----------------------
БИЛЬБАО
-----------------------
С самого начала я понимал, что такое Бильбао, и что он - совершенно не мой город (не хочу никого обидеть, как говорится, данная точка зрения отражает исключительно мнение автора и его, возможно, извращённые вкусы ). Но коль уж занесла меня сюда судьба, то не уделить хотя бы немного времени ИСПАНСКОМУ городу, в котором я если ещё и буду когда-нибудь, то исключительно в целях трансфера я, конечно же, не мог. Поэтому, плотненько поизучав Бильбао, я нарисовал себе маршрут на пару часов длиной около 5 километров, который начинался от моста Св. Антония и одноимённой церкви, проходил через местный старый город (так называемое casco viejo) и далее вдоль реки Rio de Bilbao (интересно, что на самом деле река на всём своём протяжении называется Нервион и только в городе меняет своё имя) - до музея Гуггенхайма.
Нет, друзья, ничего плохого про Бильбао я сказать не могу и не хочу. Я не сомневаюсь, что он очень удобен и комфортен для проживания людям 21-го века . Красивые улочки для прогулок, яркие строения, великолепные парки для отдыха, живописная набережная, прекрасная (не сомневаюсь в этом !) транспортная система - я сам с удовольствием провёл бы здесь пару выходных, если б до Бильбао от Москвы можно было доехать на машине или поезде часа за полтора. Ну ладно - даже за два . Но когда в Испании есть такие города (из неизведанных пока мной), как Уэска, Хака, Теруэль, Альбаррасин, Лерида, Сория, Сигуэнца, Тарасона, Тудела и много-много прочих подобных, тратить драгоценное "испанское" время на пребывание в городах типа Бильбао мне, признаться, просто жалко .
Бильбао, во многом напоминающий Вальядолид, Сантандер, отдельные кварталы Мадрида, должен понравиться любителям "имперских" городов с преобладанием архитектуры 19 века типа модерн, неоклассицизм и прочего ампира - простите уж, если что, за неточности, я слабо разбираюсь в стилях, которые не люблю . Но любителям истории средних веков здесь делать совершенно нечего. Местный "старый город" - старина очень условная, напоминающая жалкие попытки найти "старую Москву" в остатках некоей "Москвы купеческой" .
Неприятно удивили часы работы здешних церквей и даже собора . Они настолько ограничены (особенно это контрастирует с чуть ли не круглосуточно открытыми дверями храмов Германии, Франции, Италии и многих прочих стран Европы), что создаётся впечатление, что их основная задача - не помочь людям пообщаться со Всевышним (о том, что для этого церкви не нужны в принципе, сейчас разговор не идёт), а сведена к чисто утилитарной цели: поставить "галочку", провести одну-две мессы в день и с чувством исполненного долга опять повесить замок на их двери, ворота и ограды . И не надо упоминать про необходимость сиесты - в климате северной Испании об этом смешно даже слышать.
Впрочем, я уже не раз говорил и писал, что "маятник" испанской религиозности, как и полагается любому маятнику, давно уже качнулся в противоположную сторону: от духовного лидерства в католической Европе до почти полной профанации, апофеоз которой - празднование Семаны Санты...
Но вернёмся на улицы Бильбао. Любопытно, что здесь существует некое подобие (от слова "аналог" я воздержусь) знаменитого лиссабонского трамвая N 28. Местная трамвайная линия А (она же пока и единственная) начинается в районе метро San Mamés, рядом с которой, напомню, расположен автовокзал Термибус, следует вдоль набережной мимо музея Гуггенхайма и большинства городских мостов, пересекает реку на востоке города и ведёт по так называемой Рибейре вдоль исторической части Бильбао к мосту Св. Антония (и немного дальше). Стоимость проезда на Tranvía de Bilbao составляет 1.45 евро, билеты покупаются в автоматах, которые есть на каждой остановке, и - внимание ! - тут же валидируются (все прочие детали проезда можно посмотреть на http://www.euskotren.es/es/tranviabilbao ).
Как я уже написал, именно от моста Св. Антония, доехав сюда на трамвайчике, я и начал свою прогулку по Бильбао.
Церковь (или как её ещё называют - аббатство) Св. Антония имеет столь большое значение в истории Бильбао, что её изображение вместе с находящимся рядом одноимённым мостом занимает центральное место на гербе города:
Попутно замечу, что два волка "перекочевали" сюда с герба знатных дворян рода Аро, бывших сеньорами Басконии, при которых и был основан Бильбао:
Церковь Св.Антония построена в 15 веке на том месте, где столетием раньше кастильский король Альфонсо XI, последний из череды знаменитых средневековых Альфонсо (следующий, 12-й появился уже совершенно в другие времена, в конце 19 века) возвёл крепость-алькасар и оборонительную стену - её фундамент был найден в 2002 году во время раскопок в церкви.
Не могу не напомнить, что Альфонсо XI (здесь я немного нарушу обещание, данное самому себе не примешивать к этому рассказу ни политику, ни историю) - тот самый король, наследие которого долго не могли поделить его сыновья: законорожденный Педро Жестокий (он же Справедливый) и бастард Энрике - сын короля от его любовницы Леоноры де Гусман, в конечном счёте одержавший победу и лично убивший своего брата и тем самым положивший начало знаменитой династии Трастамара, к которой принадлежит ещё более знаменитая Изабелла I, она же Изабелла Кастильская - "католическая королева".
Мост Св.Антония (конечно, не тот, который мы видим сейчас, поскольку его приходилось неоднократно восстанавливать и перестраивать, последний раз - после Гражданской войны в Испании) является самым старым в Бильбао. Первый мост на этом месте построили ещё в начале 14 века. Долгое время он был единственным мостом в городе - сначала деревянным, а потом каменным - и именно по нему обязаны были проезжать торговцы, следующие из Басконии в Кастилию - это было одной из привиллегий, дарованных Бильбао сеньорами Аро.
Ещё в 14 веке на старой Plaza Mayor (она же Старая площадь) рядом с церковью Св.Антония был образован городской рынок. Он просуществовал очень долго, в конце 19 века стал крытым и только в 1928 году было принято решение о строительстве нового рынка, известного теперь как Рынок на Рибейре (Mercado de la Ribera). На его открытии присутствовали видные лица тогдашнего правительства Испании во главе с генералом Примо де Риверой (вот на его личности я точно останавливаться не буду). Сегодня он является крупнейшим по площади крытым рынком в Европе, самым крупным в мире по числу торговых точек и входит в Книгу рекордов Гиннеса как самый многопрофильный муниципальный рынок (el Mercado Municipal de Abastos más completo). На следующей фотографии он виден слева: