<<<<<<<<< ============= МАНИСА =============== >>>>>>>>>
В путешествиях нередко бывает, что города и места, на которые возлагаешь особые надежды, не "выстреливают", а вот те, от которых, вроде бы, ничего не ждёшь, оказываются приятными сюрпризами. Именно так и случилось в этот раз: Эфес, ради которого, по сути, и затевалась турецкая часть этой поездки, разочаровал, а вот Маниса, окончательно застолбившая себе место в маршруте, победив в "тендере" (хотя, честно говоря, в основном - по логистическим причинам) Фочу и Бергаму, в самый последний момент, стала вместе с Чешме самым ярким впечатлением от эгейской Турции.
Правда, надо честно сказать, что Маниса будет интересна не всем и не каждому. Её главная и, в общем-то, единственная достопримечательность - это "созвездие" старинных (и не очень) османских мечетей, за что Манису порой называют столицей исламской архитектуры Эгейского региона.
К сожалению, мечети в Манисе существуют как бы сами по себе: как и в Измире, старого города, как единого ансамбля, здесь нет, причём по той же самой причине: он был сожжён во время греко-турецкой войны. Только если измирский "Великий огонь Смирны" произошёл после взятия города турками, то Манису сожгла отступающая греческая армия. Ущерб оказался колоссальным: по свидетельству шотландского историка Патрика Бальфура, известного своей биографией Мустафы Кемаля Ататюрка и другими работами по истории ислама, "из восемнадцати тысяч зданий в историческом городе Маниса осталось только пятьсот".
Так, одним махом, оказалось стёртым с лица земли практически всё рукотворное наследие Манисы - города с очень длинной и совсем не рядовой историей, древнегреческой Магнесии (по легенде, в ней проживали ветераны Троянской войны), побывавшей, кстати говоря, в течение нескольких десятков лет столицей Византийской империи после разграбления крестоносцами Константинополя во время Четвёртого крестового похода, а при османском владычестве получившей почётное прозвище "города принцев". Этот последний факт представляет особый интерес: дело в том, что в 15-16 веках турецкие султаны отправляли туда своих сыновей-наследников поработать в качестве местного губернатора (санджак-бея), дабы те могли лучше подготовиться к управлению государством, попрактиковавшись предварительно на более локальном уровне. Эту школу прошли, в частности, столь известные личности, как Мехмед II Завоеватель, захвативший Константинополь и сделавший его столицей Османской империи, знаменитый Сулейман Великолепный и Мурад III, известный в основном тем, что сразу после своего восшествия на престол приказал умертвить 5 своих младших братьев, как возможных конкурентов в будущем. Многие из них, уже сами став султанами, не забывали город своей юности и возводили здесь великолепные мечети и медресе.
В 20 столетии Маниса была отстроена заново, а её население ныне превышает 300 тысяч жителей. К счастью, некоторые исторические сооружения (в основном, мечети) в ней всё же сохранились, и несмотря на свою новизну в целом, город можно назвать настоящим гимном традиционной мусульманской архитектуре, которую я обожаю не меньше, чем готику. Вот к его (этого "каменного гимна") исполнению мы сейчас и перейдём
..........
С Вашего негласного позволения (буду считать, что оно имеется ), я не буду систематизировать достопримечательности Манисы и выстраивать их "по ранжиру", а построю свой рассказ о ней в соответствии с хронологией нашей прогулки - если честно, так мне будет намного проще:)
**********
Начну я с очень красивого комплекса, состоящего из построенной во второй половине 16 века каменной мечети Hüsrev Ağa Camii и прилегающих к ней бань:
В уютном дворике рядом с ней - красивый современный фонтан:
..........
Одна из самых известных мечетей в Манисе - Хатуние-Джами (Hatuniye Camii), построенная в 1490 году одной из жён султана Баязида II, сына упомянутого выше Мехмеда-Завоевателя, известного, кстати, ещё и тем, что он покровительствовал изгнанным из Испании Католическими королями евреям и мусульманам, разрешив им поселиться на территории Османской империи и пригрозив смертью всем наместникам, кто, не приведи Аллах, откажет евреям во въезде в страну. При этом он произнёс фразу, вошедшую в историю: "Вы называете Фернандо (Арагонского - прим. моё) мудрым правителем, но он тот, кто обеднил свою собственную страну и обогатил мою".
Её главный фасад, отреставрированный уже в наше время, довольно помпезный, но это объясняется ещё и тем, что мечеть находится прямо напротив Дома правительства и является своего рода "номенклатурной":