Об императоре Тиберии (42 год до н. э. - 37 год н. э) написано довольно много интересных исторических исследований.
Скажем, для начала, что именно при его правлении был распят Иисус Христос.
Живший постоянно на острове Капри Тиберий, получил в Риме прозвище «Островной князь» и стал символом жестокости и утонченного разврата.
Ближайшим человеком к Тиберию в свое время стал префект преторианцев Сеян. В 26 г. император поддался на уговоры Сеяна и покинул Рим - поехал на остров Капри.
Замкнутому Тиберию осточертело пребывание в Риме с его конфликтами и интригами. Все сообщение с Тиберием теперь проходило через руки Сеяна, единолично управлявшего столицей.
Отъезд Тиберия на Капри значил очень много для императорской власти в Риме. Если раньше император сохранял хотя бы внешние признаки коллегиального управления, то теперь, когда сенат получал распоряжения от находившегося далеко императора, ни о каких советах не было речи. А Тиберий все чаще проявлял медлительность, целый ряд насущных вопросов годами не находили решения.
Зато о его жизни на Капри античные авторы рассказывают самые мерзкие подробности, якобы Тиберий дал волю всем своим гнусным порокам, среди которых наиболее известно его пагубное пристрастие к мальчикам.
Обратимся к Светонию, который писал в «Жизни двенадцати цезарей»: «на Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата. Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки - среди них были те изобретатели чудовищных сладострастии, которых он называл «спинтриями» - наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасающую похоть».
Между прочим, в числе спинтриев начинал свою придворную карьеру Вителлий - один из двенадцати цезарей. Говорили, что первое возвышение отца Вителлия было следствием сексуальных услуг, оказанных его сыном императору на Капри.
А вот что мы находим о каприйских развлечениях Тиберия в «Анналах» Тацита: «Тогда впервые вошли в обиход такие неизвестные прежде слова, как селларии и спинтрии - одно, связанное с названием гнусного места, где совершались эти распутства, другое - с чудовищным его видом». Впрочем, Тацита больше всего возмущало то, что объектом императорского сладострастия выступали свободнорожденные юноши, которые прельщали Тиберия не только телесной красотой, но одни - целомудрием юности, другие - знатностью рода. Как и большинство обличителей подобного толка, автор «Анналов» был возмущен по сути дела не столько поступками принцепса, сколько тем, что его жертвами становились «свои», представители римской аристократии.
«Но он пылал еще более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать и говорить, но еще труднее этому поверить. Он завел мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками, и с которыми он забавлялся в постели».
И опять-таки следуют ссылки на старость нашего героя, его неспособность удовлетворить эротические желания традиционным способом. Между тем, в этом же отрывке сексуальная мощь императора выглядит более чем убедительно: «Говорят, даже при жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвел его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста».
Однако не только «материально-телесный низ», но и глаз Тиберия требовал удовлетворения. Так на Капри по его приказу в лесах и рощах были устроены Венерины местечках, где юноши и девушки изображали фавнов и нимф. Равно и жилище его было украшено картинами и статуями непристойного свойства, а в разложенных повсюду книгах Элефантиды любой участник оргии мог найти образец той сексуальной позиции, принятия которой от него требовал император.
Предметом вожделений Тиберия были и матроны, о чем свидетельствует Светоний. «Измывался он и над женщинами, даже самыми знатными: лучше всего это показывает гибель некоей Маллонии. Он заставил ее отдаться, но не мог от нее добиться всего остального; тогда он выдал ее доносчикам, но и на суде не переставал ее спрашивать, не жалеет ли она. Наконец, она во весь голос обозвала его волосатым и вонючим стариком с похабной пастью, выбежала из суда, бросилась домой и заколола себя кинжалом». После этого в народе популярной стала следующая стихотворная строка: «Старик-козел облизывает козочек!».
Так что же в поведении Тиберия оказалось неприемлемым для римских нравов?
П. Киньяр замечает, что для римлян пассивность - нечто непристойное. Поступки, допустимые по отношению к рабу или вольноотпущеннику, оказываются абсолютно неприемлемыми, если их совершают в отношении к свободнорожденным. В этом отношении Тиберий, подвергающий содомии молодых людей из знатных семей, нарушает фундаментальное табу. Правда, справедливости ради, заметим, что своеобразными предшественниками этих молодых людей был, напр., Юлий Цезарь, состоявший в молодости любовником вифинского царя Никомеда, равно как и Октавиан Август, добившийся своего усыновления Цезарем «постыдной ценой».
Еще одним моментом в поведении Тиберия, неприемлемым для строгих нравов римлян, было использование им в сексуальных играх куннилингуса. При этом он не делал исключения в отношении матрон. Именно в данном ключе П. Киньяр интерпретирует домогательства императора в отношении Маллонии.
В начале 37 года здоровье его начало быстро ухудшаться, и 16 марта 37 года он умирает на своей вилле в Мизене. При смерти присутствовали Макрон и Калигула. Согласно Тациту, Тиберий просто потерял сознание, однако все присутствующие решили, что император умер. Когда они уже приносили поздравления Калигуле, Тиберий внезапно открыл глаза. Это повергло всех в ужас, и собравшиеся разбежались. Но Макрон, не утративший самообладания и решительности, приказал задушить Тиберия, набросив на него ворох одежды.