Виды на Алькесар и его окрестности с выстоты крепости-колегиаты:
А это, по всей видимости, «современный» город:
Да, друзья, повторюсь ещё раз: Алькесар произвёл огромное впечатление и достойно «открыл» арагонскую часть программы . И если в Каталонии баланс интересного и не очень оказался примерно равным, то в Арагоне действительность превзошла наши ожидания. Правда, кое-какие коррективы внесла погода: по прогнозам завтрашний день ожидался, скажем так, проблемным. Но до завтра ещё далеко, а пока мы на полной скорости, разрешённой на новенькой автомагистрали (заметьте, бесплатной ! ), приближаемся к Уэске, недалеко которой нас ждёт ещё одно интересное местечко .
<<<<<<<<<<<<< ----------- КРЕПОСТЬ МОНТЕАРАГОН ----------- >>>>>>>>>>>>>
Крепость с красивым названием Монтеарагон – не просто одна из множества крепостей, разбросанных по всей Испании: её смело можно назвать королевской. В 1086 году король Арагона Санчо Рамирес, готовясь к завоеванию мусульманской Уэски, принадлежавшей тогда эмиру Сарагосы, приказал построить на ближних подступах к ней крепость на вершине не слишком высокой, но доминирующей над окружающей местностью горы Монтеарагон. Когда через 3 года строительство было завершено (внутри крепостных стен построили также августинское аббатство Иисуса Назаретянина с церковью), король объявил новую крепость своей резиденцией и переехал сюда вместе с семьёй и всем двором - и впоследствии прожил здесь до своей смерти. Сюда же было переведено аббастство, располагавшееся в более старой крепости Лоарре (о ней речь пойдёт впереди), после чего значение замка Монтеарагон выросло ещё больше.
В мае 1094 года Санчо Рамирес начал осаду Уэски, во время которой был убит мусульманской стрелой. Его похоронили в крепости Монтеарагон, а впоследствие захоронение было перенесено в монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья (о нём я тоже расскажу позднее). Осада, которую продолжил сын короля Педро, шла тяжело и продолжалась 31 месяц – для сравнения, примерно в то же время Сиду-Кампеадору, который, кстати, лично знал как Санчо Рамиреса, так и Педро, для взятия более мощной Валенсии потребовалось всего 19 месяцев.
После завоевания Уэски Монтеарагон потерял своё военное, но не религиозное значение. Напротив, авторитет находящегося здесь аббатства рос, и каждый новый правитель Арагона считал своим долгом подтвердить и расширить его права и привилегии. Монастырь пережил и пожар 1477 года, уничтоживший практически все церковные интерьеры, включая орган, хоры и ретабло (считается, что новое ретабло изготовил уже упоминавшийся Дамиан Формент, которому также принадлежат алтарные образы в монастыре Поблет и соборе Уэски), и реформу Филиппа II, направленную на раздробление существующих епархий на более мелкие. Однако дезамортизация 1835 года оказалась для аббатства губительной, и он прекратил своё многовековое существование. Отдельные ценности были перенесены в различные музеи, прежде всего – Уэски, а сам монастырь, как и окружающая его легендарная крепость Монтеарагон, начали разрушаться, свидетелями коего печального процесса мы сегодня и являемся.
И даже сейчас, находясь в более, чем разрушенном состоянии, Монтеарагон сохраняет свою монументальность и величие – и это заметно с ещё очень дальнего расстояния.
В крепость можно подняться – никакой охраны, кассы и ограничений тут нет. К сожалению, внутри предстаёт ещё более удручающая картина: более менее сохранился остов церкви, а вот всё остальное представляет собой бесформенные руины. Не осталось ни следа ни от клуатра, ни от Аббатского дворца, ни от жилищ священников и обслуги.
Зато сверху открываются загадочные, завораживающие и немного мистические «лунные пейзажи» Арагона с хорошо различимыми очертаниями Пиренейских предгорий на горизонте :
На одной из фотографий внизу видна наша одинокая машина, однако мы были не единственными посетителями крепости. Тут тусовалась небольшая группа молодёжи (старших школьников, судя по возрасту) – и слава богу, что хотя бы в таком «формате» Королевская крепость Монтеарагон всё же не остаётся полностью забытой .