А дальше у нас по списку вроде бы этот самый рассказ, который я задолжала Марфуше 3 с лишним года назад! Поелику я закончила написание рассказа про гроты Лояна (прошу считать этот пост рекламой китайского рассказа, да), то решила не составлять конкуренцию Диме, хотя руки чесались писать про Китай, а понаписать что-то в других разделах:)
Прибыли мы сюда на обычном поезде из Перпиньяна. В самом Перпиньяне ничто не предвещало - пальмы, солнце, а вот по дороге стало ясно, что подымаемся в горы - сперва запотело окно, затем посуровело, а потом и вовсе снег показался кое-где. Я мысленно похвалила себя за привычку кутаться, правда, при подъеме в горку пришлось немного распахнуться, но лучше, как говорит моя подруга Олеся, три раза покрыться потом, чем один раз - инеем.
Именно на станции нас накрыло ощущением конца света. Не в смысле катаклизма, а в смысле, что это полная *опа мира, край земли. Самое смешное, что такое ощущение чаще всего дает о себе знать, не когда ты смотришь на какой-нибудь Мексиканский залив/леса Юкатана, или там Южно-Китайское море, или, ну худой конец, Карское море (Обская губа тоже суровое место), а стоишь в центре Европы. Так и здесь - пустынненько, серенько, горы, понимаешь ли, туман, все приехали. Чувствуешь себя Магелланом, знаете ли. Черт, фура проехала, и испортила мне все впечатление, зараза!
Куда идти - понятно сразу - замок высится прямо над станцией. Дорога сыскалась почти сразу - даже указатель имеется. Сперва дорога плоховата - камни, уклон, затем можно идти по автомобильной дороге, продолженной к замку. Пока мы поднимались, подъехала смотрительница замка, поэтому вопрос, идти ли внутрь или нет, заглох, не успев вылиться в голосовое обсуждение:)
Немного потупили у входа, снимая стены, освещенные кстати поднявшимся солнцем.
Форт Либерия (именно так называется сей славный бастион) был возведен не абы кем, а знаменитым маркизом Вобаном. Википедия утверждает, что сам он построил 33 крепости и усовершенствовал около 300 уже построенных. Среди знатоков военного дела он считается самым выдающимся военным инженером и архитектором.
Главный инженерный талант Вобана проявился в его поразительном искусстве использовать особенности обстановки и местности, вследствие чего некоторые недостатки его фортификационной системы, указанные теоретически, на местности исчезали. В этом искусстве применения фортификационных форм к обстановке и местности едва ли найдутся у Вобана соперники, и в этом отношении время этого знаменитого инженера, относящееся ко второй половине XVII века, может быть названо эпохой Вобана.
2007 год, год трёхсотлетия смерти маршала, был объявлен во Франции годом Вобана. В 2008 году двенадцать крепостей, спроектированных Вобаном, были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.
Каждая из этих крепостей носит гордое название Fortifications de Vauban. Такую же мы видели в крепости Вобана в Безансоне. Полный перечень этих крепостей приведен здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Fortifica … itage_Site
Вместе с билетами нам выдали буклеты на английском, именно фото с буклета и перемежается в тексте с фото замка.
Как настоящий государственный деятель, Вобан стремился окружить Францию кольцом укреплений, позволяющих контролировать всю границу. Особенно такую тревожную, как граница с Испанией. Считается, что основной задачей форта Либерия была охрана городка Виллафранка, основанного еще в 1092 году в важной точке слияния трех рек. Само название свидетельствует о том, что здесь процветала торговля, ибо "вилла франка"переводится как место свободной торговли. Несмотря на то, что городок переходил от местного графа графу барселонскому, затем становился частью королевства Каталония и подвергался осаде короля Майорки (к слову сказать, взять его не смогли), торговля здесь процветала - и не в последнюю очередь благодаря высокой стене, защищавшей город.
За то, что эти земли отошли Франции, следует благодарить герцога Гаспара де Гусмана, королевского фаворита и главу тогдашнего испанского правительства, враждовавшего с Францией и герцогом Ришелье. Из-за ряда войн, проигранных Испанией, герцог усилил давление на провинции вроде Каталонии, что спровоцировало т.н. Guerra dels Segadors, или Войну жнецов. За помощью местная элита обратилась - сюрприз, сюрприз - к французскому королю Людовику XIII (который из "мушкетеров"). Восставшие захватили Барселону и не без помощь Франции отбивались от Испании более 10 лет. Закончилось все заключением Пиренейского мира, согласно которому графство Руссильон перешло к Франции в обмен на возвращение Барселоны. Вильфранш-де-Конфлан (Villefranche de Conflent) стал приграничным городом, требующим дополнительной защиты. В 1681 г. сюда был прикомандирован маркиз Вобан.
Кстати, свое название форт Либерия получил в 20 веке. Сам Вобан назвал его "замок Вильфранш", при императоре Наполеоне III замок переименовали в форт (укрепленный замок), в 1927 г. форт назвали Либерией, в честь старинного названия городка у подножия - "вилла франка" - "свободный город".