По просьбам трудящихся небольшой рассказ о Константиновском дворце.
Историческая информация с официального сайта парка.
Начало работ по созданию дворцово-паркового ансамбля в Стрельне относится к 1715 году. Император Петр I задумал создать здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль.
В создании проекта дворцового комплекса участвуют многие архитекторы – проект Растрелли был отклонен, а Ж.-Б. Леблон заложил основы проекта всего ансамбля (дворца с парком), но умер, только начав работу. Окончательным вариантом был признан проект итальянца Николо Микетти, однако начало строительства Петергофа и последовавшая смерть Петра I привели к тому, что к 1730-му году дворец был «заморожен».
Еще 40 лет здание простояло пустым и использовалось только в хозяйственных целях: в огромных сухих подвалах-гротах хранились изысканные токайские вина, толк в которых знал еще Петр I.
В конце XVIII века Стрелина мыза становится частным великокняжеским владением. В 1797 году император Павел I дарит ее своему второму сыну - великому князю Константину Павловичу. Так начинается «эпоха Константиновичей», которая длилась более века. Дворец обретает новую жизнь, настоящих хозяев и свое название.
Новому владельцу - цесаревичу Константину Павловичу, дворец достался в плачевном состоянии и он приступил к воссозданию Константиновского дворца, поручив работу архитектору А.Н. Воронихину. К 1805 году Воронихина отстранили. На смену ему пришел архитектор Луиджи Руска, который завершил труд многих зодчих, работавших в Константиновском дворце на протяжении всего XVIII века. Л. Руска создает интерьеры Центрального (ныне Мраморного) и Военного (Голубого), парадных гостиных в западной части дворца. По его проекту крыша дворца увенчивается башенкой бельведера, что явилось важным архитектурным акцентом, и Дворец, наконец, приобрел законченный силуэт.
Поскольку прямых наследников у в.к. Константина Павловича не было, после его смерти император Николай I подарил усадьбу своему сыну в.к. Константину Николаевичу. В 1848 году, когда великий князь уже был женат, его супруга в.к. Александра Иосифовна взялась за наведение порядка и уюта во дворце. Помогли ей в этом знаменитые архитекторы Х. Мейер, А. Штакеншнейдер, Боссе. Были сделаны оригинальные выходы в виде чугунных «фонарей» из бельэтажа на Большую террасу, создана обходная галерея в западном крыле дворца. Таким образом, можно было непосредственно из комнаты на галерею, обойти часть дома и посетить другое помещение: через окно, пространство между колоннами в тройной аркаде было застеклено, и там был разбит зимний сад.
В 1892 году владелец усадьбы в.к. Константин Николаевич умирает и вплоть до 1918 года дворцом владеет его третий сын в.к. Дмитрий Константинович вместе с матерью в.к. Александрой Иосифовной.
Разрушительную и беспощадную революцию Константиновский дворец встретил великолепием золоченых статуй и хрустальными звуками фонтанов. После расстрела большевиками последнего владельца - великого князя Дмитрия Константиновича, - начался процесс гибели дворца. Личные вещи августейших особ, книги, документы, богатейшая коллекция картин и керамики рассеивают по разным музеям, многие предметы утрачиваются безвозвратно.
После революции в бывшей великокняжеской резиденции размещают школу-колонию, затем санаторий для нервных больных, а перед самой войной курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ.
Во время Великой Отечественной войны в Константиновском дворце немцы оборудуют наблюдательный пункт. В результате массированных обстрелов и пожара от здания остался только каменный остов.
В 50-е годы советские архитекторы приспосабливают дворец под учебно-административный корпус Ленинградского Арктического училища (ЛАУ). Комплексное восстановление дворца требовало колоссальных затрат, поэтому историческую отделку Мраморного и Голубого залов восстанавливают лишь частично.
В 1990 году ЮНЕСКО включает этот уникальный архитектурный шедевр в список памятников всемирного исторического и культурного наследия, которым грозит полное разрушение. Но, несмотря на это, еще целое десятилетие велись тщетные поиски инвесторов, способных возродить Константиновский дворец. Еще несколько лет, и дворец превратился бы в кучу строительного мусора. К концу XX века резиденция, задуманная Петром Великим как дипломатическое «окно в Европу» и пережившая не одно поколение его знаменитых потомков, увенчанная гербом РСФСР, сменив множество безразличных владельцев, практически канула в небытие, находясь на последней стадии разрушения. Предотвратить гибель Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца могло только чудо.
Начало XXI века стало поистине судьбоносным для Константиновского дворца. В апреле 2000 года десятки уважаемых и всемирно известных петербуржцев - Кирилл Лавров, Валерий Гергиев, Алиса Фрейндлих, Михаил Пиотровский, Вадим Знаменов, Юрий Темирканов и другие - обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором просили срочно передать гибнущий памятник мирового значения достойному хозяину.
В 2001 году Указом Президента России В.В. Путина бывшая царская резиденция обретает новое высокое предназначение, получив статус Государственного комплекса "Дворец Конгрессов", сочетающего в себе функции государственной резиденции, музея и делового центра.
Беспрецедентные по срокам и размаху восстановительные работы начались уже в ноябре 2001 года. Двухкилометровая набережная вдоль Финского залива была поднята на 2 метра и укреплена насыпью из могучих валунов. Вновь рождены Большой, Карпиев, Форелиев, Цветочный и Мельничный пруды, восстановлена их шлюзовая система, построены новые плотины; каналы нижнего регулярного парка были одеты в гранит. Глубина Центрального канала увеличена до 3,5 м и теперь к Константиновскому дворцу можно подойти по воде. Сооружено два десятка мостов, в том числе три разводных, соединяющих Нижний парк с Петровским островом, где расположен Павильон Переговоров. Это изящное здание с куполом выросло на месте некогда задуманного Ж.-Б. Леблоном Храма Воды. Появились четыре фонтана, ранее существовавших только на чертежах Николо Микетти. В соответствии с проектами Л. Руска (1805 г.) и А. И. Штакеншнейдера (1850 г.) воссоздано архитектурное убранство парадных залов - Мраморного и Голубого.
Перед южным фасадом дворца создан парадный въезд в резиденцию, а плац, где некогда великие князья проводили военные парады и смотры, - выложен гранитными плитами и оснащен системой снеготаяния. Здесь же 28 мая 2003 г . в торжественной обстановке был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга и Константиновского дворца императору Петру I. Эта бронзовая скульптура является копией конного монумента, отлитого в 1910 году по проекту архитектора Карла Ремерта скульптором Густавом Шмидтом Касселем и установленного в Риге по случаю 200-летия вхождения Лифляндии в Россию.
То, что за 18 месяцев удалось сделать архитекторам, гидротехникам, строителям и реставраторам без преувеличения можно назвать подвигом. Торжественное открытие Константиновского дворца и парка состоялось в день 300-летия Санкт-Петербурга.
Отредактировано Julia (2014-09-17 16:44:12)