Поездка в Ареццо
В Ареццо мы поехали смотреть фрески Пьеро делла Франческa в капелле Баччи. Сели рано утром в электричку и через час были в Ареццо. По пути читали вслух Талюшу. Ничего более полного в рунете нет. Так что в город мы прибыли в полном информационном вооружении. Химера скалилась в фонтане у вокзала.
Вырулили на корсо Италия и стали медленно подниматься вверх. Сразу видно – город туристами любимый.
Свернули к пьяцце S. Francesco. Простенькая площадь, простенькая церковь. Судя по фасаду, даже и не скажешь, что это главная цель нашего путешествия. У дверей назойливо просил денег нищий. Не дали. У меня предубеждение к этим профи. Пособие, что выплачивает Итальянская республика своим малообеспеченным гражданам, наверняка в несколько раз превышает пенсию моей мамы, но она не ходит на паперть с протянутой рукой.
Обошли церковь кругом. Нашли объявление, что билетерия в капеллу где-то на площади. Вышли. Зашли в билетерию, купили билеты. 6 евро одна штука. Свободный сеанс был на 11:30, через час. Решили погулять в округе. Сходили к церкви Сан-Джиминьяно. Рядом с ней – две башни в стиле башен города Сан-Джиминьяно. Райончик был приятный, но ничего особенного.
Вернулись к Сан-Франческо. Нищий снова просил денег. Снова не дали. Посидели немного на церковных скамьях, наслаждаясь прохладой. Народ потянулся к верёвочке. Мы тоже протянули билеты. Экскурсовод сняла верёвочку, пропуская экскурсантов. Набралось что-то около десятка. Нас повели в капеллу.
Капелла Бачи с фресками Пьеро дела Франческа "Легенда о Животворящем Кресте" находится на хорах церкви, за невысокой алтарной преградой. Оказывается, всё время, ожидая начала сеанса, мы сидели прямо перед нею. В принципе ее неплохо видно и с церковных скамеек. Мастер писал фрески 13 лет, вдумчиво и неторопливо. Частенько, чтобы иметь возможность продолжить работу на фрагментом более одного дня, накладывал на стену мокрую ткань, что противоречило всем тогдашним принципам фресковой техники. Вскоре после того, как Пьеро делла Франческа написал фрески, они были напрочь "забыты". "Вспомнили" про них только в 20 веке и ныне о них говорят с тем же придыханием, что и о Сикстинской капелле и Лоджиях Рафаэля в Ватикане.
Для любителей разглядывать детали можно посоветовать прихватить бинокль. 6 евро было жалко. Но раз уж по-дурости было уплОчено, в капелле усмотрелись вплоть до последнего евроцента. Экскурсовод, естественно, что-то рассказывала, но поскольку в итальянском мы совершенно не сильны, то самостоятельно пришли к выводу, что фрески в прекрасном состоянии. Хотели спросить экскурсоводшу, почему Франческо имел приставку "делла", а не "деи", ведь он не был незаконорожденным, но не стали отвлекать по пустякам. Спрашивать, почему Сиф высадил побег от Древа познания добра и зла в рот своему умершему отцу Адаму, было как-то неловко, ещё подумает - "Вот русские неучи!".
Конечно, впечатление от живописи было смазано пустой тратой денег. Теперь я буду хранить билетик в капеллу Баччи под номером 212 614 вечно, как наглядное свидетельство что не я один дурак. Женщины, которые на фрески полюбовались из церкви, не вникая в детали, на улице мстительно купили мороженого. Мужчины экономили, зло поминая Талюшу...
Выполнив «культурную программу» посещения Ареццо 100%-но, вернулись на корсо Италия и снова двинулись вперед. Массивная колокольня знаменитой церкви впереди служила маяком к пьяцце Гранде.
Это парадное крыльцо церкви Пьеве ди Санта Мария.
А это ее апсида. Не каждая церковная апсида фотогенична, эта так очень даже.
С корсо Италия сбоку от церкви – проход на пьяццу Гранде. Как обычно я шёл позади всех, старательно фотографируя и достопримечательности, и своих друзей, которые якобы не специально, а просто так ходят… Громкий смех друга, уже вышедшего на пьяццу и уже традиционный в такого рода ситуациях, подсказал, что пьяцца совершенно не готова к нашему приходу.
Так и оказалось. Было ощущение, что тут либо накануне прошло какое-то мероприятие, либо оно только-только готовится. Центр обширной наклонной площади был огорожен и посыпан песком, вокруг стояли трибуны. Как я не старался нацелиться фотоаппаратом так, чтобы все эти сооружения в кадр не попадали, они всё-равно вылезали. Одно расстройство!
Мысль о мероприятии, кстати, оказалась верной. Это мы поняли чуть позже, из буклетов, что набрали в турофисе. Оказывается, накануне был «генеральный прогон», а на следующий день намечался главный ежегодный аретинский праздник – Giostra del Saracino, берущий своё начало в 13 веке. В этот день улицы города заполняют рыцари в доспехах и на боевых лошадях, знаменосцы, трубачи и публика в средневековых костюмах. Все участники собираются на рыцарский турнир. В углу площади устанавливается Сарацин - вращающийся деревянный бюст араба, держащего в левой руке стальной щит, а в правой - три свинцовых шара на веревках. Рыцарь, должен ударить копьем в щит и увернуться от свинцовых шаров. Победитель турнира получает приз - Золотое Копье. Но мы об этом не знали. Желающие на будущее взять Джостру на заметку, могут заглянуть на её сайт: http://www.giostradelsaracino.arezzo.it
Через лоджию Вазари,
уставленную столиками кафе, мы покинули пьяццу Гранде
и снова вышли на корсо Италия.
Красивое палаццо Преторио, увешанное фамильными гербами словно рождественская ёлка, чем-то напоминало испанский Трухильо.
Решив взглянуть на Ареццо с высоты, мы направили свои стопы на вершину холма – к фортецце Медичеа.
В парке у фортеццы стоял памятник. Кажется, Гарибальди. Но мы его поначалу за деревьями не заметили, двигаясь по боковой прогулочной дорожке и глазея на крыши города. Это была наша роковая ошибка. Увидев массивные стены фортеццы, мы направились искать вход – но на практике оказалось, что пошли в обход. Дорога была пустынна. На стенах фортеццы людей тоже не было видно. Спросить про вход было не у кого. Мы шли, шли и шли кругом, пока не упёрлись в кладбище. Настоящий "мёртвый город" с памятниками и погребальными урнами в стенах кладбищенских «улиц». Мы поняли, что что-то не так, и двинули в обратном направлении. Вход обнаружился в парке, как раз напротив того самого памятника. Мрачная арка, полутемный арочный проход, холодок, лестница – и вот мы уже наверху фортеццы.
Оттуда виднелись далекие тосканские холмы…
И сам Ареццо с высоко торчащей колокольней церкви Пьеве ди Санта-Мария. 59 метров, между прочим.
От фортеццы мы направились к Дуомо, что прямо перед нею через парк.
Наискосок от Дуомо – палаццо Коммунале, в котором размещается и турофис, где мы наконец добыли толковую карту города. Фердинанд I Медичи, что стоит на углу Дуомо, как раз смотрит прямо на турбюро.
Оттуда по Рикаболи мы направились к пьяцца Сан-Доменико, по пути наскоро пообедав в каком-то небольшом заведении. Было как раз время обеда и в бар-пиццерию набилось довольно много местных клерков. Сан-Доменико - маленькая площадь, обсаженная липами, они как раз цвели и густой медовый аромат буквально пьянил. Внутри же церкви Сан-Доменико остро пахло краской. Рабочие таскали доски и другие стройматериалы. Наверху висело Распятие работы Чимамбуе, такое же массивное, как и подобное во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла.
Покинув пьяццу, мы пошли к дому Вазари. Дом его буквально рядышком, за углом, на виа XX Сеттембре. Торкнулись в дверь. Дверь была заперта. Сверились со шпаргалкой. Каза должна была быть открыта. Странно. Подошла еще небольшая группка туристов. Тоже торкнулась в дверь. Дверь не поддавалась. Судя по недоуменным вглядам иностранцев, они тоже этого явно не ожидали. И тогда я подошёл и нагло нажал на звонок. Дверь щелкнула. Я потянул за ручку. Тяжелая дверь стала распахиваться.
Несколько комнат, богато расписанных самим владельцем. Небольшой садик с апельсиновыми деревцами. Вазари купил дом в 29 лет, женился же в 40. Умер в 63. Похоронен в Ареццо. Перед уходом, мы отметились в книге отзывов.
В целом Ареццо какого-то особого впечатления не произвел. Приятный городок, но не более.
И мы отправились в Кортону...
_________
ПРАКТИКА:
В Ареццо поездом:
http://www.ferroviedellostato.it/ferrov … nglese.jsp
Почитать об Ареццо:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ареццо
http://www.talusha1.narod.ru/travel/ita … t.htm#p4_1
Сайты города:
http://www.arezzocitta.com/tourist information.htm
http://www.comune.arezzo.it
http://www.apt.arezzo.it
Базилика Сан-Франческо:
http://www.pierodellafrancesca.it/piero_gb/index1.html
http://www.arezzoweb.it/musei/informazioni.asp?museo=7
http://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_di_San_Francesco_(Arezzo)
(купить билеты по интернету): https://ticketing.ribesinformatica.it/arezzo
Капелла Баччи в церкви Сан-Франческо:
http://it.wikipedia.org/wiki/Leggenda_della_Vera_Croce_(Piero_della_Francesca)
О Пьеро делла Франческо:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Франческа,_Пьеро_делла
http://www.krugosvet.ru/articles/59/100 … 5958a1.htm
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Francesca/biogr.html
Картины Пьеро делла Франческо:
http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/piero/
http://www.christusrex.org/www2/art/Pie … ncesca.htm
http://www.abcgallery.com/P/piero/piero.html
Джостра дель Сарацино:
http://www.giostradelsaracino.arezzo.it
Карта Ареццо (скачать pdf):
http://www.geoplan.it/mappe-cartine/map … zzo-AR.htm
Отредактировано Arial (2008-07-19 18:04:30)