Мар Саба
Лавра Саввы Освященноо (в простонародии Dir Mar-Saba) – самый красивый, самый интересный и самый мистический религиозный комплекс в Святой земле. Уникальность монастыря ощущается буквально во всем – в его красоте, в его расположении , в его истории. Но главное – это то, что это единственная обитель в регионе, которая никогда не прекращала своего существования на протяжении своей более чем полутора-тысячелетней истории.
Для меня посещение Маар-Сабы, достаточно долгое время, являлось сродни мечты сумасшедшего. Поэтому, как только появилась такая возможность, я за эту возможность уцепился двумя руками и ногами тоже. В процессе подготовки к поездке я перечитал кучу источников о Савве Освященном, об истории монастыря и об истории монашества в целом и в Иудее в частности.
Для меня самым интересным оказалось то, что монашество является совсем не христианским изобретением. Еще задолго до рождения Христа прототипы монашеских общин появились у иудеев. Первые религиозные аскеты появились в среде еврейской диаспоры на территории современного Египта, идея иудейского аскетизма в Святой земле появилась позже. Самым известным дохристианским монахом является библейская личность, в русском языке именуемая как Самсон Назорей. Приставка “назорей” указывает на отношение данной личности к религиозному аскетизму (назир, на иврите, - монах). Аскетизм Самсона заключался в том, что во имя службы Всевышнему, он следовал запрету носить оружие (многочисленных врагов он мочил челюстью осла, а львам так вообще рвал пасти голыми руками), ему нельзя было познавать женской ласки, стричь волосы, и пить вино – что его и прикончило; все мы помним как филистимлянка окутала его в своих объятиях и, напоив его вином, остригла ему волосы.
Но если, история о Самсоне, вероятнее всего, является сказкой, то абсолютно научно доказанной является информация о том, что членом монашеской общины Ессеев был Иоанн Креститель.
Первые христианские аскеты, так же, появились не в Иудее, а в Восточной Римской империи, на территории современной Турции. Первые монахи в Иудею пришли из Византии.
Одним из таких паломников был, один из великих христианских аскетов – Савва Освященный.
Будущий святой родился в 439 г. в деревне Муталаска в Каппадокии в семье военного. Его отец был направлен по службе в Александрию и Савва был оставлен на попечительство дяди, который тупо избавился от лишнего рта тем, что отправил племянника в монастырь. 8 летний мальчик проникся христианским учением не по-деццки и преуспел на поприще служения Господу. В возрасте 18 лет он принимает решение рвануть “на передний фланг” и отправляется в Иудею. Он скитается между обителями, которые не очень распространяют перед ним свои объятия из-за его юного возраста. Пожив то здесь, то там Савва принимает решение начать скитания, во время которых слава о нем распространяется по всем христианским общинам Иудеи. Истории об его сражениях с бесами и о том как, для служения Господу, он даже смог приучить льва делают его “крутым” в среде монашеской братии.
Однажды, на горе Мунтар (Азазель) Савву посещает ангел и указывает ему путь в труднодоступное Кедронское ущелье, где Савва поселяется отшельником в пещере. К “авторитету” приходят многие другие отшельники, но Савва их игнорирует. Постепенно Кедронское ущелье наполняется аскетами, но никакой общинной жизни они не ведут. Так продолжалось до тех пор, пока к Савве во сне сошел Творец Мира в виде огненного столба и указал ему создать в этом месте обитель. С тех пор Савва создает лавру и с тех пор не было ни одного дня, когда бы монахи не собирали службу.
За свою историю обитель то разрасталась до огромных размеров, то разрушалась до тла. 5 раз монастырь сравнивали с лицом земли, но ни разу разрушителям не удалось уничтожить общинную жизнь. Черной историей монастыря является персидское нашествие, когда персы сожгли монастырь и убили 300 монахов; чудом оставшиеся в живых монахи сбежали в пустыню, где служили службу и при первой же возможности возродили обитель.
Свою нынешнюю форму монастырь принял в середине 19 века, не без финансового участия со стороны Российской империи. Вокруг романской церкви, построенной крестоносцами, выросла целая крепость, которая способна заворожить взгляд даже самому циничному зрителю.
Главными монастырскими ценностями являются мощи Святого Саввы , которые сохранились благодаря тому, что были вывезены крестоносцами в Венецию и были возвращены в обитель в середине 20 века.
© Wikipedia
Кроме этого монахи обязательно покажут вам финиковую пальму, которую якобы посадил сам Савва, расскажут (а если и повезет то и покажут) о хранящихся внутри 300х черепах убитых персами монахов. Самым ценным для науки является монастырская библиотека, в чревe которой хранятся ценнейшие артефакты. Любой уважающий себя религиовед испытывает эрекцию, только об одном упоминании этого сборища фолиантов. Были времена, кода в библиотеку допускались ученые мужи. Первыми, кто описали быт общины и были допущены в библиотеку, были британский путешественник и ученый Генри Тристрам и нам небезызвестный публицист и писатель Марк Твен. В 20 веке библиотеку изучали ученые из Еврейского университета Иерусалима. Но лавочка закрылась, когда до библиотеки дорвался гуру мировой религиоведческой науки - профессор Колумбийского университета Мортон Смит. Он откопал в библиотеке манускрипт, на котором якобы была рукописная копия неизвестного евангелия от Матвея. Сфотографировав страницы Смит вернулся в Америку, где занялся переводом артефакта, в котором по его заверениям были неоднозначные намеки на нетрадиционную ориентацию Иисуса. Естественно оригинал пропал в недрах библиотеки и никто его больше не видел, фотографии документом не явились и опубликованные переводы не явились научным трудом. Но шуму в определенных кругах они сумели наделать. С тех пор, от греха подальше, в монастырскую библиотеку доступ закрыт и действует запрет на использование фото техники на территории монастыря.
В монастырь сегодня могут попасть паломники и туристы, но не все и не всегда. Так что желающие должны быть готовы к тому, что добравшись сюда им не удастся попасть во внутрь обители. Но главная ж@@а в том, что в монастырь ни под каким предлогом не пускают женщин. Представительницы прекрасного пола не будут допущены внутрь ни под каким предлогом, и максимум на что могут рассчитывать – это на отдых в тени оливы и угощение вкусным травяным чаем; желающим еще раздадут тексты молитв способствующих в поиске спутника жизни или против бесплодия.
Мужчинам тоже проводят не шибко обширную экскурсию. По узким лестницам спускают в небольшой дворик, в котором расположено место захоронения Св. Саввы и из которого можно попасть в церковь, в трапезную и полюбоваться на место где расположились монашеские кельи. Из церкви выводят на балкон из которого показывают крону посаженной Саввой пальмы и панораму Кедронского ущелья изнизанного черными пустотами бывших монашеских келий и загаженного арабской канализацией ручья Кедрон.
часовня на месте, где был похоронен Преподобный Савва
монашеские кельи
небольшая крона за балконом - крона финиковой пальмы, которая якобы посаженна самим Саввой.
бывшие монашеские пещеры-кельи
Удалось получить точные данные относительно национального состава сегодняшней обители: 2 гражданина России, 1 гражданин Молдавии, 1 гражданин Румынии, все остальные граждане Греции. Общение и служба в монастыре на греческом языке. О точном количестве общины данные рознились, одни называли 14, другие 15 и т.д., максимальная цифра – 18. Округлив полученные данные можно точно утверждать что мало.
Жизнь монахов и сегодня достаточно аскетична. Большую часть суток они посвящают молитве. Служба продолжается до раннего утра, ложатся спать они в 5 утра и в 14 часов вновь начинают новую службу.
Марк Твен, описывая жизнь обители, акцентировал свое внимание на более чем скромном рационе ее обитателей – чуть ли не 3 корочки хлеба. В сегодняшней обедне стойкий запах кофе, на столе 2 термоса с кофе и чаем, несколько видов печенья. Готовят еду на газе и хранят продукты в холодильнике, работающем на газе. Электричества нет, есть генератор, но только для обеспечения электроэнергией инструментов рабочих, занятых в ремонтных работах.
Такую махину, которой является монастырь, невозможно содержать таким малым количеством общины. Монахи не утруждены повседневным трудом, за них это делают наемные рабочие из местных арабов (я видел несколько десятков арабов, которые были заняты самыми разными видами труда, от уборки до камне-кладки). Судя по всему, сегодня нет проблем с финансированием – с технической точки зрения все выглядит идеально, а это требует определенных финансовых затрат…
продолжение следует...
Отредактировано Dotsik (2014-02-16 02:45:54)