**********************************
Недалеко от Босры, в местечке Канават находятся руины ещё одного "чёрного города":
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Памяти Сирии
**********************************
Недалеко от Босры, в местечке Канават находятся руины ещё одного "чёрного города":
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Съездив на юг, мы начинаем путешествие через всю страну к северу. И недалеко от Дамаска ненадолго останавливаемся у двух христианских достопримечательностей: в монастыре Пресвятой Богородицы в городе Сайедная и монастыре св. Феклы в совсем маленьком городке Маалюля. В них до сих пор не забыт арамейский язык - тот самый, на котором проповедовал Иисус (правда, здесь используется его так называемый западный диалект). В повседневной жизни на нём говорят немногие, называется цифра около 6000 человек, но в церковных богослужениях он ещё используется довольно активно.
Сайеднайский монастырь Божьей Матери был основан в 6 веке. По преданию, византийскому императору Юстиниану (тому самому, кто построил собор Святой Софии в Стамбуле) в этом месте явилась Богородица, которая сказала ему: "Знай, что являешься ты на эту гору по воле Божественного промысла: здесь ты должен устроить Мне обитель, которой Я буду покровительствовать". Одна из здешних мозаик как раз и иллюстрирует этот сюжет:
Через несколько лет Юстиниан построил церковь, ставшую основой будущего монастыря. А начиная с 8 столетия главной монастырской реликвией является Сайеднайская икона Божьей Матери, которая, уже по другому преданию, якобы была написана евангелистом Лукой. Благодаря ей это место стало важнейшим центром паломничества и даже считалось когда-то вторым по значимости после самого Иерусалима.
Сам же монастырь красиво возвышается на скале, и к нему ведёт каменная лестница в несколько пролётов:
А вот как выглядит из монастыря сама Сайедная - типичный арабский городок, напоминающий окраинные кварталы Иерусалима:
Ещё на подъезде к Маалюле мы остановились посмотреть со стороны на сам город - тоже типовое арабское поселение, выглядевшее особенно живописными на фоне нависающих над ними скалистых гор:
Если Сайеднайский монастырь находится на скале, то монастырь св. Феклы в Маалюле расположился у её подножия и практически врос в неё, а одна из часовен, где похоронена сама Святая, сооружена в небольшом естественном гроте.
Более того, к нему ведёт очень красивая дорога по скальному ущелью, немного напоминающая (конечно, масштабы тут значительно попроще) путь в иорданскую Петру. Недаром местные пещеры и гроты издавна привлекали селившихся здесь отшельников.
По просьбе нашего гида специально для нас (мы тогда были единственными посетителями церкви) продемонстрировали одну из молитв на арамейском языке. Ну... особого впечатления, честно говоря, не произвело, а разве можно было ожидать чего-то иного ? А звучало это примерно так (ролик не наш):
К сожалению, война не пощадила Маалюлю: монастырь был разграблен, кресты сняты, монахини захвачены в заложницы...
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
По дороге к Хаме мы остановились посмотреть очень красивую мечеть аль-Валида в городе Хомсе (третьим по величине в Сирии после Дамаска и Алеппо, почти "миллионнике"), которая является относительным новоделом, поскольку была полностью перестроена уже в "турецкий" период в начале 20 столетия.
А вот михраб и минбар - что это такое, я уже писал, говоря о мечети Омейядов:
В мечети находится гробница Халида ибн аль-Валида - одного из крупнейших военачальников раннего мусульманства, который, что интересно, изначально был противником пророка Мухаммеда и даже в одном из сражений одержал победу над его войском.
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Хама... Прекрасная Хама... один из самых красивых и интересных городов в Сирии. Его особенностью является то, что главной местной достопримечательностью служат не мечети, не крепости, не церкви, а нории - огромные колёса, использовавшиеся для ирригации (в частности, для полива садов). Первые нории появились в Хаме ещё во времена династии Айюбидов (то есть примерно в 12 веке), потом их охотно строили при мамлюках и османах. Перед войной здесь насчитывалось 22 нории (а в средние века было более 30), из которых 17 оставались в рабочем состоянии, а некоторые продолжают крутиться и сейчас (с поправкой - до войны), издавая характерные трескучие звуки. Диаметр этих колёс достигал 20 метров - таких гигантов даже трудно представить !
Вот уцелевший фрагмент акведука, вода в который из реки Оронт доставлялась как раз с помощью нории:
Несколько норий красиво украшали и без того живописный парк в центре города:
Один из самых живописных уголков Хамы - берег реки возле старого каменного моста, на котором (на берегу, а не на мосту !) стоит древняя мечеть аль-Нури, построенная в 12 веке. И рядом с ней - сразу несколько норий разных "калибров":
Эта старая мечеть довольно "строгая" (в смысле посещения иноверцами), но благодаря нашему гиду и волшебному слову "руси", открывающему в Сирии если не все двери, то очень многие, нас впустили и сюда (интерьеры мечети можно увидеть и в конце следующего видеоролика):
На видео можно посмотреть, как нории выглядят в динамике, и послушать, какой треск (да что там, скажем прямо - грохот) издают "хамские колёса" при вращении:
Вообще Хама оказалась красивейшим городом и стала, пожалуй, единственным местом в Сирии, от посещения которого осталось чувство недосказанности - в том смысле, что в ней можно было провести намного больше времени. Но путешествия - это искусство возможного, так что чем сожалеть о несделанном, лучше с радостью и благодарностью вспоминать то, что сделать и посмотреть удалось. А нам удалось немало, и много интересного было ещё впереди.
А бои в Хаме шли неслабые... И уцелели ли знаменитые "хамские колёса" - на этот счёт мне не удалось отыскать информацию... Но, как минимум, одна нория, похоже, что как раз та, что напротив мечети, была сожжена: http://www.dgam.gov.sy/index.php?p=314&id=1374 .
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Крак де Шевалье - это... Вы знаете, даже среди самых эмоциональных и выспренных определений трудно найти такое, какое было бы достойно этого сооружения. Среди сохранившихся древних крепостей это пирамида Хеопса, Парфенон и Кёльнский собор в одном лице. Это легенда легенд, святая святых, это лучшее из лучшего, это Мекка и Медина мира фортификаций, одно из самых больших и значительных строений всех времен и народов. Недаром Лоуренс Аравийский писал, что это "самый красивый замок мира, несомненно, самый живописный, из всех, которых я когда-либо видел". А уж кто-кто, а Лоуренс Аравийский повидал немало...
Крак де Шевалье, или "крепость рыцарей" на смеси французского и арабского языков был построен во времена первых крестовых походов. Вообще говоря, небольшая крепость, известная как "Замок курдов", на этом месте уже существовала - в ней располагался гарнизон эмира Алеппо. После того, как крестоносцы заняли крепость, она была отдана рыцарям Ордена Иоаннитов (госпитальерам), которые очень быстро превратили её в самый неприступный оплот христиан на Святой земле. Крепость стала настоящим городом, способным вместить гарнизон около 2000 человек с запасами провианта на 5 лет. Взять её не удалось даже великому Саладину... И только через 100 лет мамлюкский султан Бейбарс - ещё один гениальный мусульманский полководец - сумел захватить "крепость рыцарей" хитростью: он послал защитникам Крак де Шевалье письмо от имени графа Триполи - не ливийского города, а одного из государств крестоносцев, созданных на Востоке после Первого крестового похода, в котором был приказ о сдаче замка. При этом султан гарантировал всем христианам не только жизнь, но и свободу - и впоследствии сдержал его. 8 апреля Крак де Шевалье открыл свои ворота и капитулировал. Я привёл эту дату не просто так - судьбе было угодно, чтоб именно в этот день, спустя 737 лет, мы оказались у стен неприступной "рыцарской крепости"...
Мы приехали в Крак де Шевалье ближе к вечеру и остановились в отеле с очень символичным названием "Бейбарс", расположенном как раз напротив крепости, на склоне соседнего холма. Вот как он выглядел со стороны замка:
А вот каким мы видели Крак де Шевалье буквально из окна нашего номера:
И чуть-чуть со стороны на закате:
Сам замок был уже закрыт, но мы, конечно же, не дотерпели до утра и сразу же направились к нему:
Мощь крепости поражает и восхищает (хотя, конечно, я, как дилетант в вопросах фортификации, не могу дать реальную оценку истинной степени обороноспособности). Высокие, слегка наклонные стены толщиной, практически не сомневаюсь, этак метров в несколько, монументальные башни... Я думаю, уже одним своим видом Крак де Шевалье получал некоторую психологическую "фору" перед желающими им овладеть...
Ну а наутро нам довелось побывать в самом "чреве" легенды. Я часто пишу, что, как правило, самое красивое в любой крепости - это вид на неё со стороны. И практически всегда добавляю - если только это не Крак де Шевалье. Я люблю крепости и повидал их немало: и на Востоке, и в Испании, и в прочих странах Европы. Многие из них были прекрасными, многие запомнились, но вот изнутри большинство выглядело бледно и невыразительно. То ли дело Крак де Шевалье ! Смотреть этот укреплённый "город", находясь в нём самом, было не менее интересно, чем любоваться им со стороны.
Особо хочу отметить, что исследовать Крак де Шевалье тем интереснее, что никаких ограничений, на которых просто "подвинуты" европейские крепости (ну знаете: "туда нельзя, сюда нельзя, ходить по дорожкам, за ограждения не заходить"), здесь не было и в помине - ваши действия и поступки ограничивались исключительно личной разумностью и техническими возможностями. Например, во внутренних дворах крепости было много ходов, уводящих куда-то в темноту подвалов, куда без проблем можно было спуститься, но без фонарика это теряло весь смысл.
В одном из помещений была гарнизонная церковь, впоследствии переделанная в мечеть. Вот как раз её минбар - каменный, что особенно интересно - сохранился:
Крак де Шевалье имеет двойной рубеж обороны: внешнюю стену с массивными круглыми башнями и внутреннюю, ещё выше и неприступнее внешней, причём их разделял наполненный водой ров. Недаром Бейбарс, которому удалось пробиться через первую стену, даже не пытался штурмовать вторую и был вынужден пойти на хитрость...
Видео, как обычно, поможет ещё лучше представить и прочувствовать монументальность "крепости рыцарей":
Из самой крепости окрестности просматриваются очень хорошо на многие километры (если не десятки), так что неприятель незамеченным "прокрасться" не мог никак. С другой стороны, когда я вижу такие крепости, у меня всегда возникает крамольная мысль: а зачем вообще с ними связываться ? Зачем осаждать, штурмовать, терять силы, время и людей (понятно, что "расходный материал", но ведь всё равно лучшее применение можно найти) ? Вот, положим, иду я во главе войска, вижу впереди на горе крепость - так я просто обойду её (благо, равнина, не горный перевал) - и пойду дальше. Артиллерии тогда не было, стрелами не достанут. Скажете - негоже врага в тылу оставлять ? А что он сделает ? Выйдет из крепости, чтоб напасть ? Так только того и надо: если у меня хватает войска, чтоб при необходимости начать осаду, то в открытом бою и вовсе все козыри на руках... Не, не Саладин я, ничего не смыслю в военной тактике...
Тем, кто особенно интересуется темой фортификаций в историческом контексте, я могу порекомендовать документальный фильм "Крак де Шевалье" из цикла "Боевые крепости". Его можно легко посмотреть в он-лайне на множестве сайтов или не менее просто скачать с всем известного типа как заблокированного ресурса.
Отредактировано savl (2016-02-26 18:10:21)
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Конечно, после такого места, как Крак де Шевалье, был просто необходим небольшой эмоциональный "антракт", чтобы собраться с силами и приготовиться к новым впечатлениям. И в качестве такового мы заехали в монастырь св. Георгия, расположенный неподалёку, причём оказались его единственными посетителями.
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Мы вновь переносимся во времена древнего Рима. Впрочем, что там Рим - когда некий Селевк Никатор - ближайший соратник и телохранитель Александра Македонского назвал античный город Фарнакес Апамеей в честь своей жены Апамы, Рим был ещё затерянной среди болот отсталой провинцией великого и могучего государства этрусков...
Позже римляне, конечно, отметились здесь - и начали, как и полагается, с разрушений, которые Помпей Великий учинил тут в 1 веке до н. э. Правда, город пустовал недолго: уже через столетие его население составляло около полумиллиона жителей, что ставило его в один ряд с крупнейшими городами древнего Востока.
Апамея ненадолго пережила Римскую империю. В середине 6 столетия её разграбили и сожгли персы, и хотя как город она ещё продолжала существовать, своих прежних масштабов и могущества уже не достигла. А землетрясение 12 века похоронило - в прямом и переносном смысле - Апамею на долгие столетия. То, что сегодня можно увидеть здесь - лишь малая доля того, что ещё хранится под толщей земли. И теперь уже, видимо, останется там надолго. Если не навсегда.
Главная достопримечательность Апамеи - грандиозная колоннада 9-метровой высоты, сооружённая во 2 веке по обеим сторонам главной улицы, протянувшейся почти на 2 километра с севера на юг (то есть по понятиям древнеримского градостроительства являла собой Кардо Максимус), что делает её самой длинной среди известных колоннад в Римской империи. Для сравнения, длина подобных улиц в крупнейших городах тех времён составляла 1100-1200 метров в Пальмире и 1350 метров в Дамаске ! Ширина же улицы достигала 20 метров.
Там, где колоннада проходила через центр города, в неё были встроены важнейшие городские здания: языческие храмы, а позже - церковь и базилика. А прямо посреди улицы возвышается колонна, бывшая, по всей видимости, триумфальной. Здесь же находилась агора - место для рынков и общественных собраний. Часть построек принадлежит уже временам императора Юстиниана, когда улицу сузили до 12 метров и добавили с обеих сторон тротуар, оснащённый самой современной дренажной системой.
На окраине Апамеи можно увидеть руины древнего театра - впрочем, они не слишком выразительные, и если этого не знать, догадаться об их происхождении практически невозможно...
Туристов в Сирии и так было относительно немного, а большая их часть "кучковалась" в основных городах и супертоповых местах типа Пальмиры. Так что в труднодоступной без машины Апамее мы были одни - и это придавало моменту ещё больший колорит....
Ещё лучше атмосферу этого древнего заброшенного города передаёт видео: тут и птички чирикают, и мухи жужжат, и овечки, пришедшие сюда на выпас, колокольчиками звенят. И это ещё без пьянящих запахов сирийской весны...
А сейчас я хочу вспомнить добрым словом нашего гида Хамуда - человека уже немолодого, но очень интеллигентного, обстоятельного, эрудированного (пожалуй, не было такого вопроса, на который он нам не ответил бы). Мне трудно даже представить его судьбу после начала войны, особенно с учётом его возраста... Надеюсь, что он хотя бы жив и имеет кров над головой... Хамуд, спасибо Вам за нашу Сирию !
<<<<<<<<<< ========================================== >>>>>>>>>>
Крупнейшим городом Сирии является совсем не Дамаск, а "северная столица" - Алеппо, или Халеб. До войны в нём проживали 2 300 тыс. человек (тогда как в Дамаске - "всего" 1 900 000). Как и Москва с Питером, Алеппо и Дамаск всегда соперничали за звание "самого-самого", в частности - "самого древнего населённого и ныне города на Земле".
К сожалению, на наших фото Алеппо почти не оказалось. То есть основные достопримечательности есть, а вот самого города - практически нет. Причина этого - как раз та, о которой я говорил в самом начале рассказа: приоритет камеры в наших первых поездках. Вот на видео Алеппо действительно получился вполне разносторонним: тут и армянская церковь, и городские кварталы, и свежевыжатые соки, которые продавались буквально на каждом углу (к тому времени мы ещё не побывали в Стамбуле, и они были для нас в диковинку), и столь любимые нами азаны - "песни" муэдзинов, созывающие верующих на молитву, и вечерние мечети... Даже потрясающий двухэтажный номер в отеле, оформленный в местном стиле - это был наш первый опыт подобного, и мы воспринимали его как сказочную, истинно "восточную" роскошь (при этом сам отель был вполне обычный, не претендующий на особые понты). Кто ж тогда мог подумать, что через несколько лет, получив "двухуровневый", хотя и не столь шикарный, номер во Флоренции, мы сразу же побежим на ресепшн, буквально умоляя обменять его на обычный - как выяснилось, не каждая роскошь удобна в бытовом употреблении...
Те немногие фотографии "обычного" Алеппо, что мы всё же удосужились сделать, получились очень не показательными и никоим образом не отражают город таковым, какой он есть. Точнее был, потому как то, что сегодня от него осталось, назвать городом можно только с большой натяжкой...
Закоулок в старом квартале:
Какой-то просто антуражный уголок:
А вот, если мне память не изменяет (в чём я не имею абсолютной уверенности) как раз вход в наш отель. Если это так, то всё очень по-восточному: не слишком приметный, хоть и антуражный, фасад, скрывающий богатые пышные интерьеры (кто был в Марокко, знает это на примере тамошних отелей-риадов):
А больше всего у нас почему-то оказалось фото, посвящённых армянской церкви:
И мечети, конечно - мы их очень любим, а здесь, как я уже говорил, зайти в них можно без проблем. А 2-3 слова на арабском языке и вовсе превращают вас в дорогих гостей. Вообще на Востоке знание местных наречий хотя бы на уровне нескольких фраз и предложений меняют очень многое. Например, можно сколь угодно долго отделываться от бедуина или приставучего торговца (как многие, наверное, поняли - "камешек в огород" Египта) жестами или по-английски, но стоит, не глядя на него, бросить равнодушно "ля-ля, шукран" ("нет, спасибо") - он моментально исчезает - проверено неоднократно. Или в Турции: понятно, что в курортных местах продавцы вычисляют русских с полувзгляда и в основном рассматривают их как дойных коров при соответствующем отношении. Часто, зайдя в магазин, можно увидеть снисходительные взгляды торговцев ("а русские, сейчас впарим им..."), но поздоровайтесь не банальным "Мерхаба", а "Гюн айдын" или "Йи акшамлар" в зависимости от времени суток - и вы увидите, как отношение к вам резко поменяется, вы почувствуете это по самой атмосфере. И таких примеров можно привести много. В принципе, подобные закономерности есть и в Европе, но именно на Востоке это проявляется особенно сильно.
Совсем потрясающий, на мой взгляд, портал, который можно смело ставить на обложку книги, посвящённой исламскому искусству:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Памяти Сирии