starlec написал(а):Спасибо, нашелся повод открыть ЖЗЛ - Василий Пушкин...
Брал сегодня в дорогу книжку о Василии Львовиче, интересно, но ничего к данной к теме...
Вот, Миша, не собирался писать дальше про Демутов трактир, думал - достаточно, но полез на ночь глядя вслед за вами в жзл'овскую книжку про Василия Львовича и... застрял. Так что продолжение будет незапланированное... ))
Демутов трактир. Дополнение
Да, в книжке Натальи Михайловой "Василий Львович Пушкин" вроде бы ничего нового по нашей теме нет:
По приезде в столицу В. Л. Пушкин с Александром, Аннушкой и Игнатием остановились в гостинице «Бордо» на набережной Мойки, но прожили там всего несколько дней. Там с Василия Львовича, как писал он П. А. Вяземскому, «содрали бешеную сумму».
Зацепило слово "содрали...". Словцо было каким-то страшно знакомым! Засвербила мысль - тааак, где-то я его уже слышал, но там оно звучало как-то иначе. Полез в свой блокнотик с черновыми записями... Точно - не то! Автор некорректно процитировала письмо Василия Львовича. Само письмо в оригинале мне найти в интернете не удалось, но известно, откуда растут бордоские ноги - из хрестоматийной 4-томной "Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина", над которой десятилетия трудилось не одно поколение пушкинистов под руководством Мстислава Цявловского. Тут вся жизнь Нашего всё день за днём и час за часом документально. Именно в этой "Летописи" впервые (1991) было сказано про гостиницу "Бордо". Академическое издание под эгидой Пушкинского дома - официальнее в пушкинистике не бывает. Оригинальная цитата такова:
"Я прожил несколько дней в гостинице "Бордо", где меня ужасно ободрали".
Содрали - Ободрали... Какая разница?! Смысл же одинаков. Смысл, может быть, и одинаков, но разница в... Тынянове. )) Я точно помнил, что уже встречал сий глагол у Тынянова. Открыл тыняновского "Пушкина", отыскал место про приезд Василия Львовича с племянником в Демутов трактир...
У Демута немилосердно драли. Утром на приказ Василия Львовича трактирному слуге принести стакан - слуга принес стакан шоколада: хозяин не давал порожней посуды. Как истый злодей, он стремился отовсюду извлекать корысть. Дядя сказал слуге дурака и крикнул ему вслед: - Разбойники!
Содрали - Ободрали - Драли... Случайность? Или Тынянов знал про "Бордо", где ободрали Василия Львовича, но никому не известный трактир был сюжетно не в кассу? Пушкинистам понадобилось немало смекалки, чтобы просто докопаться - да, гостиница "Бордо" действительно была в Петербурге. Перебрали всё - адресные книги той поры, справочники, перечни гостиниц... Ни единого упоминания про "Бордо"! И знаете где нашлась? В подшивке газеты "Санкт-Петербургские ведомости" за 1811 год! В номере от 21 июля в разделе "Отдача внаем или на откуп" сообщалось, что "Близ Синяго моста, в трактире Бордо под №173-м, в доме 4-го квартала, II-й Адмиралтейской отдаются внаем обмелированные покои". В рекламном объявлении, если по-нынешнему... ))
Демутов трактир слыл не только лучшей петербургской гостиницей, которую рекомендовали путеводители Берлина и Лондона, но и был гостиницей весьма дорогой. Популярность гостиницы была столь высока, что на срок меньше недели тут не брали на постой вовсе. Например, номер из трех маленьких комнат стоил 67 рублей в неделю. И Демутов трактир был исключительно для приличных господ. И Василий Львович - известный фат, щёголь и фанфарон, ну никак не мог жить в затрапезной меблирашке на столичных задворках. Статус и образ не позволяли. Ему подходил исключительно Демутов трактир. Туда Тынянов его и поселил - и как раз в номер из трех комнат. У Демута тоже немилосердно драли, так тут хотя бы драли за шоколад! )) Тынянов сам говорил: "Там, где кончается документ, там начинаю я". Это вполне в духе Дюма, утверждавшего: "История - это вешалка, на которую я вешаю свои истории". Тыняновский "Пушкин" - это художественный роман, а не историческая монография. Тынянов известен нам больше как писатель, как автор блистательных исторических романов о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине, но не надо забывать, что он же был и авторитетным пушкинистом. Это не Пикуль-самоучка (кстати, великолепный беллетрист!). Тынянов - профессионал, окончил историко-филологический факультет Петроградского университета, написал целый ряд серьезнейших литературоведческих работ по творчеству А.С. Пушкина. У заурядного "Бордо" не было никакой исторической и литературной ауры, у легендарного Демутова трактира она была в избытке. "Вымысел не есть обман"...
На сём покончу с Демутовым трактиром. И вернусь к своей любимой подворотне на улу Мойки и Невского. Наискосок через Полицейский/Зелёный мост, как уже заметил starlec, - красивейший, цвета пугливого фламинго Строгановский дворец, шедевр Растрелли. Бывал ли Пушкин в Строгановском дворце доподлинно неизвестно, но с хозяйкой его Софьей Владимировной Строгановой он был знаком и даже - через жену свою, состоял в дальнем-предальнем родстве. Отец ее мужа - Григорий Александрович Строганов, доводился Наталье Николаевне двоюродным дядей, был дружен с Пушкиным, на его деньги Наше всё похоронили, ибо после кончины Пушкина в доме едва наскреблось 300 рублей, и именно он был опекуном над пушкинскими детьми и имуществом поэта. И именно он уговорил митрополита Серафима разрешить погребение Пушкина по христианскому обряду, хотя первоначально тот был категорически против. Однако Наталья Николаевна опекуна сильно не любила и в его порядочность и искренность не верила. Возможно, потому, что познакомилась с убийцей мужа и танцевала с Дантесом как раз на балу в этом самом Строгановском дворце...
Но как бы ни был хорош дворец-красавец, лично мне любопытнее дом, стоящий на Невском прямо напротив Строгановского. И Александра Дюма с его вешалкой я приплёл в свой пушкинский опус, конечно, отнюдь не случайно. Эта вешалка ещё пригодится... ))
/ Продолжение следует...
Отредактировано Arial (2016-12-05 11:21:23)