Странно, но Аргентина никогда не присутствовала в наших планах на Южную Америку, где Чили, Перу и Боливия были явными фаворитами. Но получилось так, что свое знакомство с этим континентом мы начали именно с Аргентины. Читая отчеты в южноамериканской ветке на форуме Винского, я наткнулась на замечательный рассказ Про Аргентину с любовью с очень красивыми, прямо таки манящими в дорогу фотографиями Озерного края – аргентинской части Северной Патагонии. К тому же время складывалось весьма удачно – март-апрель - начало осени в южном полушарии – хороший сезон для любого путешествия. Учитывая долгий перелет и общую труднодоступность региона, решили организовать трехнедельную поездку, в которую довольно логично вписался Озерный край, Южная Патагония с двумя знаменитыми парками - Фиц Рой и чилийский Торрес дель Пайне и водопады Игуасу. Без особого сожаления пришлось пожертвовать Буэнос-Айресом, который остался только пересадочным пунктом между остальными точками.
Итоговый маршрут:
25 марта – вылет в Буэнос-Айрес через Лондон
26 марта – прилет в БА, отдых, небольшая прогулка по городу и вечернее танго-шоу
27 марта – вылет в Эль Калафате, аренда машины и переезд в Эль Чалтен (парк Фиц Рой)
28 – 30 марта – пешие треки в парке
31 марта – возвращение в Калафате и ледник Перито Морено
1 апреля – переезд в Чили в парк Торрес дель Пайне
2 – 3 апреля – прогулки и трек в парке
4 апреля – возвращение в Калафате и перелет в БА (по плану был прямой перелет в Барилоче, но коварные Аргентинские авиалинии отменили этот рейс и пришлось лететь через БА)
5 апреля – перелет в Барилоче, аренда машины и переезд в Сан-Мартин
6 апреля – день в Сан-Мартине
7 апреля – возвращение в Барилоче
8 – 10 апреля – поездки и прогулки в Барилоче
11 апреля – перелет в БА
12 апреля – вылет в Игуасу, полдня на бразильской стороне
13 апреля – день на аргентинской стороне, возвращение в БА
14 апреля – вылет домой
Практические и организационные вопросы:
Внутренние перелеты
Покупались где-то за полгода на сайте Аргентинских авиалиний Aerolineas Argentinas. Цены на билеты в районе 220-240$ на человека, только в Игуасу оказалось подешевле – 150$ за билет. Скидок не было. Примерно за месяц до отлета началась чехарда с отменой и переносом рейсов. Причем варианты на замену предлагались какие-то совершенно фантастические – при отмене прямого рейса Калафате-Барилоче мне предложили лететь в одно и тоже время из других городов, а вместо того, чтобы сдвинуть по времени перелет из Игуасу в БА, был прислан вариант с двумя пересадками. Обратной связи по эл.почте с а/к нет и все вопросы нужно было решать по телефону единого колл-центра в Аргентине. Ну, вы представляете как это удобно! Тут мне очень помогли девушки из наших российских агентств по продаже билетов Аргентинских авиалиний, взяв на себя переписку с головным офисом. Так что я сделала заметку себе на будущее – не связываться с прямыми покупками билетов в сомнительных авиакомпаниях.
Обмен денег
Черного курса в Аргентине уже нет, но обмен валюты организован довольно заморочно. В обменниках огромные очереди и, чтобы не терять на это время, я договорилась об обмене с Максимом Лемосом (ru-ar.ru) – нашим соотечественником, который уже несколько лет живет в БА и оказывает услуги по организации экскурсий, трансферов, обмене валюты и др. За обмен он берет небольшую комиссию, но меняет по чуть лучшему курсу, чем в обменниках, так что все равно это выгодно.
В Аргентине в ходу доллары, довольно развита система оплаты по кредитным картам, их принимают и в магазинах и в приличных ресторанах, и естественно при оплате за отели и за ренту машины.
Короткие пребывания в Чили и Бразилии обошлись без обмена на местную валюту – там мы платили картой и наличными долларами.
Средний курс в апреле 2017 года 1$ - 15,5 песо.
Бронирование отелей
Все отели бронировались на booking.com. И, за исключением хостела в Эль Чалтене, мы оплачивали их по кредитной карте, что позволило избежать уплаты 21% налога.
Цены в среднем, как мне показалось, подешевле, чем в Европе. Но нужно внимательно читать отзывы и смотреть фотографии, цена не гарантирует качество. За те же самые 100$ можно получить номера совершенно разного уровня.
Аренда машины
Аренда в Аргентине дорогая, причем выбор довольно ограничен. Машин с автоматической коробкой передач нет, что вызывало у меня определенные переживания. Но по факту оказалось, что конкретно этим проблем никаких нет, все забытые за двадцать лет навыки вспомнились довольно быстро и, пожалуй, учитывая специфику дорог по нашему маршруту, машина с автоматом была бы менее удобной.
В Барилоче с арендой попроще – больше выбор ренткаров, ниже уровень цен.
В южной Патагонии средние цены где-то районе 100$ в сутки за небольшие малолитражки типа Рено Клио (самая распространенная там модель). За внедорожник придется отдать в два раза больше.
Перед отъездом меня мучила дилемма – стоит ли тратить такие деньги за полный привод? Можно ли обойтись малолитражкой на грунтовых дорогах в парках?
Не знаю, вопрос действительно оказался не простым и неоднозначным. Мы, в конечном итоге взяли внедорожник и остались довольны. Такая машина давала бОльшую уверенность на грунтовке и объем бензобака позволял не беспокоится насчет топлива.
Но на малолитражках ездить в Патагонии можно – конечно с меньшей скоростью и комфортом, но да, все дороги в приличном состоянии.
Если есть возможность выбирать – лучше брать дизель, поскольку за бензином в Калафате были огромные очереди на заправках.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание при планировании расходов - кроме оплаты аренды, на картах замораживается депозит в сумме, равной стоимости аренды. Разблокировка депозита, несмотря на уверения о том, что деньги вернуться на счет в течение суток после сдачи машины, происходит примерно через месяц.
Оплачивать аренду лучше наличными (песо или доллары), поскольку некоторые компании берут % при оплате с карты, а для депозита иметь с собой кредитную карту с достаточным лимитом.
В Калафате воспользовались услугами местной компании - wwwonrentacar.com.ar
В Барилоче – wwweuropcar.com
Претензий нет, за исключением упомянутых депозитов, которые мы не учли в возможных расходах.
Мобильная связь, интернет и навигация
Мобильная связь присутствует конечно не везде, особенно в Южной Патагонии – стоит отойти/отъехать на несколько километров от города и всё, палочки на телефоне пропадают. Но в городах прием довольно устойчивый. С интернетом тоже не всё слава богу, но в целом, его было достаточно для того, чтобы не чувствовать себя оторванными от жизни. В отелях практически везде присутствовал бесплатный WiFi, кое-где в ресторанах тоже. Упомянутый уже Максим помогает с покупкой местной сим-карты, но я с этим вопросом заморачиваться не стала, и мы благополучно обошлись интернетом, доступным в отелях.
Для навигации на автомобиле я загрузила в планшет бесплатную программу MapFactor, но нельзя сказать, чтобы она была сильно необходима. В большинстве случаев выручали мои любимые MapsMe на телефоне.
Для ориентировании на треках пользовались очень удобной программой MyTrals, которая позволяет создавать и использовать без интернета локальные карты.
Питание
При планировании поездки статья расходов на питание показалась какой-то не однозначной. В рассказах повсеместно упоминалось о том, что еда дешевая, порции огромные и вообще, по сравнению с Европой питаться там можно чуть ли не задаром. Уточнила этот вопрос у Максима, он дал противоположную информацию – хороший ужин на двоих с бутылочкой вина – 100-150$ (!) Кому верить?
По факту оба мнения оказались правдивыми. Да, в Буэнос-Айресе, да и не только там, ужин на двоих в приличном ресторане будет стоить в районе 80-100$. А в кафе где-нибудь в провинции легко поесть вдвоем долларов за 50$. В туристических местах типа Эль Чалтена цены завышены не адекватно качеству, но там особого выбора нет, так что если не готовить самим, то много не сэкономишь.
В итоге в среднем на еду у нас уходило в день около 100$ на двоих.
Время для поездки было выбрано очень удачно. Март/апрель это сентябрь/октябрь в южном полушарии и одной из целей было застать в Патагонии золотую осень, что большей частью удалось. Для Озерного края, конечно, начало апреля это рановато, яркие краски появляются там ближе к концу месяца, но с другой стороны, в Южной Патагонии в мае заканчивается сезон и начинаются дожди и холода. Так что мы рискнули и не прогадали – с погодой в Патагонии в целом нам фантастически повезло! На юге все треки мы прошли под ярким солнцем и безоблачным небом, любуясь сочными осенними расцветками. Был всего один ветреный и один дождливый день, а всё остальное время днем температура поднималась до 15-ти градусов.
В Озерном крае погода была похуже, одни сутки выпали полностью из-за проливного дождя, и по настоящему хорошим и ясным был всего один день, но мы угадали с прогнозом и именно тогда прошли интересный и очень красивый трек. Осенних красок в окрестностях Барилоче было маловато, но солнечные пятна ярко-желтых пирамидальных тополей оживляли сине-зеленую палитру пейзажей.