От площади Маттеотти начинается Виа Сан Лоренцо, это прямая пешеходная улица, ведущая к старому порту, к Палаццо Сан Джорджо. На Виа Сан Лоренцо открывается одноименная площадь, на которой находится Кафедральный собор Генуи.
Кафедральный собор Сан Лоренцо.
Кафедральный собор генуэзской епархии посвящен святому Лаврентию. Возведен приблизительно около 1098 г. на участке, где в результате археологических раскопок было обнаружено захоронение римской эпохи и остатки первой базилики, датируемые V – VI вв. Легенда гласит, что в 3 в. неподалеку от места, где возведен собор, останавливались св. Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Св. Лаврентий. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. На месте этих захоронений была возведена небольшая капелла, а позже – церковь.
Собор строился в период между 12 и 14 вв., освящен он был Папой Джелазио II в 1118 г., будучи еще недостроенным. После освящения собора приступают к его реконструкции в романском стиле. Денежные средства на работы поступают от Крестовых походов, других военных дел и городских налогов.
С 1133 г. церковь уже в архиепископском ранге. После пожара в 1296 г. часть здания реставрируется, а часть строится заново: между 1307 и 1312 г. завершаются фасадные работы, переделывается колоннада внутри здания, колонны венчаются капителями, добавляются ложные балконы, зарезервированные для женщин. При этом романские конструкции, находящиеся в хорошем состоянии, сохраняются. Второй фасад покрывают фресковой росписью.
В первой четверти 13 в. к собору были пристроены готические порталы, а в 14 в. в неф поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в 16 в.
В городе, где не было ни больших площадей, ни общественных зданий, на протяжении всего Средневековья единственным общественным пространством являлось пространство перед церковью Сан Лоренцо: именно здесь проходила большая часть общественной и политической жизни города.
В 16 и 17в. собор был реконструирован, но это в основном коснулось интерьера.
На протяжении веков еще неоднократно делались модификации. Только в результате капитальной реставрации между 1894 и 1900 г.г. собору придали вид, который имеем на сегодня. Средневековые части собора сохранены, хорошо различимы и имеют привлекательный вид.
Внешний вид собора отличается асимметричностью. По бокам фасада две разных по своей структуре башни.
Первоначальный проект предполагал симметричную конструкцию, но левая башня так и не была завершена и на вершине ее усеченного объема в 1477 г была возведена галерея. В правой колокольне, достроенной в ренессансном стиле, находятся семь колоколов.
Фасад выполнен полосатым из мрамора двух цветов, в центре витражная роза
Фасад украшают три портала, для строительства которых были приглашены французские мастера. Стилистически они выделяются на фоне остального ансамбля, что свидетельствует о попытке превратить храм в настоящий готический собор по образцу французских готических соборов, в особенности Шартра и Руана. Вместе с тем полихромное оформление этих порталов соответствует генуэзской архитектурной традиции. На центральных контрфорсах, разделяющих плоскость фасада на три части, помещены двое львов, но в барельефном исполнении, помещены Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа 12-13 веков Бенедетто Антелами.