Уютное, атмосферное место. Спасибо за экскурсию
Поленово. Дом над Окой.
Сообщений 11 страница 20 из 36
Поделиться122015-12-11 21:08:47
vicont-m, Julia, zhurnat, Лена ГМ, Ксения
Большое спасибо, что заглянули, что читаете. Атмосфера в Поленово действительно совершенно необыкновенная, душевная. Здесь складывается всё - природа, воспоминание о замечательных людях, которые всё это творили, любовь и забота сотрудников музея.
Я продолжу свой рассказ. Надеюсь, что кому-нибудь захочется посетить эти места.
Поделиться132015-12-11 21:19:34
Окно столовой обращено на юг.
...«Летом почти отвесные лучи полдневного июньского солнца так нагревают подоконник в столовой, что бывает больно к нему прикоснуться. В эту пору цветет вокруг дома алый шиповник, на его аромат и на нежный запах белого жасмина летят бронзовые жуки. Позже под окном столовой, обращенным на юг, зацветут розы. В это время, когда «макушка лета через прясло смотрит», в небольшом дворике за окном вьются бабочки вокруг особенно любимых Василием Дмитриевичем красных, белых, темно-лиловых и желтых мальв, вокруг цветов оранжевой цинии.» ...
Под потолком закреплены резные и расписные доски, которые когда-то украшали борта барж, ходивших по Оке. Поленов всегда ими любовался.
Стол кажется не очень большим, но он раскладывается почти на всю длину комнаты. В гостеприимном доме Поленовых за этим столом собиралось до 30-ти человек гостей. Большинство гостей были художниками - народ творческий. Кто-то с утра отправлялся на этюды, кто-то спал до полудня. В результате застолье продолжалось без перерыва с утра до вечера. Наконец хозяйке дома - Наталье Васильевне - это надоело и она определила часы завтрака, обеда и ужина. Кто не успел, уж извините, тот опоздал!
На полках в столовой тоже представлены различные коллекции.
Вот здесь - пивные кружки, привезённые хозяином дома из Баварии. Ниже тарелки, которые расписывала сестра Поленова - Елена Дмитриевна. Искусству росписи по фарфору она обучалась во Франции.
Напротив азиатская керамика.
Этот медный котелок не для того, чтобы варить уху на берегу Оки. Он сделан во Флоренции в начале XVI века. Эпоха Возрождения, не как нибудь!!!
В столовой представлена и традиционная русская керамическая посуда.
Восстанавливая пропавшие из этой темы фотографии я добавила несколько, сделанных в другое время моими друзьями.
Отредактировано mistral (2021-11-07 20:16:18)
Поделиться142015-12-11 21:26:12
Очень нравится Ваш рассказ -Поленово одно из любимых мест, воспоминания о котором не дают покоя... Но поехать уже несколько лет собираемся и все оттягиваем момент встречи с замечательным , очень атмосферным местом. Оказывается, легко находится повод не ездить, да и дела частенько не отпускают. Вы оказались достаточно мобильной. Спасибо за фото, дом хорошо показали, ждем продолжения...
Поделиться152015-12-11 21:27:51
Из окна кабинета открывается вид на Оку.
В этой комнате стоит пианино. Здесь проводили музыкальные вечера.
На стенах висят картины Поленова от самых ранних - детских, студенческих до работ зрелого мастера.
Обращает на себя внимание массивный дубовый книжный шкаф.
Даже если вынуть из него все книги, сдвинуть его с места сложно. Поленов придумал поставить его на стеклянные шары - подшипники.
Когда, уже в наше время, Министерство культуры выделило музею деньги на ремонт (выделили в ноябре. Отремонтировать 14 помещений нужно было до конца года, а то в будущем году денег не дадут!), то за работу принялся весь коллектив - в основном женский! Несколько женщин-сотрудниц музея налегли на этот шкаф и благополучно сдвинули его на середину комнаты. Спасибо инженерной смекалке Василия Дмитриевича Поленова!
Мы больше знаем Поленова, как пейзажиста, а он сам считал, что основное в его творчестве - Евангельские сюжеты, история религии.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница».
Отредактировано mistral (2021-11-07 21:23:37)
Поделиться162015-12-11 21:46:32
Если подняться по широкой дубовой лестнице на второй этаж, то мы попадаем в комнату с большим окном, обращенным на север. Здесь в начале 1890 годов располагалась мастерская художника.
Всю стену занимает написанная углём картина "Кто без греха, пусть первым бросит камень".
Это как бы репетиция знаменитой картины Поленова "Христос и грешница". Художник начал работать над картиной делая наброски углём, но так увлёкся, что продолжать работу масляными красками было уже невозможно. Этот холст так и остался графическим.
На стенах мастерской представлено большое количество эскизов к этой картине. Многие написаны в 1883—1884 в Италии. Когда было собрано уже достаточно материала, написано большое количество этюдов и набросков, привезён из Италии большой холст, Поленову понадобилась большая мастерская, где он мог бы работать над таким огромным полотном.
Усадьбы на Оке ещё не было. И мастерскую в Москве Поленову предоставил Савва Мамонтов.
В 1887 картина экспонировалась на XV-ой выставке передвижников.
Картина "Христос и грешница" была куплена царём Александром III за 30 тысяч рублей серебром. Эта сумма и дала возможность Поленову купить приглянувшийся ему участок земли на высоком берегу Оки и начать строительство усадьбы "Борок", которую теперь мы называем "Поленово".
Отредактировано mistral (2021-11-07 21:35:31)
Поделиться172015-12-11 21:51:07
С удовольствием перехожу с вами из комнаты в комнату. Какие имена - Поленов, Репин, Васнецов...!
Красивые места, интересный дом. Хорошо, что всё сохранили.
Интересно про церковь и иконы.
mistral, спасибо!
Поделиться182015-12-11 22:15:55
В 1904 году по проекту Поленова рядом с Большим домом было построено белое здание под красной черепичной крышей – новая мастерская.
Новая мастерская получила название «Аббатство».
Мечтая о постройке отдельной удобной мастерской, Василий Дмитриевич тщательно продумал планировку помещений и их назначение. Просторная мастерская с очень большим – во всю стену – окном, выходящим на север и обеспечивающим наилучшее освещение для написания картин.
Рабочий стол и мольберт с неоконченной картиной.
На старой фотографии Поленов за работой.
Здесь можно было расстелить большие холсты на полу и работать над ними, а для того чтобы увидеть большое полотно издали, достаточно было подняться на чердак и смотреть вниз через специально устроенный люк.
Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально устроенной сценой. Кстати. Эти колонны были изготовлены для церкви в Бехово, но не подошли.
Фисгармония для музыкального сопровождения спектаклей. Поленов сам писал музыку и сам играл.
Здесь был создан театр, спектакли которого оформляли сам Василий Дмитриевич , его жена и сестра. Роли в спектаклях исполняли жители и гости усадьбы, а также ребятишки из соседних деревень. Для них всё собственно и устраивалось. Здесь также ставили и показывали кукольные спектакли. Костюмы, декорации и кукол - всё делали своими руками.
В 1990 году в музее, в здании Аббатства случился пожар. В огне погибли многие костюмы и декорации, хранившиеся на чердаке.
Здание восстановили. Традиции детского самодеятельного театра поддерживаются сотрудниками музея и в наше время.
У меня нет фотографии спектакля в Аббатстве. Только эта - Рождественский спектакль Дары волхвов в библиотеке главного дома.
С того времени, как я писала этот рассказ многое изменилось. Нет больше Натальи Николаевны Грамолиной - главного хранителя музея Поленова. Она была душой музея-заповедника, его добрым ангелом.
Отредактировано mistral (2021-11-08 13:23:51)
Поделиться192015-12-12 15:45:23
Вы оказались достаточно мобильной.
Последние лет двадцать я активно воплощала в жизнь свою мечту о дальних странах. Объехала почти всю Европу, побывала в Египте, в Китае, на Цейлоне. И вдруг, упс, кризис... А на месте то не сидится. Так что теперь занимаюсь "импортозамещением", что тоже неплохо.
Поделиться202015-12-12 15:55:56
Продолжаем нашу прогулку по осеннему парку
Идём дальше через парк к реке.
«Адмиралтейство» - это лодочный сарай. Художник любил реку, и у Поленовых была настоящая речная флотилия.
Сейчас «Адмиралтейство» — это выставочный зал, и здесь демонстрируют последнюю большую работу художника – диораму.
Диорама представляет собой картины, которые сменяют одна другую под музыку и рассказ автора. Получается что-то вроде светового театра.
Для создания картин художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и по России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и показывал её местным деревенским ребятишкам. Они могли совершить вместе с рассказчиком кругосветное путешествие.
Рассказывают, что рисовал он эти картины в голодный двадцатый год, подкрепляя свои силы яблоками, которые пек в печке.
Вот что сам Поленов писал о своей работе в письме к другу.
«Диорама- это прозрачная картина, её изобрёл французский ученый Дагер. Картина меняется в зависимости от направления света спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, комнаты, улицы. Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства. Содержание картин очень разнообразно. В моей диораме оно состоит из путешествий вокруг света, начиная с Оки… Я сделал это для детей, которые всё время восклицают от восторга и удивляются, но, оказывается, и взрослые восхищаются.» Письмо В.Д. Поленова 1920 год.
Нам, избалованным телевидением и Интернетом, которые в один момент переносят нас в любую страну и любое время, диорама Поленова может показаться наивной, но посмотреть её стоит. Показ диорамы сопровождается рассказом, написанным на основе текста самого Поленова, только в сокращенном виде. Если сейчас на просмотр рисунков уходит не более двадцати минут, то при Поленове рассказ о путешествии вокруг света мог продолжаться целый вечер к радости восторженных зрителей.
Отредактировано mistral (2021-11-08 14:51:02)