Следующая комната, в которую нас приглашают - "Библиотека"
«Наступает осень с первыми заморозками, с инеем на крышах, с прозрачными далями и корочкой льда у берегов Оки. На короткое время, пока не опала листва, ярким светом подожженных осенью кленов бывает озарена самая большая комната музея - библиотека. Василий Дмитриевич произносил это слово с ударением на «о», по обыкновению старой интеллигенции. Особенно уютна эта комната вечерами глухой осени, когда рано темнеет и пылает в библиотеке традиционно затопленный камин. На исходе ясного осеннего дня уходящее за сосны парка солнце бьет косыми лучами в окно библиотеки. В такие часы в золотистые тона окрашены ее паркетный пол и деревянный тесовый потолок.
Сквозным становится осенний лес, в окна музея вставляют зимние рамы. Между рамами по традиции кладут мох, а по мху - дубовые и кленовые листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки.»
Поленов окончил Академию художеств с золотой медалью и получил, как сейчас говорят, грант и возможность стажироваться в Европе целых 6 лет.
Кроме того, по настоянию отца Василий Дмитриевич окончил юридический факультет Петербургского университета. Кстати, юридическое образование пригодилось ему когда он успешно защищал в суде Савву Мамонтова, несправедливо обвиненного в мошенничестве.
В 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже.
Летом 1874 года работал в Нормандии, куда его пригласил И.Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера академии. Пенсионеры Академии художеств были хорошо обеспечены, поэтому они помогали своим друзьям художникам. Так к Поленову и Репину в Париж приезжал учиться и работать Васнецов. Там среди прочего он и написал этюд к картине «Три богатыря». Поленов послужил моделью для образа Ильи Муромца. Этот этюд, подаренный Васнецовым Поленову висит на стене в Библиотеке. Ещё здесь много работ Репина, Левитана, Маковского, Коровина - друзей и учеников Василия Дмитриевича.
В 1882—1895 годах Василий Дмитриевич Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин.
Вот эта картина-икона была написана Репиным для церкви в Бехово, которую построил Поленов. Уже в наше время, когда была восстановлена церковь в Бехово, музей передал все специально написанные для неё иконы храму. Но однажды в церковь проникли воры и украли несколько икон. К счастью, иконы написанные Репиным, Поленовым, Васнецовым воров не привлекли. После того, как закончились все следственные действия по этому делу, настоятель храма принёс все эти иконы-картины обратно в музей со словами : "У вас целее будет."
На камине - майолика Врубеля.
Поленов был дружен с Врубелем и много ему помогал. Врубель получил заказ на картину "Царевна Лебедь" для Нижегородской ярмарки, но закончить её не смог, так как был тяжело болен. И Поленов помог Врубелю закончить эту картину и вовремя сдать заказ.
Рядом с камином мозаичный портрет Поленова выполненный из камушков, собранных по берегам Оки.
Первый из этих шкафов был выполнен в русском стиле в мастерских в Абрамцево, второй, старинный, был привезён из Италии.
А на Новый год и Рождество здесь ставят нарядную ёлку и, сохраняя поленовскую традицию, приглашают на праздник ребятишек из соседних деревень.
Эту фотографию присылала мне Наталья Николаевна Грамолина - заместитель директора музея по научной работе. Только я не помню, какой это год.
Отредактировано mistral (2021-11-06 21:11:43)