На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь, но таковым этот комплекс не является. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также храм Царственных мучеников, часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.
Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог – сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим.
История Павловской Слободы и ее владельцев очень интересна, поэтому для интересующихся приведу ее подробно.
История Павловской Слободы.
Раньше село называлось Павловское. Нынешнее двойное название Павловская слобода оно получило лишь в 1864г.
История этого подмосковного местечка насчитывает много веков. В межевой грамоте 1504г. Ивана III краеведы впервые находят упоминание этого селения, и имя одного из его первых владельцев - Якова Морозова.
В 1593 году в селе Павловское уже была деревянная церковь.
С 1616 по 1661 года селом владел Борис Иванович Морозов.
Морозовы были не только сильным и знатным боярским родом, они были в родстве с Романовыми. Борис Иванович Морозов родился в конце XVI века. Ко времени прихода к власти новой династии Романовых он был молодым стольником и вместе с братом Глебом подписался под грамотой об избрании царя Михаила Федоровича.
Оба Морозовы были спальниками молодого царя, а значит, очень близкими, «комнатными» людьми. Поэтому именно Борис Иванович был назначен воспитателем долгожданного наследника престола -царевича Алексея Михайловича, которому исполнилось 4 года. В этой деятельности как нельзя ярче проявилась личность Морозова. Он отнесся к своей задаче с такой ответственностью и любовью, что Алексей Михайлович всю жизнь считал его своим вторым отцом.
Царь Алексей Михайлович
Борис Иванович считал, что будущий царь должен иметь разностороннее образование. При обучении грамоте использовались западные гравюры и русские лубочные картинки. На них были изображены «небесные беги» (т.е. движение светил), города, животный мир, охота, античные герои и боги. Борис Иванович заказывал царевичу немецкие наряды, что было высшим достижением отечественной моды в это время.
Русскую историю будущий царь изучал по огромному Лицевому своду— летописи с множеством миниатюр.
Воспитанник боярина Морозова Алексей Михайлович много знал, писал хорошим литературным слогом. Но что важнее всего, его личность не была подавлена этикетом и сложными придворными обязанностями. Письма царя к близким людям написаны живым, непосредственным языком.
Морозов, по воспоминаниям современников, жалел о своем недостаточном образовании.
Судя по всему, он был достаточно образован и грамотен, речь шла. по всей вероятности, о знании иностранных языков. Вряд ли боярин свободно читал европейские книги, но интересная и разнообразная библиотека у него была. Часть ее сохранилась в собрании Аптекарского приказа (сейчас в Библиотеке Академии наук). У Бориса Ивановича были издания, вышедшие в Париже, Кельне, Венеции. Это сочинения отцов церкви, исторические труды и книга знаменитого врача Галена.
Алексей Михайлович стал царем в очень юном возрасте. Существует историческое предание, что, умирая, царь Михаил Федорович поручил своего наследника боярину Борису Ивановичу Морозову. Через месяц после смерти отца шестнадцатилетний царь потерял мать. В этой непростой ситуации совершенно понятно стремление Алексея Михайловича отдать всю власть в надежные руки.
К этому времени в России сложилась обстановка, требующая непременных перемен. Прежде всего, это касалось устройства городов, налоговой системы и центрального правительства. Именно эти проблемы и было призвано решить правительство боярина Морозова.
В январе 1646 года юный царь Алексей Михайлович заменил практически все русское правительство. Во главе важнейших приказов он поставил близких людей. Борис Иванович Морозов стал управлять одновременно несколькими приказами. Среди них были Приказ Большой казны (главное финансовое учреждение страны). Иноземный и Стрелецкий приказы. Кроме того, Морозов управлял и приказом Новой четверти, державшей государственную монополию на питейное дело.
Таким образом, воспитателю царя отдавались в руки основы государственной политики — деньги, армия, наемные иностранные специалисты, в том числе и командиры новых регулярных полков.
Под начало Морозова был отдан и Аптекарский приказ, который был одним из важнейших в системе органов управления этого времени, несмотря на его узкотехническое назначение. Приказ осуществлял надзор за врачами, аптеками, приглашал специалистов из-за рубежа, готовил свои кадры, отвечал за медицинскую помощь в войсках. Но главнейшей его функцией была забота о здоровье царя и его семьи. Поэтому при Романовых на должность главы Аптекарского приказа назначались самые близкие к царской семье люди.
Борис Иванович Морозов.
Морозов взялся за государственные реформы с такой же хозяйственной хваткой, с какой он управлял своими вотчинами. Основной его задачей было приведение в порядок финансов государства, которые были в плачевном состоянии. Вначале были проведены меры по сокращению расходов на содержание администрации.
В январе 1647 года царь женился на Марии Ильиничне Милославской. Милославские были старым служилым родом, известным с конца XV века но богатством и положением в обществе не выделялись. Невеста была выбрана Борисом Ивановичем Морозовым, который, будучи на тот момент вдовцом, вскоре женился на ее сестре Анне Ильиничне. Таким образом, боярин Морозов стал близким родственником молодой царской семьи.
Анна Ильинична вышла замуж совсем молодой и ее семейная жизнь не была счастливой.
Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года. В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны, Аптек и Налогов). Боярин покровительствовал различным взяточникам и казнокрадам. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил зарплаты служащим и ввёл высокий косвенный налог на соль. Соль была главным консервантом того времени и была необходима людям. Морозовские налоги вызвали народные выступления в мае 1648 года в Москве, Пскове и многих других городах Московского государства. Повстанцы требовали головы Морозова. Его ближайшие помощники были растерзаны толпой восставших москвичей, сам всесильный боярин едва спасся от расправы, укрывшись в царском дворце.
Царь вынужден был удалить своего любимца, — Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову.
Через четыре месяца Морозов вернулся в Москву.
По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении, вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание.
В то же время, в 1649 году, Морозов принял активное участие в подготовке свода законов, который просуществовал до XIX века.
Борис Иванович Морозов был богатейшим землевладельцем страны. Его владения располагались в Тверском, Нижегородском, Арзамасском уездах. Село Павловское было не самым большим его владением. Но его роль в системе морозовских владений была исключительна.
Борис Иванович был рачительным хозяином и свою любимую вотчину, объединявшую вокруг Слободы еще 16 сел, превратил в великолепное хозяйство. Он свято чтил устои православной жизни. Оттого и задумал воздвигнуть величественный каменный храм.
В 1650 году боярин Б.И. Морозов заложил в своём родовом имении непосредственно на территории усадьбы новый грандиозный семиглавый каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В размерах храма и его убранстве очевидна претензия на очень высокий статус сооружения. Это объясняется тем, что в павловскую загородную резиденцию в гости к своему наставнику Б.И. Морозову неоднократно наезжал и гостил здесь государь Алексей Михайлович. А впоследствии здесь в разное время бывали и дети Алексея Михайловича - государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич, царевна Софья и будущий царь Петр I Великий.
Храм строился из красного большемерного кирпича в сочетании с незначительным количеством белокаменных элементов. Возведение каменного храма явилось революционным событием для села Павловского, в котором практически все сооружения до этого, даже боярские хоромы, строились из дерева. Не случайно на всех архивных планах Павловской Слободы присутствует изображение пожарного пруда – характерного элемента для пейзажа практически любого древнерусского посада с массовой деревянной застройкой. Два храма, деревянный и каменный, отстояли друг от друга на расстояние в 31 сажень.
Новый Благовещенский храм, увенчанный каноническим пятиглавием и двумя главами над приделами, с отдельностоящей многоярусной шатровой колокольней был построен непосредственно на территории обширного морозовского поместья, что вполне соответствовало традициям и привычкам того времени «иметь у себя на дворе всё своё». Каждый состоятельный хозяин строил в своей усадьбе кроме хором «ещё целый ряд зданий самого разнообразного назначения, начиная иногда с часовни или церкви и кончая разными сараями, погребами и амбарами».
Строительство каменного Благовещенского храма велось более десяти лет. Достоверно известно, что на строительстве в 1661 – 1662 годах работал мастер Андрей Моисеев "со товарищи". Датой завершения общестроительных работ можно считать 1663 год, летом которого главы "опаиваются белым железом". В церкви не раз бывал царь Алексей Михайлович.
Какое то время, по крайней мере до 1667 года, два храма, старый деревянный и новый каменный, составляя характерный архитектурный ансамбль, вместе простояли на истринском берегу, после чего деревянный храм был упразднён.
Церковь имела приделы пророка Ильи и святителя Николая Мирликийского. Церковь соединялась крытым переходом с жилыми хоромами боярина. Рядом с палатами теснились многочисленные надворные постройки, разветвлённый хозяйственный комплекс; двухстворчатые ворота, крытые тёсом, вели к юго-западной околице села. Боярскую усадьбу окружали обширные плодовые сады.
Самой сильной страстью Бориса Ивановича Морозова была охота. Морозов настолько приучил своего воспитанника к этой забаве, что царь Алексей Михайлович отправился на охоту через пять дней после своей свадьбы. Царь не просто наблюдал травлю зверя, а сам ходил с рогатиной. Существует легенда, что во время охоты на царя напал огромный медведь, но его спас святой Савва Сторожевский.
При Б.И. Морозове село Павловское стало промышленным. Таких на Руси в то время были единицы. Из-за границы был вызван мастер рудного дела, устроивший «мельницу» для ковки железа, были поселены 77 белорусов, знакомых с обработкой металла. Примерно 50 лет здесь лились ядра и пушки, производилось прутовое железо и железные листы. Здесь, на первых домнах России здесь из местной болотной руды и на древесном угле выплавлялись пушки, которыми царь Алексей Михайлович в 1655 г. штурмовал тогда еще польский Смоленск. Запасы руды вскоре иссякли.
Морозов все время был при царе. При выступлении в поход на Литву в 1654 году царь пожаловал Морозова высшим военным званием — дворовым воеводою, начальником над «полком государевым».
В последние годы жизни Б.И.Морозов тяжело болел. Не задолго до своей кончины в 1661 году он заказал для Успенского Кремлевского собора огромное серебряное паникадило, которое рассматривалось как новое «чудо света». Позднее император Павел воскликнул, глядя на вклад Морозова: «Это настоящий лес». Паникадило безвозвратно погибло во время французской оккупации Москвы в 1812 году.
Патриарх Никон, живя в строящемся Новоиерусалимском монастыре, предлагал похоронить боярина в этой «русской Палестине». Но Морозов был похоронен в Кремлевском Чудовом монастыре.
Царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими.
Борис Морозов, умерший в 1661 году, не дожил до открытия храма; строительство завершилось в 1662 году под присмотром его вдовы Анны Ильиничны (сестры Марии Милославской).
Анна Ильинична осталась вдовой и самой богатой женщиной Руси. Считалось, что только семья Строгановых могла соперничать с морозовскими богатствами. Анна Ильинична сохранила все порядки в вотчинах, заведенные при своем муже, во многом продолжая его дела.
В 1662 году была составлена опись всех вотчин, которые были оставлены Анне Ильиничне мужем. В архиве древних актов эта опись занимает более 800 листов.
Сохранилась приходно-расходная книга Анны Ильиничны за один неполный год ее хозяйствования. По книге можно представить себе денежный оборот в семье большой боярыни. Поражает количество займов, которые возвращают самые разные люди. Судя по дате, это были деньги, которые раздавал еще боярин Борис Иванович. Суммы, которые возвращаются боярыне, круглые (сто, триста рублей), это означает, что ссуды были беспроцентными. Кто только не был должен Морозовым: это и близкие знакомые из числа высшей московской знати, и стрельцы, и торговые люди.
Но более всего поражает сумма милостыни, которую раздала за 1663 год Анна Ильинична. Милостыня раздавалась каждый день. Большие деньги шли монастырям. Постоянно заказывались панихиды по Борису Ивановичу, но они стоили немного. Не проходило недели, чтобы в доме боярыни не появлялись отцы или сестры из московского или какого-нибудь очень дальнего монастыря и не получали бы сотню рублей на монастырские нужды. Главным делом Анны Ильиничны в эти годы было завершение строительства каменной церкви в селе Павловском.
А.И. Морозова скончалась в 1667 г. и её вотчины отписываются в казну.
Важным фактом было то, что главная Благовещенская церковь была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества.
стала Одной из самых известных противниц церковных нововведений стала Феодосия Прокофьевна Морозова, она была женой брата Бориса Ивановича, Глеба Морозова. Это та самая "Боярыня Морозова", которую изобразил на своей картине В.Суриков.
Она тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.
Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.
Существует ошибочная версия, что наследницей состояния Бориса Морозова является не его вдова Анна Ильинична, а именно Феодосия Морозова, которая якобы унаследовала все состояние после кончины и Бориса Ивановича, и его брата Глеба, который скончался на год позже брата в 1662 году, но это не верная версия, хотя именно она указана в статье про "боярыню Морозову" в Википедии.
В период времени с 1664 по 1730 вотчина становится дворцовой. Павловское соединялось со стольным градом прямой дорогой, по которой любил ездить на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович.
Получив Павловское, царь Алексей Михайлович продолжил то развитие села, которое было начато при его воспитателе. С одной стороны это была подмосковная усадьба для отдыха и охоты, с другой — крупный хозяйственный и промышленный центр.
Царица Наталья Кирилловна имела здесь свои хоромы. По всей вероятности, она была с детьми, в том числе и с двухлетним Петром. Царевна Софья с братьями Петром и Иваном нашла в Слободе убежище во время стрелецкого бунта в 1682г..
С 1730 году вотчина принадлежала сподвижнику Петра I генерал-прокурору Сената П.И. Ягужинскому. При новом владельце в селе была устроена суконная фабрика, значительно
перестроенная и расширенная при его сыне С. П. Ягужинском.
Павел Иванович Ягужинский
В 1754 году село было пожаловано Сергею Павловичу Ягужинскому.
Постепенно фабрика превратилась в небольшой промышленный городок (слободу).
К середине XIX века здесь трудилось около 1700 человек, годовой оборот превышал
полмиллиона рублей серебром. К фабрике была приписана волость из пяти деревень с
населением 3,5 тыс. человек. Фабрика просуществовала до 1859 года. После закрытия
фабрики её корпуса были использованы для размещения частей 3-й артиллерийской бригады.
Сергей Павлович Ягужинский
Сергей Павлович Ягужинский за годы обучения в Европе приобрел вкус к театру и живописи. Он привез из Италии картоны, которые долгое время считались подлинной работой Рафаэля. В своем петербургском доме Ягужинский устроил театр, где играли его крепостные, а также иностранные актеры. Со смертью в 1806 году Сергея Павловича род Ягужинских прерывается, и село было отписано в Комиссариатское ведомство Военного министерства.
В начале XIX века владельцем этих мест становится знатный вельможа, сенатор и министр государственных имуществ князь Николай Борисович Юсупов, владелец усадьбы Архангельское. Недалеко от Павловской Слободы, у так называемого «Заводского мостика», при впадении речки Рудинки в реку Белянку, в конце XVIII - начале XIX века был расположен его хрустальный завод, где делали замечательные хрустальные и фарфоровые изделия.
князь Николай Борисович Юсупов
Эти места были излюбленными для композитора и профессора химии Александра Порфирьевича Бородина. В 1884 году он жил и работал на даче в Павловской Слободе и восхищался природой здешних мест. В письме от 25 августа 1884 года он писал: «Местность восхитительная, хорошее купанье, прогулки чудесные и разнообразные».
На рубеже XIX и XX веков в селе Павловское находились: Благовещенская церковь, две деревянные школы – земская и церковно-приходская, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, аптека, земская больница, работали два кирпичных завода.
В 1920-х годах в окрестностях села велись археологические раскопки. Были обнаружены два славянских селища и множество курганов, относящиеся к XI-XII векам.
В 1920-х годах Павловская Слобода по-прежнему оставалась центром Павловской волости.
В 1921 году в Павловскую Слободу из Кремля был переведён Московский Арсенал.
В 1924 году в селе находился волостной исполнительный комитет (волисполком), работали: школа-семилетка, больница, участковое страховое агентство, амбулатория артиллерийского склада, библиотека и клуб артсклада, агрономический пункт, ветеринарная лечебница, правление и лавка Павловского общества потребителей. Была построена железная дорога, соединившая Павловскую Слободу с селом Нахабино. В период коллективизации, в 1926 году, на окраине села был создан колхоз «Серп и Молот».
В 1933 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы был разрушен и осквернен. Храм был закрыт и двое суток подводами вывозилась церковная утварь, колокольня взорвана, а в святых помещениях устроено женское общежитие и артель по пошиву дерматиновых сумок.
С началом Великой Отечественной войны личный состав военной базы № 38 (бывш. Московский Арсенал) в Павловской Слободе принял активное участие в обеспечении оружием и боеприпасами 12 ополченческих дивизий и 87 истребительных батальонов, сформированных в Москве. В декабре 1941 года в окрестностях Павловской Слободы кровопролитные бои вела 108-я стрелковая дивизия, сумевшая остановить продвижение немцев к Москве и провести контрнаступление на своём участке фронта.
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, советские войска взорвали колокольню, которая из-за своей высоты могла служить немцам ориентиром.
Вот так долгие годы выглядел храм Благовещения.
Только в 1992 году здание Благовещенской церкви было передано православной общине. С 1994 года на храме начались комплексные научно-реставрационные и восстановительные работы, призванные вернуть памятнику архитектуры ХVII века свой первоначальный архитектурный облик.
По мере развития Благовещенской церкви всё более очевидным становился недостаток дополнительных помещений, необходимых для полноценной работы всех служб прихода. Предварительно проведённые теоретические, проектные и натурные изыскания позволили в 2002 году с нулевого цикла начать строительство административно-хозяйственного комплекса, призванного решить возникшие проблемы.
Новое строительство велось с ограничениями, налагаемыми на него близостью подлинного памятника архитектуры – храма Благовещения. Внешний архитектурный облик новых построек не вступает в противоречие с существующим близ храмом. Их образ традиционной исторической застройки ХVII века служит гармоничным фоном для памятника архитектуры. При этом новый комплекс отсекает от существующего храма современные панельные дома, практически вплотную примыкающие к церковной территории с северо-запада.
Для соблюдения аутентичности новых построек, сохранения фактуры стен и масштабности их декора пришлось пойти на значительное удорожание строительных работ и вести кладку из большемерного кирпича на известковом растворе. При этом основная толщина стен составляет 90 см. По старым технологиям, без использования бетона возведены сводчатых кирпичных перекрытий.