Павловская Слобода и Саввино-Сторожевский монастырь
Здравствуйте, друзья! Честно говоря, изначально этот небольшой рассказ не планировался как самостоятельный. Однако этим летом ("для потомков" отмечу – 2018 года) "на волне" впечатлений от поездки в Псков и предшествующей ей подготовки мы объехали довольно много интересных церквей и монастырей в Москве и ближайшем Подмосковье, и материала о них оказалось так много, что я решил разбить его на несколько более мелких тематических рассказов. Один из них и предлагаю сейчас вашему вниманию на ваш суд.
Любопытно, что о существовании столь интересного места, как Павловская Слобода, я узнал совершенно случайно и буквально накануне "плановой" поездки в Саввино-Сторожевский монастырь, отрабатывая последние штрихи дорожной логистики, "тыкая" налево и направо гугловским жёлтым человечком (ну никак не могу я привыкнуть к российским Яндекс-картам, хотя они в родном отечестве порой дают более адекватную картину). Один из таких "тыков" и открыл мне красивую церковь почти по пути, а рядом ещё одну, и ещё – целый "неизвестный науке" монастырский ансамбль!
Очень скоро выяснилось, что "наука" не ошиблась, и монастыря в небольшом посёлке Павловская Слобода действительно нет. А есть то, что условно называется храмовым комплексом, сложившимся вокруг Благовещенской церкви, построенной в середине 17 века.
Село Павловское, как когда-то называлась Павловская Слобода, принадлежала боярскому роду Морозовых. Один из них - Борис Иванович - в первой половине 17 столетия стал одним из самых влиятельных по тем временам людей в государстве, будучи сначала наставником царя Алексея Михайловича, а впоследствии – его верным сподвижником. Кстати, "та самая" "боярыня Морозова" с картины Сурикова была его близкой родственницей, невесткой, то есть женой брата. Но это, как вы сами понимаете, уже совсем другая история…
Наша же сводится к тому, что, будучи в фаворе у государя, Борис Иванович решил построить в своём имении вместо прежней деревянной новую каменную (о важности этого факта говорит то, что тогда все сооружения в Павловском, даже боярские хоромы, были деревянными) церковь, большую и нарядную, такую, которую незазорно было бы и царю показать. Работы начались в 1650 году и продолжались 12 лет, но окончательного результата Борис Иванович не дождался: он скончался за год до завершения строительства и освящения храма.
А церковь действительно получилась "представительской", как её и видел Борис Иванович: пятиглавая, с двумя приделами и многоярусной шатровой колокольней.
..........
Своим нынешним видом церковь Благовещения обязана реставрации 1990-х годов. Тогда же были построены и прочие сооружения, составившие вместе огороженный низкой стеной прекрасный ансамбль, очень похожий на монастырь. В него вошли розовый храм Царственных мучеников, часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоцкого.
Именно с красивой, яркой (но язык не повернётся назвать её аляповатой) надвратной церкви и начинается знакомство с храмовым комплексом Павловской Слободы. В её цветовой гамме преобладают белый, жёлтый, зелёный и красный – своего рода, дань традициям того времени: вспомним, к примеру, аналогичной расцветки московские храмы Николая Чудотворца в Хамовниках и Святителя Николы на Берсеневке, построенные в те же самые годы (последнюю, кстати, только что закончили реставрировать).