Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии
Начинаю большую подробную тему, где будет много истории и красоты. Вынесла ее из темы "Москва - открываем закрытые двери", потому что тема будет " в долгую".
Источники информации
https://cdra.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральн … _В._Фрунзе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Московско … _Екатерины
https://www.personalhistory.ru/images/
https://forum.vgd.ru/40/6968/0.htm
https://www.miloserdie.ru/article/
https://otzyv.ru/info/13910/
https://duchesselisa.livejournal.com/249448.html
https://senar.ru/memoirs/Ellanskaya/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Steinway_&_Sons
https://www.classicalmusicnews.ru/artic … ons-story/ е
Здание, о котором я начинаю повествование находится на Суворовской площади, это адрес
Суворовская площадь, 2, стр. 1,
Сейчас в этом старинном некогда усадебном доме, расположенном немного в глубине от проезжей части, находится Центральный Дом Российской Армии.
Официальное название и назначение этого заведения такое :
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации (далее –ЦДРА) – некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере культурно-досуговой и социальной деятельности.
Основная цель деятельности Учреждения – удовлетворение духовных потребностей, воспитание, организация культурного досуга военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей.
ЦДРА был основан по решению РВС СССР в 1927 году и открыт 23 февраля 1928 года.
Кто бы мог подумать, что здание такого предназначения скрывает столько красоты ?! Я думала, что там большой зал для мероприятий, какие-то помпезные фойе, наверное, парадная лестница... Все это так, вот только главного я не знала. Но все по порядку...
История.
История у этого здания длинная и очень интересная, оно побывало в 4-х разных ипостасях.
Начну издалека.
1. Что это за место и почему здесь возникла усадьба.
По мнению историков, первое поселение — село Сущёво — появилось на месте Суворовской площади в XII—XIII веках.
Вдоль площади протекал приток Неглинной — речка Напрудная, именуемая также Самотёкой или Синичкой. Была система прудов. Освоение местности началось в XV веке, когда в верхнем течении реки возникло Царское село и в 1492 г была возведена церковь святого Трифона.
Князья и цари выезжали на охоту из Кремля, и их "сокольничий путь" проходил мимо села Сущево (по нынешней Сущевской улице), потом по Перуновскому переулку, через площадь, которая в настоящее время называется Суворовской, и далее прямиком к церкви святого Трифона. Эта лесная дорога проходила по краю возвышенности, окружавшей низкие и болотистые поймы рек Неглинки и Напрудной.
В 1630 году, когда село уже входило в состав города, здесь был воздвигнут храм Иоанна Воина на Убогих домах .
В то время село Сущёво разделялось на Старую и Новую Сущёвские слободы.
В XVIII столетии на месте Новой Сущёвской слободы образовалась площадь, которая долгое время называлась Екатерининская.
Местность вокруг площади называлась Божедомка. Многие наверняка слышали это название, даже можно вспомнить фильм "Место встречи изменить нельзя", "Ира Соболевская на Божедомке". А все ли знают, что такие божедомка ? Вы ж пишите, что много нового узнаете из моих рассказов.
Вот и сейчас расскажу вам подробно про Божедомку, а точнее про божедомки, ведь их было несколько.
Сначала о том, что такое божедомка в принципе.
О таком явлении, как «убогие дома» или «божедомки» сейчас не вспоминают. А ещё лет 300 назад подобные заведения располагались в каждом уездном городе. В одной Москве их насчитывалось не менее четырёх. И это отнюдь не старые ветшалые здания, какое значение вкладывают сейчас в это понятие. В старину на Руси убогими домами называли нечто среднее между трупохранилищем и братской могилой.
Убогий дом ещё называли божьим домом, божедомкой, скудельницей, гноищем, ямником, жальником. Устраивали его за околицей села или на подъездах к городу. Представлял он собой вырытую яму, огороженную кольями и небольшим забором. Сюда свозились тела умерших в дороге, самоубийц, утопленников, не имевших родственников, погибших от несчастного случая, скитальцев, иноверцев, нищих, невостребованных покойников.
Служители Убогого дома отыскивали на улицах тела неизвестных и выставляли трупы в открытых гробах на перекрестках улиц для опознания. Служителей, выполнявших эту работу звали «божедомами», а улицы, которые вели к Убогому дому — Божедомками.
Невостребованные останки пересыпались льдом для большей сохранности.
Божедомки бывали двух видов: временные и постоянные. Первые устраивались в случае моровой язвы или других массовых смертей. В этом случае могильник после наполнения попросту забрасывали землёй. В устроенном на постоянной основе убогом доме трупы сохранялись до весны. По прошествии всех посевных работ, а позднее в Семик (четверг накануне Троицы), из города к ямнику организовывали крестный ход. Приходили добровольцы и помогали соборовать тела, облачать в саваны, укладывать в общую могилу без гроба. Одежды и ткань приносили в качестве пожертвования жители близлежащих селений. Священники читали над останками последнюю молитву и затем уже их хоронили. Весь день над этим местом слышались жалобные стоны и плач. Сверху постоянного ямника устанавливали соломенную крышу. Рядом находилась небольшая сторожка, в которой проживал божедом. На его попечении были не только тела усопших. Сюда же, к гноищу приносили матери нежелательных младенцев. Отсюда бездетные пары забирали себе детей, нарекая их Богданами.
Жальники (от старорусского – жалеть, умирать) часто создавались в местах выработки глины. Отсюда и название «скидельница» – от слова «скидель», обозначающего глиняную посуду или «скидельник» – гончар. Позже оно трансформировалось в «скудельницу», созвучную слову «скудость». Ибо в убогие дома свозили бедные люди своих родных, поскольку не имели денег предать их земле за собственные средства.
Точное время возникновения убогих домов не известно. Однако все сопутствующие моменты указывают на языческие корни подобной традиции. Это и одинаковое отношение к мёртвым телам, и неумение определить причину смерти, и, как следствие, боязнь заразиться, традиция откладывать окончательное захоронение до после весенних заморозков. Даже христианские храмы возле подобных мест стали воздвигать уже в позднее время – чаще всего ограничивались крестом над воротами, ведущими к ямнику-убогому дому.
Самое раннее упоминание о божедомках можно встретить в Новгородской летописи начала 13-го века. В то время случился большой голод на Руси, и тела умерших от истощения перевозили в одну яму. Когда жальник наполнялся – рыли новый. Количество трупов в одном ямнике доходило до 3-4 тыс. Из того же документа становится известно, что число тел в 4-х смоленских убогих домах составило 32 тыс.
Позднее церковь ввела запрет на погребение свезённых в ямники останков. Так, Патриарх Филарет в 1619 году повелел не отпевать самоубийц, умерших в пьяном угаре, погибших в следствие несчастного случая. Патриарх Адриан наказывал поповским старостам тела наложивших на себя руки и грабителей с большой дороги вывозить в лес – на растерзание хищным животным и птицам.
Начиная с прихода на царствование дома Романовых убогие дома постепенно начинали изживать себя. С одной стороны, города разрастались и божедомки начинали мешать их развитию. С другой – антисанитария, неприятный запах и прочие негативные факторы служили причиной их закрытия. Анна Иоановна издала указ об упразднении ямников, но тогда его не спешили исполнять. Более разумно поступила Екатерина II, выделив для погребения указанных выше лиц дополнительные кладбищенские земли.