K-Olga,
Легенды Люблина
Сообщений 31 страница 40 из 93
Поделиться322015-09-25 19:12:34
Итак, мы остановились у здания Коронного Трибунала.
Мое внимание привлекло некое действо, происходившее на балконе здания.
Сначала появился флаг, потом раздались призывные звуки трубы. Через некоторое время появился другой флаг и опять раздались звуки трубы. К сожалению, надо было бежать за группой и экскурсоводом, и не поняла, что там происходит. Но за что люблю интернет - там можно найти все! Теперь знаю, что там происходило - фестиваль польских городских хейналов. Уникальное мероприятие, ежегодно проходящее в Люблине.
Эта тема меня заинтересовала и, наверное, вернусь к ней несколько подробнее, когда покажу краковские фотографии.
Здание же Коронного Трибунала любопытно местным туристам еще и тем, что там начинается экскурсия по подземельям. Вообще под городом довольно разветвленная сеть подземных ходов. Экскурсионная же трасса длиной около 300 метров. Мы не были. Если кто-то из вас будет, - расскажите, интересно ли.
А мы отправились к доминиканскому костелу. Доминиканцы появились тут в 1253 году под предводительством св.Яцека. Тогда же заложили фундамент храма, который построен был в 1260-м. Впоследствие, понятно, неоднократно перестраивался, потому в здании сочетаются сразу несколько стилей.
Кстати отцы доминикацы тоже принимали участие в Ягеллонской ярмарке, - кормили желающих варениками св.Яцека.
У костела нас поджидают сразу три легенды.
Поделиться332015-09-25 19:18:00
Всем известная св.Елена, мама императора Константина, во время своего путешествия в Святую Землю, вывезла оттуда много христианских реликвий. В том числе и Крест, на котором был распят Христос. Крест был поделен на несколько частей, три из которых были наиболее крупными . Одна крупная часть осталась в Иерусалиме, другая была вывезена в Рим, третья в Константинополь.
Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме (Аньоло Гадди, 1380 год)
Константинопольская, самая большая часть, в качестве приданого византийской царевны Анны попала в Киев в 10 веке. В 1420-м году киевский епископ Андрей из политических соображений повез реликвию в Краков. Отправившись в Краков, епископ вспомнил завещание князя Ивана Ольшанского, который желал быть захороненным рядом с крестом. И прихватил с собой заодно и гроб князя.
Легенда № 7
По дороге в Краков были запланированы несколько ночевок, в том числе и в Люблине. Переночевав в обители доминиканцев, епископ Андрей отправился было дальше, но тут Бог простым и ясным способом дал знать о своем желании оставить реликвию в Люблине: лошади не желали двигаться с места, не реагируя ни на какие методы воздействия. Сдвинулись лишь тогда, когда с телеги сняли ларец с находящимся в нем крестом. Тогда о.Андрей решил отщипнуть от креста небольшой кусочек для другой обители, достал долото, но пробил себе им руку, не отщепив куска. Так остались в Люблине и крест, и мощи князя Ивана, и сам о.Андрей, не пожелавший расстаться с реликвией до конца дней своих. Он и похоронен под алтарем, где был установлен крест.
Это по легенде. В действительности же, политические обстоятельства, заставившие о.Андрея вместе с крестом покинуть Киев, стали камнем преткновения и для появления их в Кракове. Потому наилучшим вариантом оказался Люблин, где реликвия в течение некоторых десятилетий хранилась тайно в нише одной из часовен. Монахи, вступая в обитель, давали клятву в соблюдении тайны. Но через какое-то время, как известно, все тайное становится явным, хранение Креста рассекретилось и начали происходить чудеса. Тяжелобольная Eufemia Walicka после прикосновения к реликвии внезапна выздоровела. Затем Jan Gryz после молитвы в часовне с Крестом оставил свои костыли и более не вспоминал о них. Нотариально зафиксирован целый ряд внезапных выздоровлений, а также других чудес.
В 1649 году Богдан Хмельницкий встал со своей армией около Люблина, испуганные жители упали к подножию алтаря в церкви. Затем взяли Крест и совершили крестный ход до ратуши. Когда процессия подходила к концу, на потемневшем небе появился меч. От меча исходили лучи, а из каждого луча появлялись новые мечи. Все небо покрылось мечами, как будто целая армия ангелов выступила на защиту города. Суеверный Хмельницкий счел это плохим знаком и увел свои войска. )))
В 1651 году, когда полковник Даниил Нечай выступил с казаками против польской армии, король Ян Казимир в молитвах своих вручил судьбу битвы под опеку Святого Креста. Была одержана победа, и к алтарю принесли булаву Нечая и семь трофейных хоругвей.
Отредактировано sg59 (2015-09-25 19:27:10)
Поделиться342015-09-25 19:20:58
В те годы, о которых сейчас идет речь, в костеле служил отец Павел Рушель, доктор богословия. О нем будет легенда №8
Отец Рушель был человеком незаурядным, разумным, добрым и набожным. Братья говорили, что лампадку в его кельи зажигают ангелы. А еще он был очень образованным. Учился в Кракове, Неаполе и Вильне. Написал биографию святого Яцека и несколько трактатов. В том числе и посвященный святому Кресту « Фавор небесный». Работы его были напечатаны в люблинской типографии при его жизни.
Отец Рушель вел очень аскетичный образ жизни. Тридцать лет не ел мяса, трижды в неделю постился на хлебе и воде, иногба бичевал себя до крови, спал на голых досках, много медитировал и молился. Потому когда отец Рушель заболел и умер, все искренне плакали и жалели, что он он ушел в мир иной. Через три дня, когда пришло время похорон, выяснилось, что тело таинственным образом исчезло из гроба. Монахи решили, что Господь решил забрать к себе душу отца Рушеля вместе с телом. И стали поклоняться ему, как святому.
А в монастыре через некоторое время стали происходить непонятные вещи. То орган заиграет сам собою, то у алтаря замирает тень с очертаниями его фигуры… Некоторые даже утвеждали, что видели его, идущим по коридору. Привидение бродило по монастырю 250 лет, никому ничего плохого не делало, разве что на органе иногда играло. В начале 20 века появившиеся тут российские войска монастырь под казармы. И надо ж было привидению попасться стоявшему в карауле солдату. Солдат прицелился и выстрелил. Привидение распластало руки и исчезло в стене. Солдат уведомил о проишествии начальство. А начальство отдало приказание простучать стену, а если услышат за ней какую-нибудь пустоту, то частично разобрать. Что и было сделано, а за частично разобранной стеной обнаружили нишу, в которой находился скелет с четками в руках и ладанкой, по которой опознали отца Рушеля.
Так и осталось загадкой то, кто его замуровал и зачем. Быть может, кто-то из братьев, его обожествлявших, решил спрятать тело, что тем самым еще больше поднять авторитет монаха в людских глазах. А тем временем смиренная душа отца Рушеля не смогла вынести такого сравнения с Божьей матерью, которой он поклонялся при жизни. И выявить правду тоже не могла. Но как только было найдено и опознано тело, душа успокоилась, привидение больше не появлялось в монастыре. Но память о нем осталась навсегда.
Более того, совсем недавно был переиздан его трактат «Фавор небесный».
Портрет отца Рушеля висит в костеле над входом в часовню Рушельской Богоматери.
Поделиться352015-09-25 19:26:09
Легенда № 9
Как город чудом уцелел в пожаре
Июнь 1719 года. Жара в этот день стояла страшная. Народ только и делал, что вытирал пот со лба. И вдруг налетели черные тучи. Посреди дня сделалось так темно, как ночью. И засверкали молнии. Первая была такой силы, что осветила весь город. Вторая незамедлила себя ждать. И стали сверкать молнии одна за другой, но дождя не было. Ни одной капли не упало с неба. Зато одна из молний ударила в крышу деревянного дома в еврейском квартале. Крыша загорелась, и огонь стал перекидываться на соседние дома.
Видите паркинг на Замковой площади? А раньше площади не было, там стояли дома.
Пожар грозил уничтожить весь город. И тогда из костела Доминиканцев двинулась процессия монахов со святым Крестом.
foto Anna Dubis
Доминиканцы шли в сторону огня, миновали Браму Гродзку, за которой начинался Еврейский квартал, и тут свершилось чудо! Молнии перестали сверкать, гром утих, начался дождь. Плотный, стеной. Лучше любой пожарной помпы. Пожар был потушен.
В память этого события в костеле висит большое полотно, которое так и называется « Пожар города Люблина 1719 года».
(горит то, что слева, под замком ) )
Во время Второй мировой войны костел уцелел. Вероятно, благодаря святому Кресту.
В 1945 году там открыли театр имени Андерсена. Сейчас этот театр находится поблизости, в примыкающем к костелу помещении. Иногда они дают представления и на улице
А со святым Крестом случилась беда. В 1992 году его украли. И до сих пор преступление это не раскрыто. Была версия, что кража совершена на заказ одним из богатых европейцев. Если это действительно так, то есть надежда, что он когда-нибудь опять явится человечеству.И очень печально, если бесценную реликвию уничтожили, оставив себе только оклад.
Оценочная комиссия относила Крест к разряду «0», т.е. не имеющему цену, бесценному.
Продолжение следует.
Поделиться362015-09-25 19:38:31
Обалденно интересно!!!!
Поделиться372015-09-26 00:10:19
Oli, спасибо! Я, правда, очень старалась
Поделиться382015-09-26 08:48:32
Константинопольская, самая большая часть, в качестве приданого византийской царевны Анны попала в Киев в 10 веке. В 1420-м году киевский епископ Андрей из политических соображений повез реликвию в Краков. Отправившись в Краков, епископ вспомнил завещание князя Ивана Ольшанского, который желал быть захороненным рядом с крестом. И прихватил с собой заодно и гроб князя.
Ой, я такого даже не слышала. Мне знакома версия, что константинопольская часть пропала в 1204 году, когда Константинополь был разграблен крестоносцами. Именно тогда и исчезла большая часть храмовых реликвий. Позже они стали предметом торга в Европе. А эти легенды были придуманы, чтоб замаскировать грабеж.
С Анной в Киев попали иконы, скульптуры из Херсонеса, да и то не в качестве приданного, а трофеев. Херсонес был разграблен князем Владимиром.
Света, спасибо. Вы сделали мое утро. Очень интересно.
Отредактировано Ёлка (2015-09-26 12:23:31)
Поделиться392015-09-26 10:50:55
Ой, я такого даже не слышала:
Константинопольская, самая большая часть, в качестве приданого византийской царевны Анны попала в Киев в 10 веке
Вот именно, отдали бы византийцы такую важную реликвию в варварскую страну. Чего ради? Малюсенький кусочек возможно
Поделиться402015-09-26 21:16:41
Ёлочка, DM, спасибо за интерес!
Мне знакома версия, что константинопольская часть пропала в 1204 году, когда Константинополь был разграблен крестоносцами. Именно тогда и исчезла большая часть храмовых реликвий.
Вот именно, отдали бы византийцы такую важную реликвию в варварскую страну.
Вы оба правы! История с частями была несколько сложнее, просто не хотела в рамках темы про Люблин слишком запутовать повествование Но раз этот момент заинтересовал, то расскажу, что по этому поводу пишут на сайте монастыря доминиканцев.
В 7 веке в результате войны с персами иерусалимский кусок оказался в Персии. Далее персы собирались взять Константинополь, но византийский мператор защитил город, вернул персов в свои владения и отбил святыню, которую собственноручно вернул в Иерусалим. Потом были стычки с хазарами. Затем Иерусалим был взят халифом Омаром.Но все тот же император успел забрать реликвию в Иерусалиме и увезти ее в Константинополь, поместив на хранение в храме Айя София рядом с аналогичной константинопольской реликвией. Так они и хранились вместе в одном храме до тех пор пока киевский князь Владимир не захотел покончить с язычеством. Он выбирал между тремя монотеистическими религиями и отправил своих эмиссаров для более подробного их изучения. Посланцы с большим почетом были приняты и в Константинополе, побывали и в храме Айя София, где им были продемонстрированы оба креста. И один из них был обещан князу Владимиру в случае принятия им христианства. Дружественные отношения с Владимиром были важны для Византии.
Иудаизм Владимир принять не захотел потому что там требовались обрезание и запрет свинины, ислам также ( "русские люди не захотят принять религию, запрещающую алкоголь"). И в 988 году принял крещение из рук византийских священников. Торжества проходили в одной из церквей Херсонеса. А вскоре в той же церкви прошел обряд венчания Владимира с княгиней Анной, сестрой византийского императора. Как часть приданого Анны была привезена и обещанная реликвия - святой крест. Но со своей частью креста византийцы, действительно, не захотели расставаться, потому у Владимира оказалась часть иерусалимская.
Константинопольская же часть оставалась в Айя Софии, пока ее оттуда не увез в Италию в 1244 г францисканец Элия из Кортоны.
(Według Dizionario Biografico degli Italiani, tom 42, hasło „Elia d’Assisi” — Eliasz „w roku 1244 powrócił do Italii, wioząc relikwie, a wśród nich drogocenny relikwiarz bizantyjski z kości słoniowej, zawierający fragment świętego Krzyża, który przywiózł do Cortony” (carico di reliquie, tra le quali un prezioso reliquiario bizantinoin avoriocontente un frammento della vera Croce, che portò a Cortona).
По версии с сайта, эта часть предположительно до сих пор находится в Кортоне под присмотром братьев францисканцев.
Отредактировано sg59 (2015-09-26 21:22:16)