где проходило оформление ввезенных товаров, важня, где осуществлялось их взвешивание, каменная палата с погребом для хранения товаров и собственно гостиная изба, служившая гостиницей купцам.
Археологическое исследование «немецкого любекского двора» является делом будущего.
Ещё несколько шагов и мы подошли к Церкови Успенья Богородицы с Пароменья рядом с Ольгинским мостом прямо напротив Кремля.
Первое упоминание в летописях о церкви - 1444 г.
В 1521 г. снова сообщается о церкви "Соуспения святыя Богородицы на Завеличье", причем впервые говорится о том, что церковь была "каменной", располагалась на паромной переправе, проходящей через реку Великую.
Храм стоит на древней дороге, которая вела на запад (современный Рижский проспект) возле бывшей паромной переправы через реку Великую и, при этом обращен к Троицкому собору и детинцу. Теперь на месте паромной переправы построен Ольгинский мост.
Любопытно завершение Успенской церкви: глава с крестом, на перекладине которого помещен голубь — символ Святого Духа.
По преданию, пока голубь восседает на церкви Успения, благодать Святого Духа не отойдет от Пскова.
Пятипролетная звонница была пристроена к церкви значительно позже и стояла отдельно от храмового здания. Звонница имела девять колоколов. В 16 веке пролеты звонницы были покрыты двускатной отдельной кровлей. Звонница Успенской церкви считается крупнейшей из дошедших до нашего времени.
Сейчас церковь ремонтируют.
Поделиться182019-07-16 22:32:38
О, мой любимый Псков! Хорошо, что Вы, Лена, там побывали! В Крыпецком монастыре мы были весной несколько лет назад, и картина была более печальная...Вы подобрали очень интересный текст, спасибо, я многого не знала.
Поделиться192019-07-17 09:49:09
Да,Псков все таки замечательно красивый город!
Чуть постарше сын будет,обязательно скатаемся на несколько дней
Поделиться202019-07-17 14:33:44
К середине первого дня нашего пребывания в Пскове мы успели побывать в Крыпецком монастыре, посмотрели разные достопримечательности в непосредственной близости от нашего жилья, запаслись продуктами для завтраков ( кстати, молочные продукты местного производства просто супер) и немного передохнули. Теперь можно было приступать ко второй части нашего плана - экскурсии местного туристического бюро под названием "Запсковские сказки". Приятнейшая получилась прогулка!
Такие интересные названия исторических районов Пскова. ЗАвеличье - район за рекой Великой, ЗАпсковье - за рекой Псковой, ЗАстенье - за стеной Окольного города, ЗАлужье. Всё с ударением на букву А. Но когда на карте города я прочла название района Завокзалье ... Произнести это с ударением на А мне так и не удалось.
Во время Отечественной войны Псков был очень сильно разрушен, практически весь город, особенно центральная часть, лежал в руинах. Может быть поэтому в Пскове такое большое количество парков и скверов. Ивы, вязы, липы - деревья за прошедшие годы сильно выросли. Липы цвели и благоухали. Теперь при слове Псков я в первую очередь буду вспоминать запахи - цветущих лип и скошенной травы.
Мы перешли по Ольгинскому мосту через Великую, прошли мимо Крома и отправились гулять по парку на берегу Псковы. К экскурсии присоединилось всего 4 человека. Рассказ гида интересный и занимательный, в нём переплетались и исторические факты, и легенды, и её собственные воспоминания. Очень душевно получилось.
Вот церковь Петра и Павла с Буя (буй - это кладбище)
Напротив красуется на высоком берегу церковь Богоявления.
В церкви было довольно таки темно. Но всё-таки я попыталась сфотографировать иконостас. Не надо забывать, что от старинного интерьера ничего не осталось. Всё восстановленное.
Готовясь к Северной войне Пётр Первый укреплял оборону Пскова, строил бастионы, способные противостоять артиллерии противника.Времени и средств на строительство не хватало. Поэтому он приказал частично разрушать церкви и дома и заполнять их землёй. Принял на вооружение опыт Вобана.
На противоположном берегу реки Псковы, у излучины, возвышается Гремячья башня, с которой связано множество легенд - романтических, героических и забавных.
Рассказывают, что под ней находится склеп с сокровищами. В этом склепе в гробу непробудным сном спит девица в подвенечном платье. Бочки с золотом и другими драгоценностями — это ее приданое. Достанется оно тому, кто сможет разбудить спящую невесту, снять злые чары, наложенные на княжну. Для этого надо, чтобы отыскался добрый молодец, который смог бы 12 дней и ночей кряду отчитать без отдыха псалтырь над изголовьем девушки. Злые чары тогда рассеются, нечистая сила отступится, и тому молодцу достанется красавица в жены вместе со всем золотом склепа. Якобы иногда из-под башни раздается звон монет и драгоценных камней. Именно поэтому башню и называют Гремячей.
Еще в одной легенде рассказывается о подвиге псковского князя, который дал отпор тевтонским рыцарям. Якобы Псков оказался захвачен, а молодой князь пытался поднять восстание. Его схватили, заточили в этой башне, а потом умертвили. Но псковичи все равно взялись за оружие, и разыгралась страшная битва. Когда победа тевтонцев была близка, раздался раскат грома, сверкнула молния и на стенах башни возникла огромная тень погибшего князя. Рыцари дрогнули и с позором были изгнаны из Пскова. Каждый год, в ночь смерти молодого князя, доносится из башни тихий и печальный звон. Многие утверждают, что самолично слыхали его. А башню оттого и стали называть в народе Гремячей.
Третья легенда о Гремячей башне отчасти напоминает сюжет из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. В день Иоанна Богослова один псковский мастеровой шел навеселе домой, встретил, как ему показалось, знакомых и пошел с ними в кабак. Поднял было рюмку, да возьми и перекрестись, и в тот же миг оказался на крыше Гремячей башни, откуда его утром и сняли. С тех пор мастеровой горячительными напитками не злоупотреблял и в церковные праздники по кабакам не разгуливал.
Изначально башня называлась Косьмодемьянской , так как рядом расположена церковь Косьмы и Дамиана.
Относительно же происхождения названия „Гремячая" можно дать весьма, простое объяснение. Около башни протекает небольшая речка, впадающая в Пскову. Весною эта речка переполняется водою, которая, стекая по крутому уклону, сильно шумит, „гремит", почему речка, по всей вероятности, называлась "Гремячая" От речки получила название соседняя гора, и от горы расположенная на ней башня.
Вот эта легенда, непосредственно связанная с реками Великой и Псковой имеет подтверждение в летописях.
В 1582 году летописец сделал такую запись: «Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша». Что означает это странное свидетельство? Неужели и вправду из реки Великой могли выйти на берег «коркодилы» (так на Руси называли крокодилов) и учинить в городе панику?
Изучавшие это летописное сообщение историки в итоге сошлись на том, что крокодилы могли оказаться в реке Великой по недосмотру купцов, которые везли их из южных земель для показа на ярмарках или для частных зверинцев. Находясь на пересечении многих торговых путей, Псков контактировал даже с самыми отдаленными землями. Известны случаи, когда русские купцы доходили в своих путешествиях до Египта. В 1559 году в Каире побывал смоленский купец Василий Поздняков, а в том самом году, к которому относится запись о появлении в реке Великой «коркодилов», на берегах Нила гостил дворцовый дьяк Трифон Коробейников. Кстати, австрийский дипломат Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московии» упоминал, что в Литве держат в неволе крупных ящеров, которые по описанию напоминают то ли варанов, то ли крокодилов, а путь в Литву лежал как раз через псковские земли.
Можно предположить, что во время прохождения торгового каравана через Псков произошла какая-то авария, и крокодилы оказались в реке. Если это произошло в теплое время года, неудивительно, что эти животные не погибли, а какое-то время жили в акватории, наводя ужас на местное население.
Хотя Поганкины палаты находятся не в Запсковье, но обойти вниманием этого человека в рассказе о псковских легендах было никак нельзя.
Купеческий род Поганкиных и славных его представителей хорошо известен в Пскове на протяжении несколько столетий, а вот по поводу происхождения такой «говорящей» фамилии» рассказывают разное…
О жизни купца Поганкина сложено много легенд и ни в одной из них не сказано доброго слова о нем.
Жил в Пскове богатый купец Сергей Поганкин, который своим жестоким нравом, алчностью к деньгам возбудил в народе ненависть, а поэтому и прозвали его «поганым». Так это позорное имя осталось за ним и за его потомками.
Еще одна легенда говорит о бродяге, который нашел клад и, познакомившись с «бесовскими деньгами», стал лютым человеком, хоть и разбогател.
Рассказывают и об осевшем в Пскове атамане разбойников, который пролил много человеческой крови и на награбленное построил палаты, прозванные Поганкиными.
Есть легенда и о дерзком ответе заносчивого купца Ивану Грозному, который за наглость бил торговца по спине посохом и назвал «поганым».
Поганкины палаты построены во второй половине XVII века, вскоре после известного псковского восстания 1650 года. В ту пору широко велось в Пскове строительство купеческих каменных домов-крепостей, рассчитанных на защиту их владельцев от народного возмущения.
Тяжелые каменные своды покрывали комнаты и подвалы Поганкиных палат. Окна, как крепостные бойницы, закрывались толстыми железными ставнями, переплетались витыми железными решетками. Межэтажные переходы (лестницы) выкладывались в толщине стен. Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны, 105 окон-бойниц, придавали зданию вид настоящей крепости.
Сейчас Поганкины палаты, в которых находится экспозиция псковского музея, реставрируют. Может быть в процессе реставрации палаты приоткроют какие-нибудь свои тайны.
Мстиславская башня тоже находится не на территории Запсковья. Это угольная башня среднего города построенная в 1375 году. И с ней связаны мрачные исторические факты и легенды.
Мстиславская башня не только грозно противостояла врагам, она имела глубокие обширные подвалы, где располагалась тюрьма.Горожане XVI века называли ее «Душегубкой».
Шептались, что заключенные в этих подвалах мучились от темноты, сырости и недостатка воздуха: редко кто покидал ее живым.
Рассказывали горожане о гибели в подвальной тюрьме Мстиславской башни сосланных в Псков знатных татар. Просидели они в ней всего день да ночь, а утром из подвалов уже трупы вытаскивали.
История повествует о заговоре касимовского царевича Шах-Али (русские называли его Шигали), который в обход воли великого государя, вступил в переговоры с Казанским ханством. В то время правила регент – Елена Глинская, мать малолетнего тогда Ивана IV, но установление Василия III о том, что удельные властители самостоятельную иностранную политику вести не смеют, строго соблюдала.
Касимовское ханство с центральным городом Касимовым – остаток распавшейся Золотой орды – находилось на территории современной Рязанской области.
Николай Карамзин пишет, что в 1533 году Псков стал местом ссылки татарской знати из свиты царевича, а самого его вместе с женой отправили в ссылку в Белоозеро. Его огланы, мурзы, князья и члены свиты с женами и детьми были арестованы и сосланы в Новгород и Псков. Все они погибли, несмотря на то, что сам царевич через три года был прощен. Видимо, правительство сочло их подстрекателями, да и хотело лишить Шах-Али поддержки знати.
Продолжаем нашу прогулку по Запсковью. После Отечественной войны 1941-45 годов в Пскове сохранилось мало старинных зданий. Вот одно из них постройки XIX века.
В нём расположились цветочный магазин, художественный салон и студии. А во дворе стоит вот такой трогательный памятник - "Моей бабушке посвящается".
Идём дальше и приходим на Золотую набережную.
На фасаде одного из домов сидит, как оберег, знакомый голубь, как на кресте Успенской церкви.
Такой вид открывается с Троицкого моста через Пскову.
Здесь, где Пскова заканчивает свой бег и впадает в Великую, закончилась наша прогулка.
Отредактировано mistral (2019-07-17 22:23:50)