Из того же источника есть еще информация, относящаяся в А.С. Пушкину. Решилась разместить без предварительного согласования с Автором. Дима, Вы не против?
один из Нарышкиных был "рогоносцем величавым"
и уже другой Нарышкин был посаженным отцом на свадьбе
Наше всё: в Петербурге
Сообщений 31 страница 40 из 48
Поделиться312016-11-09 06:46:10
Поделиться322016-11-09 11:46:01
Нарышкин был посаженным отцом
всегда удивлялся, что русское дворянство по большому счету почти всё было друг с другом в каком-нибудь да хотя бы дальнем родстве ))
Поделиться332016-11-09 19:26:31
жду продолжения, очень интересная поездка получается у тебя!
Поделиться342016-11-10 23:41:11
Николай подчас лично определял и "руку мастера" ))
Да, я это читала. Но...речь идёт о середине 19-ого века! Как могло в то время быть подобное варварство? Каталог эрмитажных картин был составлен Минихом ещё во времена Екатерины II
Николай - преступник похлеще большевиков, которые ставили политику и деньги выше искусства, что трудно принять, но в общем-то можно понять.
В том числе, "Гроза" Рубенса, "Путники в Эммаусе" Рембранта, "Воскресение Христа" Тинторетто.
Имена звучные, но картин не представляю.
Поделиться352016-11-14 22:59:11
Не уверен, что линию Николая I в отношении Эрмитажа можно считать преступлением. По сути с момента своего основания Эрмитаж был частной коллекцией Романовых, которой фамилия была вольна распоряжаться по своему усмотрению. Точно так же вольно распоряжались своими коллекциями и другие аристократы Европы, у которых русские цари/царицы покупали картины в свой Эрмитаж. Но их же мы не называем преступниками. Увидеть коллекцию частного царского Эрмитажа могли лишь избранные. Тот же Пушкин смог достать пропуск в Эрмитаж лишь благодаря протекции Жуковского, который был среди учителей наследника. Музеем публичным Эрмитаж стал лишь в 1852 году - и открыл его для публики опять же Николай I. Так что роль Николая в истории и в становлении Эрмитажа не столь уж однозначно негативная.
Варварами, пожалуй, были французы, немцы и англичане, которые не покупали, а просто грабили и вывозили к себе сокровища Египта, Греции, Персии. Они же заложили традицию на "культурные репарации".
Ну и не могу не похвалить архисовременного Пиотровского с его трупами бродячих собак и кошек, что развесили нонче в Эрмитаже! Вот уж высокое искусство! С нетерпением жду мостру Мандзони!
Отредактировано Arial (2016-11-14 23:37:24)
Поделиться362016-11-15 23:43:28
Варварами, пожалуй, были французы, немцы и англичане, которые не покупали, а просто грабили и вывозили к себе сокровища Египта, Греции, Персии. Они же заложили традицию на "культурные репарации".
Грабители и варвары - не одно и то же. Когда я писала про варварство, имела в виду манеру Николая I атрибутировать картины на глазок, не имея достаточных знаний, не понимая истинной ценности, не считаясь с мнением специалистов. Конечно, Николай, являясь владельцем, мог распоряжаться ценностями Эрмитажа. Но, время обязывало правителя «в просвещении стать с веком наравне» (наше всё "К Чаадаеву"). Продать Рубенса, Рембрандта и Тинторетто за "ненужностью" - это варварство, недостойное просвещённого государя.
А по поводу французов процитирую сама себя ))
Просто так случилось во Франции, что в результате революций, конфискаций и национализаций там скопилось столько художественных сокровищ, отвоёванных у врагов республики, что их не мог вместить один Париж. Поэтому 1 сентября 1801 года Наполеон издал указ о создании музеев в ряде французских городов. Благодаря этому указу и появились музеи Лиона, Марселя, Бордо, Тулузы, Нанта и других городов (всего 14).
Не продал за "ненужностью", а открыл музеи по всей стране!
Точно так же вольно распоряжались своими коллекциями и другие аристократы Европы, у которых русские цари/царицы покупали картины в свой Эрмитаж.
ИМХО, тут важнее не кто продаёт/покупает, а зачем. Зачем русские цари коллекционировали предметы искусства? Как я понимаю, главная причина - продемонстрировать всем, что Россия не отстаёт от просвещённого мира ни богатством, ни цивилизованностью. Поэтому, Николай сильно подмочил свою репутацию цивилизованного правителя варварской распродажей Тицианов за гроши.
Музеем публичным Эрмитаж стал лишь в 1852 году - и открыл его для публики опять же Николай I. Так что роль Николая в истории и в становлении Эрмитажа не столь уж однозначно негативная.
Николай I сделал то, что уже давно сделали в других странах. Лувр, Прадо, я уж не говорю про Уффици задолго до Эрмитажа стали функционировать как публичные музеи.
Ну, и я не говорила, что Николай - абсолютная бяка. ) Он не только продавал "ненужное", он и покупал нужное.
Отредактировано CosMary (2016-11-15 23:48:08)
Поделиться372016-11-19 21:53:14
Наконец и я начала читать! Дима, так умеет увлечь! Да еще Людмила подкинула "дровишек"!
Поделиться382016-12-01 21:42:58
03. Кондитерская Вольфа и Беранже
27 января 1837 года после обеда Пушкин в весёлом настроении вышел из своего дома неподалёку от царского дворца и, пройдя по хрустящему морозцу вдоль набережной Мойки, спустился по ступеням в кондитерскую Вольфа и Беранже на углу с Невским. Он сел недалеко от входа за крайний столик, заказал стакан лимонаду и уставился в окно. У него была назначена важная встреча. Он ждал пистолеты, которые ему должен был привезти Данзас, его секундант. До роковой дуэли оставались считанные часы... Через двести лет я тоже зашёл в кафе Вольфа и Беранже, которое по-прежнему на том же самом месте – на углу Невского и Мойки в доме под номером 18.
Легендарные ступени, по которым сбегал в кондитерскую Пушкин, ныне под мемориальным стеклом...
Странно, но за крайним столиком у окна по-прежнему сидел Александр Сергеевич. Странно, потому что был вечер и он уже должен был лежать со смертельной раной в груди на диване в своём кабинете и у его ног должна была заламывать руки Наталья Николаевна, но время странным образом остановилось и Пушкин всё ещё ждал Данзаса. В кровавом сюртуке и с пером в руке. Он задумчиво смотрел на огарок свечи. Очевидно, где-то рядом порхала муза и мне было крайне неловко отвлекать Наше всё от его поэтических грёз...
У меня тоже планировалась важная встреча. С Алиной. Целый день мы бесконечно эсэмэсились, подбирая тихое и не шумное местечко, где можно было спокойно помыть кости форуму поговорить о том о сём. Я далеко не знаток Петербурга и был готов отправиться и на Васильевский остров, где обитает Алина, но кроме ресторанчика "Пряности и радости" на 7-й линии я там ничего не знаю, а там – как мне показалось накануне, хоть и уютно, но как-то слишком оживлённо и я совсем не был уверен в качестве тамошнего кофия, ибо не сподобился попробовать. Алина мне оттелеграфировала, что тоже не знаток кофейных мест и дала полный карт-бланш на выбор места для свидания. Так что, замучившись, я решил не бегать по северной столице в поисках незнамо чего, а назначить встречу у собственной подворотни. Эгоистичненько, конечно, но зато и не баран чихнул – всё-таки историческая кофейня! А в кондитерскую я заглянул, чтобы взять визитку с телефоном, по которой можно было бы заказать столик на вечер следующего дня.
С визиткой в руке я покинул Вольфа и Беранже и - перед заходом домой, традиционно тормознул у Полицейского/Зелёного моста на "перекурить"...
В окнах кондитерской, выходящих на Мойку, беззвучно улыбался ещё один Пушкин...
И герои его милых сказок...
Однако посидеть с Алиной за столиком по-соседству с Пушкиным у Вольфа и Беранже нам не довелось, ибо мой персональный петербургский гид категорично заявил, что приличный кофий можно найти в Петербурге только в "Кофешопе" или в "Гарсоне". Ближайшие сии заведения обнаружились у Казанского собора, но в "Кофешопе" гремела мызЫка, а вот в "Гарсоне" у моего любимого Банковского моста с грифонами было самое то - тихо, абсолютно не людно и диванчик мягкий... )) Так что всё сложилось удачно. Правда, Алина пить кофий отказалась, ограничилась водичкой. А водичка... Вот с водичкой у Вольфа и Беранже исторически складывалось несколько крайне подозрительно. Вообще о последнем дне Пушкина мы знаем со слов Данзаса, а он в своих воспоминаниях путается: то ли Пушкин лимонад пил, то ли просто стакан воды попросил. Выпил водички на Невском и... промахнулся на Чёрной речке! А в 1893-м в кондитерскую заглянул другой Наше всё - который Пётр Ильич Чайковский. Тоже выпил водички и... через несколько дней великий комбинатор семи нот скоропостижно скончался от холеры. Так что от греха подальше да ну её, эту кондитерскую. Тем более ныне она стилизована под помпезное дворянское гнездо, а в пушкинские времена была эдакая а ля чайна...
Поделиться392016-12-01 21:43:15
04. Английский магазин Николса и Плинке
Если пройти вдоль фасада дома Котомина от кондитерской Вольфа и Беранже к другому торцу здания, то на его углу во времена Пушкина можно было увидеть вывеску портного Роде. Сейчас тут известный и дорогой антикварный магазин, а некогда тут заправлял француз. "Увы, никто в моей родне не шьет мне даром фраков модных..." – жаловался Пушкин. Роде вроде не обшивал Пушкина, ему шили другие и, похоже, частенько даром, ибо после смерти Александра Сергеевича на нём осталась куча портновских долгов: за сюртук - 165 рублей, за шляпу - 150, за панталоны - 60, за жилет – 30 и за ливреи для слуг – аж 1142 рубля.
Пушкин вообще был в долгах как в шелках. Причем, ему активно помогала в этом и мотоватая жёнушка, обожавшая Английский магазин, который - по словам современницы Натали, был "столицей всех магазинов". Магазин сей располагался на втором этаже дома по другую сторону проезда к Арке Генерального штаба, как раз напротив ателье Роде. У Пушкина в Английском магазине был неограниченный кредит и... 2015 рублей посмертных долгов. Все долги Пушкина - свыще 100 000 рублей, кстати, оплатил царь. Тот самый, трон которого гневно обличал юный Лермонтов в своих - "и вы, толпой стоящие у трона..." Уже через несколько дней после гибели Пушкина эти лермонтовские строки шёпотом передавали друг другу посетители кондитерской Вольфа и Беранже, а тайные агенты царской охранки их старательно записывали в блокнотики. Да Лермонтов и сам тут бывал неоднократно. Тут вообще бывали все. Кроме нас с Алиной, конечно... ))
.
.
05. Дом с колоннами
Аккурат над Роде мы и жили. И если выглянуть в окно, то напротив на другой стороне Невского проспекта можно увидеть т.н. Дом с колоннами нынешнего бледно-розового окраса...
Тоже весьма примечательный дом в летописи петербургской пушкиниады Дом сей увековечен в "Евгении Онегине".
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток...
Ху из ху мистер Каверин? Нет, это не тот, который "Два капитана". Хотя как сказать... Вениамин Каверин, как известно, был и не Каверин вовсе, а Зильбер, а Каверин - это псевдоним. В честь того самого Каверина, который ждал Онегина в Talon'е. Пётр Каверин – отважный гусар, страшный бретёр, веселый повеса и кутила, дамский сердцеед и хороший приятель Пушкина. А Talon – это модный петербургский ресторан ранних пушкинских лет, в котором Александр Сергеевич и прочая столичная златая молодёжь любили погурманствовать. Все это знаменитое пушкинское меню про эТалоную роскошь хорошо известно из Онегина - и Стразбурга пирог нетленный, roast-beef окровавленный, сыр Лимбургский живой, ананас золотой, трюфли, двойной бекас, винегрет, ну, и конечно, "Вино кометы" – шампанское, произведенное в год 1811-й, когда над Шампанью долгих 260 дней висела огромная комета. У кометы сей нет названия, она вошла в историю просто как Комета 1811 года. И это самая яркая из комет, когда-либо виденная земными глазами. Хвост ейный тянется на 176 млн километров. Она появляется у Земли раз в 3095 лет, так что Пушкин - подростком, её видел, а нам, увы, не доведётся. Лев Толстой писал:
При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звёздного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света.
А вот виноделы были довольны. У них появление косматого чудовища считалось предвестником уникального винного года. Считалось, что в год ее появления урожай винограда будет обильным, сам виноград отличным, а вино – божественным. И касалось это не только шампанского, но и вин с коньяками. Кстати, звёздочки на коньяке – это ни что иное как стилизованное изображение головы той самой памятной кометы. В XIX веке звездочки на коньячных этикетках означали отнюдь не выдержку в годах, а благодарность небесной страннице за великий урожай 1811 года.
Итак, Пушкин Онегин с Кавериным упивались у Пьера Талона шампанским урожая 1811 года, а марка-то какая была? Дык небезызвестная "Вдова Клико" и была. По 10 рублей за бутылку. В 1811 году - накануне наполеоновского нашествия отношения России и Франции были препаршивейшие. Тыняновский гурмэ Василий Львович, который вёз юного Пушкина из Москвы в Петербург, в сладком предвкушении всю дорогу талдычил племяннику, как надо правильно кропить жирные и сочные устрицы лимоном, а, оказавшись в столице, с великим возмущением обнаружил, что во всём Петербурге устриц, оказывается, и не сыскать. Белорусы тогда еще не научились выращивать устерсы...
– Нет устерсов. Английских кораблей французы не пускают, а французские запрещены указом. Вот плоды континентальной системы. Я лично знал императора Наполеона, и, признаюсь, в нем были черты почтенные. Но уж это последнее дело. Какая низость!
Санкции! Царь установил торговое эмбарго и все поставки из Франции быгли запрещены категорически. Однако предприимчивая мадам Клико умудрилась таки доставить в Россию контрабанду из 10 тысяч бутылок своего шампанского, на которых красовалась этикетка «Vin de Bouzy, 1811, de la Comete». Представитель Дома Клико в Восточной Европе писал в Париж, что те, кто пьет шампанское 1811 года «очень скоро находит себя под столом». Вино Кометы было не только божественным по вкусу, но и исключительно пьяным. И славилось повышенными пенящими свойствами – пробки хлопали, аки пушки. Да-да – и пробка в потолок! Заведение Талона находилось на углу Невского и Мойки – как раз напротив кондитерской Вольфа и Беранже.
В 1825 году Пьер Талон вернулся во Францию, а новым владельцем ресторана стал другой француз – Фелье. Пушкин своим привычкам не изменил, хаживал и к нему. И не только хаживал, но и заказывал отсюда на дом всякие вкусности. К примеру, в вечер перед роковой дуэлью, ему вдруг страстно захотелось фельетовского паштету...
В Доме с колоннами жил лицейский товарищ Пушкина Кюхельбекер, отсюда в Тегеран на смерть свою отправился послом пушкинский приятель Грибоедов. Здесь на 4-м этаже была типография Адольфа Плюшара, который издал пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Домик в Коломне». Пушкин был несносным автором и очень требовательно подходил к оформлению своих произведений. То ему шрифт не тот, то титульный лист...
/ Продолжение следует...
Отредактировано Arial (2016-12-05 11:23:52)
Поделиться402016-12-01 23:08:15
Вашу тему хочется смаковать, как глоток того самого шампанского от вдовы Клико! Изысканное удовольствие.