Холодный ноябрьский день. Идет снег.
Приехали в Марфино, которое не видели много лет...
В усадьбе прославившейся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями с 1944 года размещён военный санаторий (с 1953 года — санаторий Московского военного округа, с 1986 года — Марфинский центральный военный клинический санаторий).
Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.
Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители
Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец
Вот, что писал в XIX один из посетивших усадьбу:«Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время».
От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837—1839 годах.
Так как мост находится в аварийном состоянии и закрыт поднимаемся по дорожке налево к церкви.
В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными неповторяющимися орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова.
С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.
Чтобы попасть к дворцу приходится делать огромный крюк, обходя весь поселок.
Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория.
Две псарни, больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.
За псарнями видны новые корпуса санатория
Дворец с внутренней стороны с двумя флигелями
Обходим дворец, чтобы оказаться у парадного входа.
Въездные ворота
На нижней площадке установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживают пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855) и два грифона - символ усадьбы.
Отредактировано Loconte (2014-12-13 19:47:29)