Бамбу Янди - Синпин
Янди - по сути бамбу-терминал и небольшая инфраструктура вокруг. Сюда едут в основном из Яншо, реже из Гуйлиня - самостоятельно или купив экскурсию со сплавом на бамбу. Переправившись, первым делом я озаботился умасливанием требований желудка. Тёток, торговавших уличной снедью, я проигнорил. Выбор заведений в поле зрения у бамбу-терминала был не богат: несколько едален видом попроще и некий ресторан с картинками на входе. Понятно, пошел к картинкам. Ресторан был пуст. Хозяева сами собирались трапезничать. Я сел за стол. Мне принесли меню с картинками. Цены были не ломовые, но и не демонстративно низкие. На одной картинке было мясо с овощами. Его и заказал. Точно цену не помню, но не дороже 35 юаней. От предложенного обязательного риса отказался. Ещё взял бутылку холодного пива. Конечно, показал иероглифы, чтобы не перчили. Ждал блюда минут 20, наблюдая через стекло за яндийской суетой. Хотя особой суеты не было, народу было мало - торговок и помогаек больше. Было около 2-х часов дня, утренние бамбу уже давно уплыли. Массовый поток был как раз в то время, когда я ждал паром в Лэншуе. Принесли курицу, мелко порубленную и тушеную в овощах. Порция была приличная. Перец действительно не чувствовался. Достав свою вилку и нож, приступил к трапезе...
Мой игнор палочек не остался не замеченным. С палочками у меня и вправду не слишком удачная любовь, так что в Китае выручал походный наборчик в рюкзаке. Семейство хозяев заведения, расположившееся за большим круглым столом, с интересом наблюдало за моими манипуляциями с вилкой. И, похоже, живо его и обсуждало.
Неожиданно хозяйка подошла ко мне и поинтересовалась - всё ли окей? Всё окей - кивнул я. - Се-се! Она спросила, откуда я. Вернее, мне показалось, что она это спросила. Из её фразы я на слух выловил только что-то похожее на Сountry. Ай эм фром Раша, - сообщил я китайке.
Раша? - она не понимала. Раша! – она перекинула мой ответ своим сотрапезникам. Те тоже не понимали, что есть Раша. Ну, Раша, Россия, Москва, водка, матрешка, Пу Тзин - объяснял я им. Нет, не понимали.
Почему-то перед поездкой я не озадачился вопросом, как по-китайски будет Россия, Русский. Но ведь есть планшет-выручайка! А там у меня был Pleco! Я набрал в словаре Russia и включил звук погромче. Элосы - прокрякал планшет. Конечно, Россия по-китайски звучит не как Элосы. Просто я не могу передать на кириллице ту адскую смесь Э, О и Ё в одном звуке, который я обозначил как Э.
Ах, Элосы – обрадовалась женщина. Ейные родственники тоже понимающе закивали – Элосы, Элосы! Один из них уважительно приподнял рюмочку - я приподнял свою бутылку пива. Но этим дело, однако, не ограничилось. Другой плеснул в крошечный стаканчик водки из их бутылочки и принёс мне. Пришлось выпить. Все-таки дружба-фройндшафт! Вернее, йео-ии! Водка была своеобразная, конечно. И не слеза.
Сытый, довольный, но хорошо, что не пьяный, из ресторана я прямиком направился в кассы бамбу-терминала. Помогайки, что странно, не обращали на меня никакого внимания, обрабатывая немногочисленных китайцев. Думаю, потому что я был один. А для одного бамбу влетает в копеечку. Цены в принципе я выяснил ещё до поездки - из переписки с синпинским отелем. Славные времена, когда лодочники были частниками и - при невообразимой конкуренции, удавалось хорошо сбивать цены, миновали. Ныне бамбу-сплав - государственное предприятие, в котором лодочники на подряде. И цены сбить просто не получится. Они фиксированные. Не согласен - иди лесом бамбуком! Поняв, что помогайки помогать мне не собираются, я сунулся в кассу. По-английски там ни бум-бум. Но там сразу же подсунули прейскурант на англe.
Теперь надо объяснить механику бамбу-рафта. В прошлом году синпинцы и яндийцы поссорились - не поделили реку. Лодочников полмиллиона, река одна, желающих поплавать на всех не хватает. В нынешнем годе реку аккуратно поделили. Синпинцы возят с юга до горы Девять лошадей и яндийцы возят до Девяти лошадей – с севера. От Янди гора дальше, но плот идет по течению, поэтому доплывают за 45 минут. И стоит это удовольствие по прейскуранту 118 юаней с носа. К Синпиню гора ближе, но синпинцы везут против течения, поэтому получаются примерно те же 45 минут. За те же 118 юаней. Но если синпинцы у Девяти лошадей разворачиваются и уходят в Синпинь вместе с пассажирами - таким образом, маршрут проходится по реке дважды, то яндийцы у Девяти лошадей пассажиров высаживают и они добираются до Синпиня на бесплатных открытых автомобильчиках - около причала есть специальный автотерминал. Уехать можно по билету на сплав. Есть и длинные маршруты: Синпинь - Янди и Янди - Синпинь, но там и цена заоблачная - 216 с носа. Время длинного рафта 1,5-2 часа, в зависимости от того, по течению плывёшь (из Янди), или против течения (из Синпиня).
Теперь самое главное в ценообразовании. Бамбу-плот на реке Ли бывает 2-х типов: на 4 места и на 6 мест. Последний используется в основном для сплава экскурсантов турагентств, где гарантированная человеко-заполняемость плота. Для индивидуалов расчётной единицей является 4-хместный плот. Как уже сказал, цена места - 118 юаней. А если ты один? Тогда ты должен оплатить пустые места. Все три. Правда, по щадящей расценке. Если короткий рафт (до Девяти лошадей) - то 30 юаней за каждое пустое место, а если полный (от Янди до Синпиня или наоборот) - то 55 юаней. Таким образом, моя цена по прайсу складывается следующим образом: 118 + (30 х 3) = 208 юаней. По курсу моих юаней в 8,4 получается 1747 рубчиков! Не хило так! Ну, а длинный рафт стоил бы: 216 + (55 х 3) = 381 юань, или 3200 руб.
Продав мне билет до Девяти лошадей, одна из кассирш довела меня до бамбу-терминала и там я получил персонального лодочника. По-моему, везти меня лодочники особо не жаждали, потому как была некая заминка, когда они решали, кому же я достанусь. Наверное, они получают процент с общей суммы, а в моем случае общая сумма была, конечно, меньше, нежели при полной заполняемости плота. Но деваться им было некуда: билет есть билет. К тому же, помимо меня никого из туристов более и не было. Так что от турникета лодочник повел меня к плоту - без особого, правда, энтузиазма. Но на безрыбье, как известно...
Плыть - не шагать! Бамбу по реке Ли хорош всем. Пейзажи - чудо. Но самые крутые - именно между Янди и горой Девять лошадей...
Высоченные холмы подступают здесь прямо к реке...
Водопад...
Ступеньки, на которых мы торговались с дедком. Паром по-прежнему на приколе...
45 минут пролетели как миг...
Навстречу тянулись круизники. Пустые. Они возвращались в Гуйлинь, чтобы следующим утром снова катать сотни туристов...
Китайцы, по-моему, весьма изобретательны в названиях холмов реки Ли. С фантазией народ: Лев, смотрящий на девять лошадей; Холм белого тигра; Старик, держащий яблоко; Восемь Бессмертных, переходящих через реку... Я всматривался/вникал, но мне так нигде и не почудилась Черепаха, что лезет на гору...
А вот и горища Девять лошадей. Китайцы каким-то образом разглядели в рисунках этих скал лошадиные морды. Я не обнаружил ни одной! )) За песчаной отмелью - финиш...
Всё! Приплыли. Снова лэншуйский причал. Мой лодочник готовится отчалить...
А на этом автомобильчике я уехал в Синпинь. Правда, пришлось минут двадцать ждать, пока наберётся полный. По счастью, подвалила компания молодёжи. В веночках! )) Они грызли вареную кукурузу, а меня заставили угоститься сливами... ))
Непрошенные советы ))
Сейчас, задним числом, я построил бы этот день иначе. Во-первых, из Синпиня до переправы к Лэншую надо было взять тук-тук. Это где-то 15 минут езды и 20-25 юаней за доставку тела. Этим я сэкономил бы силы и сократил время трека, на который у меня от и до ушло пять с половиной часов. Дорога хорошая, трясти в тук-туке сильно не должно. Во-вторых, при желании пройти участок Лэншуй - Синпинь можно было и на обратном пути, заменив автомобильчик на пеший ход - замечу, со свежими силами, отдохнувши во время рафта. В-третьих, прибыв утром колёсами к лэншуйской переправе (тем самым сэкономив силы и время), надо было сразу договариваться с тук-туктистами или байкерами (а их тут дежурит достаточно) о поездке туда/обратно с ожиданием к Сянгун-горе. Или договариваться о ней, переправившись в Лэншуй - а ведь там мне её сами предлагали! Поездка к Сянгун-горе туда/обратно от Лэншуя с ожиданием - час-полтора. И 100 юаней ценой максимум (не считая входного билета на гору). Скорее всего, даже меньше. 100 юаней обычно просят за поездку к горе из самого Синпиня, а от Лэншуя - дорога короче. В цену не входит дополнительная оплата переправы тук-тука или мотобайка. Если же взять байк из Лэншуя, то на переправе мотосредства можно и сэкономить. Подъём на смотровушки Сянгун-горы несложный и комфортный.
Как вариант: взять в Синпине велосипед, доехать до переправы и закрыть его на замок где-нибудь на стоянке. Ну, а кто водит мотобайк, тем и вовсе лафа ))
Вот какой шикарный вид открывается с макушки Сянгун-горы…
Фото wordpress.com.
Справа, у дальнего изгиба реки - Синпинь. Я шёл берегом. В некотором отдалении от него у подножия холмов вьётся автодорога, она приводит к горе Девять лошадей и упирается в переправу у Лэншуя, домики которого белеют по ту сторону реки. К сожалению, с Сянгун-горой в Яншо я пролетел. Потому и обидно. А ведь мог бы... Что ж, есть повод вернуться. ))
Лаожай Хилл
Последним пунктом моей синпинской программы был Лаожай. Этот холм высотой 220 м возвышается прямо над Синпинем. 1159 ступеней! Утверждают, что с холма великолепные закаты. По чужим фото, так и есть. Из дома я привёз фонарик, чтобы было с чем спускаться после захода солнца. А темнота на юге Китая наступает резко и рано. В половине восьмого ещё сумерки, а в восемь - темень полная. Однако, вернувшись в Синпинь раньше планировавшегося, я не стал ждать вечера, а полез на Лаожай даже не заходя в гостиницу...
Тропа на гору начинается на набережной. Я нашёл её начало не сразу, проскочив поворот к ней. И упёрся в небольшую беседку над рекой. За беседкой прохода не было, так что я вернулся немного обратно, где и заметил указатель на гору. Хотя день был прекрасный и солнечный, на склонах горы было влажно - рваные камни, заросшие мхом, так и не высохли. На фото - не самый крутой участок. Это самое начало тропы и это, скорее, разминка. Потом тропа становится круче, ступени мельче – в полступни, а сама лестница - сплошные зигзаги. Само собой, комарики. Само собой, крутые склоны. Чем выше - тем круче. Правда, ближе к макушке появляются перила. Ну и ягодка на самом финише - вертикальная железная лестница метров в 5 высотой. Упасть - не упадешь. Она по типу пожарной - с ограждением за спиной.
Поднимался полчаса. С короткими остановочками на передых. Спина, конечно, взмокла. Интересно, что сюда тащат и малолетних детей. Причём, дети идут сами. А вот собачкам всё нипочём! Они так резво скачут и по лестницам, и по обрывистым склонам. Не видел, правда, как их тащат вверх по железке. )) Народ поднимается кто во что горазд: кто в горных ботинках, кто в кроссовках, а кто и в сланцах...
Стоила ли панорама нелёгкого подъема? По-моему, стоила. Сверху видно, что Синпинь и вправду не велик. Цепочка тёмно-серых крыш - это старинная улочка, ведущая от автовокзала к доку деревни. Дорога к дальней эстакаде - это путь на железнодорожную станцию Яншо.
У моста через приток Ли - наверное, самый крутой синпинский ресторан (сужу по интерьеру) и стойбище тук-туков, а также мотобайков и велосипедов, предназначенных для аренды на день. Мост ведёт в сторону видовых площадок напротив горы 20 юаней, к бамбу-терминалу и переправе у Лэншуя.
Здесь хорошо виден бамбу-терминал...
А здесь - вид в сторону Яншо. Он где-то там, за дальними синими горами...
Чтобы снять эту панораму, нужно от беседки подняться к мачте телевышки. Наверху, когда я туда поднялся, было человек пятнадцать. В том числе несколько фотографов с треногами. Их они установили как раз на камнях у телевышки - ждали закат. Лестницы на самую макушку нет. Дикие камни. А со стороны реки - обрыв до самой воды. Улететь - запросто. Однако желающих пробраться к телевышке было более чем. Я смотрел-смотрел, как резво и смело скачут по этим камням девушки-парни-дядечки, и тоже полез наверх - хотя к высоте у меня, признаюсь, особой любви нет. Залез. Осторожно, не прыгая аки козлик, а цепляясь за камни для равновесия.
Одна девка была совершенно безбашенная. Смертница! Она специально выбирала самые самоубийственные места. Она стоит на самом краю. У её ног - 220 метров пропасти.
А вот спускался я к беседке на пятой точке. Спускаться было гораздо неудобнее и страшнее, нежели лезть наверх. Я попробовал спуститься с одной стороны телевышки - ужосс. С другой - тоже ужосс. На пятой точке никак не получалось. А в это время туда/сюда буквально скакал дядька лет сорока. Решился: а попробую-ка и я тоже! Попробовал. Да, соскочил по камням к беседке. Но как-то неудачно. Не то чтобы сильно подвернул лодыжку, но наступать на правую ногу было больно. Ну, вот! - подумалось. - Допрыгался! Однако, деваться было некуда: если поднялся я за полчаса, то спускался, наверное, минут сорок пять. Осторожно-осторожно. Ругая себя на чём свет стоит. Подвернуть ногу на второй день путешествия - это надо было постараться! Наконец, спустился. Прихромал на набережную. С реки на холмы медленно наползал туман...
Поужинал я в лобби гостиницы. Хромать в ресторан не было сил. К тому же надо было попробовать пиццу, которую в отеле готовят в настоящей каменной печи. Пицца была хорошая, почти неаполитанская, с тонкой хрустящей корочкой. Большая - сантиметров 25 в диаметре. Я взял с салями (29 юней). Ну и пиво, конечно (10 юаней бутылка). В баре можно было взять что-нибудь и покрепче - вплоть до западного виски, коньяка и джина, но крепкого не хотелось. Вина - китайского, тоже не хотелось. Пицца пеклась полчаса. Диваны в лобби были мягкие, с огромными подушками. Тихая, приглушённая музыка. Жаль, что не китайская. Короче, вполне уютно покоротать вечерок. Опять же Wi-Fi. Только комары жрали голые ноги. Изготовительница пиццы смотрела-смотрела, как я гоняю комаров под столом, а потом принесла мне под ноги какой-то электрососуд - и стало вообще ка-ра-шо! ))
Спал как убитый.
/ хуй цзянь! то бишь увидимся! )) или продолжение следует...
Необходимые иероглифы
漓江 Река Ли (или Лицзян) / Li River
兴平 Cинпинь / Xingping
冷水 Lengshui / Лэншуй
全家州村 Quanjiazhou / Цюаньцзячжоу
浪石 Langshi / Ланши
水淹头 Shuiyantou / Шуйяньтоу
杨堤 Янди / Yangdi
九马画山 гора Девять лошадей / Nine Horse Fresco Hill
相公山 гора Сянгун / Xianggong Hill
老寨山 гора Лаожай / Laozhai Hill
渡船 Паром / Ferry
俄 Русский / RussianФразы дня
Туо шао тсиень? / Сколько стоит?
Тай гуэй ла / Очень дорого
Ши / Да
Бу ши / Нет
Бу яо пьен о / Не дури меня!
Э/О/Ё – нечто среднее между ними )) / Русский
Элосы / Россия (первый звук – см. выше, требуется тренировка произношения).
Лаомаоцзы* / русский (скорее, прозвище; буквально: «волосатик», по тональности схоже с «макаронником» ))
*Кому интересно: https://magazeta.com/2008/09/e-russian/Программы-приложения
Pleco. Китайско-английский словарь. Оффлайн-версия. Со звуком.
Карты дня
Общая карта трека
Карта Янди
Информация для планирования
Синпинь. Стоимость аренды велосипеда (до 18:00): 20 юаней. Стоимость аренды мотобайка на день: 80-100 юаней. Стоянка: около моста через приток реки Ли в районе дока.
Трек Синпинь - Янди. Протяжённость: 15,9 км. Общее время: 5:30 (вкл. ожидание на переправах). Сложность: лёгкий. Хорошая пешеходная тропа. Перепад высот: незначительный. Рейтинг интересности (по шкале 1-10): 9,5.
01. Трек Синпинь - Лэншуй. Протяжённость: 5,5 км. Время: 1:40. Сложность: лёгкий. Хорошая пешеходная тропа. Перепад высот: отсутствует. Рейтинг интересности: 10. На автотерминале есть приличный туалет. На переправе: торговцы сувенирами, водой, едой.
02. Трек Лэншуй - Цюаньцзячжоу. Протяжённость: 7,2 км. Время: 2:00. Сложность: лёгкий. Хорошая пешеходная тропа. Велосипед не рекомендуется. Перепад высот: +/- 25 м. Рейтинг интересности: 8 (примерно 1/4 маршрута - лесная, затруднённая видимость на реку). В Лэншуе продается еда, вода, мороженое. Далее - отсутствие лавок и едален.
03. Трек Цюаньцзячжоу - Ланши - Шуйяньтоу - Янди. Протяжённость: 3,2 км. Время: 1:00. Сложность: лёгкий. Хорошая пешеходная тропа. Перепад высот: отсутствует. Рейтинг интересности: 10. Отсутствие лавок и едален.
Переправы. Количество: 3. Цена официального парома: 10 юаней с персоны. Переправа на частном бамбу: торг вниз с 30 юаней. Возможно отсутствие официального парома в Цюаньцзячжоу.Синпинь. Бамбу-терминал. Примерно 1,3 км от моста через приток реки Ли или 2,2 км от автовокзала. Регулярные автобусы Яншо - Синпинь с Южного автовокзала (в мае 2017 г. на реконструкции, отправление с Северного автовокзала).
Янди. Бамбу-терминал. Имеются едальни. Туалет. Прямые автобусы от/в Яншо на/с Северного автовокзала (или экскурсионные при заказе сплава через турагентства Яншо). Автобус Гуйлинь - Яншо в Янди не заезжает.
Бамбу-рафт Янди - гора Девять лошадей. Время: 0:45. Цена: 208 юаней (при условии сплава 1 чел.). Подробности ценообразования для 2-3-4 чел. – см. текст. Бамбу-плоты не берут пассажиров, идущих берегом, даже если есть пустые места.
Важно: наиболее экономный бамбу возможен из Яншо через многочисленные турагентства (или отели). Например, предлагается бамбу Синпинь - гора Девять лошадей за 105 юаней с персоны total. Цена включает в себя: подвоз от отеля, автобус Яншо - Синпинь, подвоз на открытом автомобильчике к бамбу-терминалу, бамбу до горы Девять лошадей и обратно, возвращение в Яншо.Гора Лаожай. Время подъёма: от 0:30. Время спуска: от 0:20. Сложность: сложный. Перепад высот: 220 м. Цена: бесплатно. Открыто: круглосуточно.
Гора Сянгун. Расположение: правый берег реки Ли, около. д. Hebaoshan. Вход: платный. Цена: 30 юаней. Паркинг. Подъём: несложный, 5-10 минут. Наилучшее время посещения: рассвет или 2-я половина дня (после 15:00). Возможен заказ автомобиля туда/сюда с ожиданием из Яншо через турагентства города, но стоимость очень высокая. Дорога: проселочная, плохая. Возможно договориться и с частниками Синпиня или Лэншуя (отсюда ближе), ориентировочная цена: 80-100 юаней.
Гора Юаньбао, или гора 20 юаней. Видовые площадки - 500-600 м от моста в Синпине через приток реки Ли.
Отредактировано Arial (2017-06-16 14:54:01)