Березовые ворота поражают своей классической простотой , будете смеяться, но они мне напомнили трирские ворота (построенные римлянами):
Берёзовые воро́та — каменные ворота, расположенные на восточной границе Дворцового парка в городе Гатчина Ленинградской области. Сооружение построено в конце XVIII века по проекту известного архитектора Винченцо Бренны и по архитектонике не имеет аналогов среди других дворцово-парковых сооружений пригородов Санкт-Петербурга. Берёзовые ворота считаются одним из лучших творений архитектора в гатчинском дворцово-парковом ансамбле.
Заглянув в Википедию , я поняла , что не ошиблась:
Выбранное архитектурное решение ворот восходит к стилю Древнего Рима. Сооружение оставляет впечатление триумфальности и монументальности, что достигается за счёт общих пропорций сооружения и соотношения отдельных его частей. Равная высота и ширина строения дают ощущение незыблемости и устойчивости, монументальность строения подчёркивается узкой по отношению к пилонам аркой, как бы зажатой между массивными павильонами[7].
Отдельные элементы ворот также играют немаловажную роль в восприятии всего сооружения. Живописно-выразительную игру света и тени дают как глубоко врезанные в массив пилонов ниши, так и далеко вынесенные карнизы. Созданный эффект подчёркивается рельефными панно на плоскостях стен сооружения[8]. Характерной чертой ворот является сочетание изящества одних элементов с выразительностью других; так, архивольт арки завершается монументальным замковым камнем[6].
Фактура и цвет ворот обеспечивается материалом, в качестве которого был выбран пудостский камень. Каменные блоки акцентируют архитектонику сооружения, создавая ритмическое членение отдельных его элементов — фризов, панно, усиливая противопоставление несущих и несомых конструкций и визуально подчёркивая упругость и структуру пролёта[9].
Сохранился проект Берёзовых ворот, датируемый 1790-ми годами[10]. Можно заметить, что общий вид построенных ворот и ворот на чертежах проекта различается, в основном, наличием более богатого скульптурного декора.
В ниши планировалось установить скульптуры божеств, покровителей войны — Марса и Беллоны, для которых в нишах сохранились постаменты. Над нишами, вместо фигурных панно, должны были располагаться скульптурные медальоны, связанные гирляндами. Над арочным сводом на чертеже изображены барельефы летящих гениев победы, в верхней части пилонов — желобки[11], а на замковом камне — рельефная маска (похожие сюжеты осуществлены на некоторых воротах Санкт-Петербурга — арке Главного штаба, Нарвских триумфальных воротах), а на фризе — композиции из трофейного античного оружия. Венчать ворота должна была скульптурная композиция богини Ники (Славы) на овальном постаменте[11], возвышавшейся над знамёнами и «трофеями», поддерживающей левой рукой щит с изображением герба Российской империи и несущей в правой руке лавровый венок[9]. Существующие ныне фигурные панно были оставлены по традиции каменных дел мастеров для реализации замыслов по оформлению ворот прямо на месте, однако этого не произошло[11].
Имеющиеся в проекте, но не воплощённые в жизнь замыслы архитектора должны были усилить впечатление триумфальности ворот[12]. Несмотря на то, что проект не был осуществлён в полном объёме, многие исследователи сходятся во мнении, что Берёзовые ворота — одна из самых удачных построек Бренны в Дворцовом парке Гатчины.
Строительство ворот , тоже целая история
Берёзовые ворота построены в 1795-1798 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны. Строительством ворот занимался каменных дел мастер Джованни Висконти. Договор на сооружение «из пудовского камня ворот в аглицком саду близ Березового домика» был заключён 24 января 1795 года с местным купцом Мартьяном Воробьевым (по другим данным — Мокеем Федоровичем Воробьевым[14]). Через несколько месяцев, 30 апреля, к строительству был привлечён местный строитель, известный участием в строительстве многих гатчинских достопримечательностей[15], Кирьян Пластинин.
ерхние ограждённые площадки кордегардий были запланированы и использовались в качестве одной из обзорных точек Дворцового парка — с них открывался вид на прилежащую к воротам территорию парка и гладь Белого озера[17].
В 1843 году площадки над боковыми павильонами были покрыты железной кровлей, что несколько изменило общий облик ворот. В то же время были снесены и лестницы, ведущие из внутренних помещений ворот на обзорные площадки в верхней части кордегардий, а сами помещения стали использоваться для склада садовых инструментов[6].
В 1881 году по проекту архитектора Людвига Францевича Шперера рядом с воротами Дворцового парка, в том числе и рядом с Берёзовыми воротами, были возведены караулки из красного кирпича (видны на первой фотке)
Итак, мы идем вдоль ограды парка, уже пора прибавить ходу, время поджимает.
Наша цель- приоратский дворец.
Здесь в парке какое то возвышение с лестницами. У меня в карте значится, как ботанический сад...
Но мы идем дальше, переходим через оживленное шоссе, идем вдоль него и наконец , виден- Приоратский дворец.
Ну и сам Приоратский дворец во всевозможных видах
К сожалению, мы приехали в нерабочий день, дворец был закрыт (тут недостаток моей подготовки, я пользовалась устаревшими данными - журналами Дворцы и усадьбы).. Ну что ж, я не расстроилась- есть повод ещё сюда приехать.
Архитектор Николай Александрович Львов,(1753- 1803) родился в Торжке, умер в Москве, в середине жизни - проживал в столице. Во время поездки в электричке я читала о приоратском дворце и о его архитекторе Львове. Честно говоря, меня его биография поразила до глубины души. Вот что значит век просвещения и гений человека.
Один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант.
Львов из бедной дворянской семьи, в отрочестве жил у родственников в Петербурге. В детстве из-за бедности сам мастерил себе игрушки. В семье знатных родственников активно изучал светский этикет, равнялся на дядьев- горного инженера и архитектора. Его отдали в Измайловский полк. При этом с конца 1770 года вокруг Львова сложился круг людей, объединённых общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций. Помимо свояков Державина и Капниста, к нему принадлежали И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и Е. И. Фомин. В 1777 году Львов вместе с Саймоновыс и Хемницером уезжает в путешествие в Европу. После поездки Львов оставляет военную службу и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Львов каждый день ужинает у своего начальника Бакунина. Нравы тогда были другие, люди делали светские визиты, сформировался светский кружок вокруг Львова. Львов влюбился в дось высокого начальника, но разрешения на брак родители невесты не дали. Они поженились тайно. При этом Львов , видимо, выполняет какие то заказы. Например, известно, что он оформил люстру в Гатчинском дворце. Прошел курс обучениея у Кваренги и Камерона.
И тут происходит удивительная вещь. Екатерина II по совету своего секретаря Безбородько делает заказ на строительство храма в Могилеве... простому служащему Коллегии иностранных дел Львову. После такого дебюта в архитектуре, отец его тайной жены, дал наконец согласие на их брак. После этого на ЛЬвова посыпались заказы на архитектурные сооружения.
Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785−1796) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II, собор был взорван в 1938 году), усадебных комплексов в Тверской[3], Новгородской и Московской губерниях
В 1798—1799 гг. нашёл и опубликовал с предисловием две летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробную летопись от начала России до Полтавской Баталии» .
В 1795 году Львов опубликовал свою работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 году была опубликована вторая часть, где была предложена конструкция калориферной печи. Изданию третьей помешала смерть Львова[4].
Интересно, что летом 1803 года император Александр I командировал Львова на Кавказ и в Крым «для устрояния и описания разных необходимостей при тамошних теплых водах».Архитектор побывал в Области Войска Донского и сделал там несколько зарисовок, включая панораму станицы Черкасской. К сожалению, Львов умер рано, в 51 год из-за интриг малообразованных и завистливых чиновников, всоре умерда и его жена, их детей воспитывал Державин.
Его недаром называли русским Леонардо. Например, в своей усадьбе он устроил отопление, которое увлажняло воздух и наполняло его розовой водой. На кухне он соорудил посудомоечную машину из деревяных деталей. ну и наконец, он был энтузиастом строительства из "земляных кирпичей", результатом которого и явился Приоратский дворец.
Приоратский дворец .
По легенде чиновник выделил для дворца самое неудачное место ,а попросту - болото. Но Львов и с этим справился.
Дворец не так роскошен, как другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга. Известность его определяется необычной технологией строительства, оригинальным обликом, удивительным сочетанием дворца и окружающего пейзажа.
Приорат — единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное в основном по технологии землебита: слои спрессованного суглинка пропитываются известковым раствором. По этой технологии построены стены дворца, ограда, придворцовые постройки. Подпорная стена сделана из знаменитого пудостского камня, которым были выложены многие гатчинские строения. Башня дворца построена из парицкого камня.
Расположен Приорат на юго-восточном берегу Чёрного озера. Парк, в котором находится озеро, в дальнейшем также стали называть «Приоратским» (до этого он назывался «Малым Зверинцем»).
Приорат построен в стиле русского зодчества последней трети XVIII века, называемого предромантическим направлением. Сооружение представляет собой стилизацию под средневековые католические монастыри. Роль храмовой колокольни играет башня, все постройки объединены в одно целое внутренним двором и глухой оградой. Расположен Приорат, как и монастыри, в уединённом месте. Монастырский характер подчёркивается аскетичным внутренним убранством. Также Приорат напоминает средневековый замок. Некоторые детали дворца характерны для стиля классицизма. Это горизонтальные членения фасадов, потолки — главное украшение помещений дворца.
Все исследователи отмечают точность расположения Приората, оригинальную композицию, характерный отказ от симметрии. Оригинальность Приората в том, что в нём нет повторов, каждая точка обзора нова. Со стороны Чёрного озера создается иллюзия, будто дворец расположен на острове. Подпорная стена придает дворцу черты крепости. С юга Приорат имеет сходство с готической капеллой. Северный фасад словно вырастает из воды. Со стороны главного входа — это загородная усадьба. Здание кухни выполнено в форме русской избы.
Создание Приората связано с историей Европы конца XVIII века. В результате Французской революции Мальтийский Орден потерял значительную часть своих владений. Орден обратился за помощью к только что вступившему на престол Павлу I. В январе 1797 император подписал Конвенцию, согласно которой в России создавалось «Великое Приорство» Мальтийского Ордена. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену был передан бывший Воронцовский дворец в Петербурге. Вскоре после этого Павел I решил построить летнюю резиденцию для приора Мальтийского ордена принца Конде. Местоположением дворца была избрана Гатчина — загородная резиденция Павла I.
До строительства дворца Н. А. Львов по землебитной технологии построил несколько сооружений, в том числе, в 1797 году, «хижину» для фаворитки Павла Ι Е. И. Нелидовой. Перед строительством Приората в саду Гатчинского дворца под руководством Н. А. Львова был построен по землебитной технологии угол избы с фундаментом.
История дворца после Приората.
Император Александр I — протектор Ордена — передал Приорат в государственную казну. Дворцом почти не пользовались. Члены императорской семьи изредка приезжали во дворец на кратковременный отдых. В 1820-х годах, с разрешения императрицы Марии Фёдоровны, во дворце временно размещался лютеранский храм. В 1840-е годы император Николай I иногда, на время манёвров, предоставлял Приорат генералитету. В Приорате состоялась первая встреча принцессы Марии Гессенской (невесты наследника престола) и Александра Николаевича (император Александр II).Приорат запечатлели в своих картинах Т. Г. Шевченко, М. В. Добужинский и др.
В 1880-х годах дворец ремонтировался и был частично реконструирован для размещения в нём придворных певчих. Были сделаны водопровод и канализация, укреплены перекрытия. Приорат был приспособлен для круглогодичного проживания пятидесяти человек. В дальнейшем в нём предоставлялись квартиры придворным.
В начале XX века во дворце начали организовываться различные выставки. В годы Первой мировой войны в Приорате размещался госпиталь. В 1924 г. в Приорате расположилась экскурсионная станция, с 1930 по 1940 гг. здесь были базы отдыха некоторых ленинградских заводов.
В годы Второй мировой войны Приорат уцелел, хотя были разрушены часть ограды, одна из караульных будок, снесена крыша. После войны в нём располагались сначала военно-строительная часть, затем Дом пионеров и школьников, а с 1968 г., вплоть до начала реставрации — районный краеведческий музей.
С начала 1980-х годов началась реставрация дворца, которая была в основном закончена к 2004 г., и дворец был открыт для посещения
Легенда Приората
Как и о многих подобных строениях, о Приорате существует несколько легенд. Самая известная — легенда о подземном ходе, соединявшем Приоратский дворец с Гатчинским императорским дворцом. Интересно, что во время укрепления фундамента реставраторы действительно наткнулись на подземный ход, выложенный камнем. Ход достигает высоты человеческого роста в начале и постепенно понижается. Тоннель до конца не пройден и его назначение не выяснено. Есть мнение, что тоннель является частью подземных коммуникаций Гатчины, которые пока не исследованы
Отредактировано senegalka (2018-11-11 11:56:19)