Ездим на море. 2 раза в год. Канадское море – холодное, поэтому ездим в тёплые страны. Для жителей Северной Америки по качеству и расстоянию годятся острова Карибского моря. Островов этих много, и все они разные. Но окружены одним ласковым теплым бирюзовым Карибским морем, или Атлантическим океаном на границах этого моря. Мы уже побывали на Козумеле и Св.Мартине, а сейчас дошла очередь и до жемчужины первой величины – Арубы.
Остров Аруба, входящий в Малые Антильские острова, Подветренные острова и острова ABC (Aruba, Bonaire, Curacao), является составной независимой частью Нидерландов, и лежит на 17 миль севернее Венесуэлы, что в Южной Америке. Эти 17 миль надежно отделяют цивилизацию от Гуго Шавеза, от нищеты и преступности. Остров небольшой – километров 30 в длину и 8 в ширину.
На этот раз мы опробовали концепцию отдыха «всё исключено», т.е. купили билеты на самолет, сняли отель с кухней, взяли машину напрокат, и делали все, что нам хотелось. На таком, как Аруба, острове, это оказалось весьма экономически оправданным – курорты «всё включено» начинаются от 7 тыс. долларов на неделю на двоих. Но – по порядку.
Лететь пришлось на Air Canada, которую почему-то считают чуть ли не лучшей авиакомпанией в Северной Америке, прежде всего потому, что там не продают билетов больше, чем мест в самолете, и разрешают провозить бесплатно аж целое одно место багажа. Да, не смейтесь, сейчас на всех американских рейсах багаж платный, еда платная, да еще можно и с билетом в руках не улететь. Оттава – сравнительно небольшой аэропорт, хотя и «лучший в Северной Америке».
Канадцы – неторопливые существа, и мы просидели в самолете лишний час ожидая, пока его обольют антиобледенительной жижей. Но мы (вернее, наш трэвел агент) хитрые, взяли билетик на час раньше, чем нам нужно, и в Торонто прилетели как раз удачно для последующей пересадки. В аэропорту Пирсон достали свои бутерброды, купили чаю, и закусили под бормотание пассажиров и вполне себе бесплатный интернет.
Потом уселись в самолет, и посреди 5-часового перелёта еще раз закусили, смотря одновременно киношку на походном нетбуке и на экране полётного развлекалова. Через 5 часов, по расписанию, показался берег Арубы, который мы попытались запечатлеть на фото через мутные стёкла.
Долговато ждали багажа, минут 30. Островитяне шевелятся еще медленнее канадцев. Вышли из аэропорта в последних лучах закатного солнца и оказались не встреченными прокатной конторой ACE. Которая божилась и клялась, что работает в воскресенье до 7 часов и встретит непременно, если все по расписанию, а время было еще 6.30, когда их там не оказалось. Услужливый местный абориген из другой прокатной конторы позвонил в АСЕ со своего мобильника и сообщил, что на том конце «не берут трубку». Ясно, свалили по домам. Абориген поинтересовался, какую цену они нам заломили, я показал письмо с цифрой 266 долларов в неделю, и он сокрушенно сказал, что так дешево нам машину не найдет. И посоветовал взять такси, и добивать их наутро, чтобы пригнали машинку в отель, а потом вычли стоимость такси. Мы так и поступили, и в 7 часов вечера были уже «дома».
Нас встретил владелец отельчика Стефан, и показал, что и как. Вручил ключи, объяснил как пользоваться охранной сигнализацией, рассказал, как пройти к морю без машины, потому что машины у нас не было, а купаться уже хотелось. Отельчик был этакой «асьендой» квартирок на 15, студий и 1-спальных квартир, в каждой были полностью оборудованная кухня, интернет, телевизор, кондиционер, ванная, кровать, кресло, маленький и большой диван. Еще были пляжные раскладные стулья, которые можно было кинуть в машину, и запорная «клюка» на руль, чтобы эту машину не свистнули. На входе в «нумер» стоял стол и плетеные кресла, если захочется посидеть на вольном воздухе. Стефан объяснил, что все пляжи на Арубе общественные и бесплатные, а за лежаки и зонтики надо платить, если они расположены на территории курорта. При этом отель выдал нам карточку на бесплатное пользование лежаками на одном из пляжей. Впрочем, мы нашли и бесплатные «палапосы» на берегу, и этой карточкой так и не воспользовались.
Отель располагался в 15 минутах ходьбы от моря и от района фешенебельных отелей и ресторанов. Чем мы и воспользовались – дошли до моря и жадно в него окунулись в темноте. После этого по пути в отель забрели в маленький магазинчик и купили хлеба-воды, достали привезенную с собой бутылку и отпраздновали приезд с поеданием остатков бутербродов.
Вид от нашего отеля в сторону моря - оно начинается сразу за высотными отелями
Наутро дозвонились в прокатную контору… они всяко виляли хвостом – «мы не могли до вас дозвониться» - куда, они, интересно, звонили? В Канаду на дом? Мда… и Тойоты «Ярис» мы вам дать не можем, потому что вы живете в таком отеле, что… Не больно-то нам хотелось этот «хуярис», мы его утробно ненавидим, просто это была самая маленькая у них машинка с автоматической коробкой. Мы с легкостью согласились на КИА «Пиканто». Нас забрали из отеля в 10.30 на следующее утро… пока довезли до прокатной конторы и все оформили, еще и пытались оправдываться, что «самолет ваш задержался» - нет, не вышло у них, пришлось скостить цену и отдать «животное» за 199 долларов. Забегая вперед скажу, что машинка попалась потрепанная, но не развалилась за неделю, и отъездила без приключений. Но все равно мы обиделись на контору АСЕ и написали им плохой отзыв – все-таки они у нас своровали полдня свободного передвижения на Арубе. Мы сели и поехали обратно в город, по пути заправились и купили продуктов.
На Арубе (и вообще на Карибах, кроме Кубы) охотно принимают американские доллары, но мелочь могут сдать местными тугриками – в данном случае – арубскими флоринами.
Одной из причин, по которой мы остановились на отеле с кухней, была необходимость ограничивать соль в моем рационе, поэтому готовая ресторанная еда на ежедневной основе отпадала. Разок сходить – можно, а чтобы постоянно – лучше не надо, особенно вдали от дома. Поэтому мы прихватили с собой немного еды: 2-кг «булдыгу» говядины в вакууме, бутылку масла виноградных косточек, 2 бутылки крепкого алкоголя, самодельные блинчики с мясом, тоже в вакууме, 3 английских длинных огурца и еще по мелочи. Оставалось купить кочанного салату, моркови, луку желтого и луку сладкого, помидоров, фруктов, хлеба, молока, сметаны, яиц, макаронных изделий, рыбы, сока и газировки. Всё это мы закупили в супермаркете Super Food, тихо шалея от голландских сыров и паштетов и прочего изобилия по вполне приличным ценам. Продукты были из Европы (сыры, колбасы), Штатов (молоко, сметана, мясо), Канады (овощи и ягоды) и местные (всякая папайя-маракуйя, рыба). Были такие редкости, как консервированные осьминоги и мидии, которых я не пробовал со времён СССР, и которых в Канаде не найдёшь, но не было достаточно распространенных вещей типа овощных консервов из баклажанов и перцев. Томатный сок тоже попадался лишь в баночках размером с пепси-колу и стоил выше доллара за штучку. С трудом нашли американское растворимое картофельное пюре без соли – только в занюханном китайском магазине. Но! Какой вкусный получался группер (рыба), панированный этим самым растворимым пюре!
Приведя в порядок съестные припасы, мы отправились изучать остров. Начали исследовать берега на север от нашего жилища. Доехали до северной точки острова – маяка Калифорния. Маяк, построенный в 1914-1916 годах, получил такое название из-за ближайших скал, на которые напоролся корабль «Калифорния», следующий из Ливерпуля в Маракайбо. Ровно в полночь он налетел на берег Арубы, народ как раз сидел на палубе и веселился. Команда побросала груз за борт и народ спасся. Местное население узнало о крушении только на следующий день. Как местные жители, так и бывшие пассажиры Калифорнии растащили плавающий в воде товар и с прибылью продали его на базаре, да так и остались жить на Арубе.
С маяка прекрасный вид на остров и на бурный прибой дикого атлантического берега. Следует сказать, что на острове постоянно дует ветер с востока на запад. Поэтому наветренная сторона (Атлантическая) пустынная и каменистая, а подветренная сторона (Карибская) – тропическая и населённая. Пляжи тоже находятся вдоль Карибской стороны.
Мы попытались подъехать ближе к бурному берегу под маяком, но сразу сделать это не смогли. Потыкались в разные проезды, но всякий раз упирались в колючий кустарник, камни или песчаные дюны, в которых боялись завязнуть. В конце концов нашли плохонькую дорогу, проложенную по самому берегу, въехали на нее, остановились возле скрюченного дерева и долго не могли оторвать глаз от волн, разбивающихся о берег. Сильный накат, примерно 4-метровые волны, смотреть на них жутковато. Хотя кто-то штормует по гребням на доске с парусом.
Береговой риф подтачивается волнами, он такой ноздреватый, с острыми краями. Удар волны приходится под основание рифа и берег как бы нависает над морем. Иногда попадаются сквозные отверстия, и через них со стонами и вздохами, с шипением и бульканьем выходит воздух, который проталкивает волна. На диком восточном берегу острова это явление приводит к образованию «естественных мостов» и «натуральных бассейнов» - когда морская волна промывает себе место на суше из-под нависающего берега. Пару таких мест мы посетили двумя днями позднее.
На западной стороне острова пляжи чередуются с каменистыми участками, но песчаных пляжей много. На каменистых участках хорошо плавать с маской и трубкой, зайти по песку, а потом отплыть немного в сторону к камням. Много красивой рыбы, мальков и крупняка. Предприимчивает конторы вывозят любителей сноркелинга на катамаранах, с которых они ныряют в море и плавают. Но мы с успехом делали это с берега, не тратя зеленые бумажки с портретом президента Гамильтона.
Кроме таких катамаранов вдоль берега курсирует подводная лодка – сидящая глубоко в воде с иллюминаторами в подводной части. Она отправляется из центра города из морского порта, где останавливаются круизные лайнеры и медленно движется вдоль побережья, зависая на интересных местах. Черный проворный баркас подвозит пассажиров из курортов и высаживает их на лодку – прямо с борта на борт. Над всем этим нырятельным делом кружат пеликаны. Иногда они садятся на катамаран и их там чем-то прикармливают.
У берегов Арубы много разбившихся кораблей, в том числе полузатопленных. В районе Палм Бич севернее столицы – скопление высотных отелей. Ночью там оживают палатки с сувенирами, украшениями, одеждой. Куча ресторанов. Мы зашли всего в один, уже уезжая, остались довольны.
Ближе к столице идут отели «малоэтажные», потом начинаются постройки морского порта, а потом пассажирский причал – там швартуются лайнеры. Туристы выбегают из них большими толпами и углубляются в город. Торговые улицы, приближенные к порту, насыщены дорогими магазинами – ювелирными, часовыми, обувными…
По городу проложены таинственные ЖД пути, по которым никто вроде бы не ездит, кроме автомобилей. Создается впечатление, будто какой-то грузовой трамвай развозит товары по лавкам ночью из порта. Мы не видели, и не спросили, кто там ездит.
Ораньстед (столица Арубы) – чистый город с парламентом, старым фортом и статуями исторических личностей. Анна Франк – жертва холокоста, написавшая известный дневник, тоже изваяна в камне на Арубе. Встречаются панно «Я люблю Арубу». Действительно, отчего бы не любить. Остров чистый, повсюду стоят урны, все территории подметаются и вылизываются, никто не пристаёт и не уговаривает купить товар, никто за руки не тянет, сервис просто на американском уровне. Один единственный торговый представитель подошел к нам у маяка и спросил без обиняков, согласны ли мы ознакомиться в условиями таймшера клуба Мариотт, если он сделает нам хороший ценный подарок. Мы вежливо отказались. Не потому, что нам кажется невыгодным иметь таймшер на Арубе, а потому, что это противоречит нашему духу свободного перемещения в пространстве. Я знаю, что есть люди, которым нравится лежать на песке на пляже и вкушать яства из шоколадного фонтана, и не осуждаю их. Но мы ездим в отпуск для смены обстановки, и не выдержали бы длительного лежания на одном и том же месте из года в год. Более того, мы твердо знаем, что вряд ли хотели бы повторить предыдущее путешествие в точности, ничего не меняя.
На следующий день мы отправились далеко на самый юг острова и достигли монументального якоря, вокруг которого бродили дикие ослики. Затем мы подъехали к «Бейби Бич», где можно было плавать с маской (там все кишело пловцами) и откуда открывались виды на нефтеперегонный завод Valero. Нефть на Арубу привозят из Венесуэлы. На лежащий рядом остров Кюрасао тоже привозят, там тоже есть нефтеперегонный комбинат. И на небольшой остров Бонэйр привозят, но там нет нефтеперегонки, там нефть из танкеров река-море перегружают в морские танкеры. Эти танкеры и сухогрузы стоят в очереди на бункеровку и часто видны на горизонте между Арубой и Венесуэлой. Как-то мы насчитали 12 бортов, еле видных на закате солнца.
Камень-лягушка
Туристы с лайнеров арендуют машины, джипы, трициклы и 4-колесники, и на этих драндулетах разъезжают по всему острову группами. Еще им устраивают экскурсии на крытых грузовиках по диким труднодоступным местам. Высаживают на одном из пляжей и народ купается, если хочет. Я не очень представляю удовольствие от поездок в мокром соленом виде на грузовике по каменюгам… даже если тебе дают бутылку воды и пачку картофельных чипсов раз в 4 часа. Кстати, в отличие от мексиканского острова Козумель, на Арубе нет на пляжах душа с пресной водой. На Козумеле вода артезианская, а на Арубе только опреснённая. С другой стороны, именно поэтому на Арубе можно пить водопроводную воду, а на Козумеле ею даже зубы не чистят. Мы ездили на пляж по 2 раза в день – утром и вечером, после пляжа быстро заезжали в отель, смывали соль под душем и переодевались.
На южной оконечности Арубы было кладбище животных. Были своеобразные зачатки пещер. И еще там с пушечными выстрелами разбивались волны о рифы. Поскольку движение волны совпадало с направлением ветра, солёные брызги летели на сотни метров над берегом и заливали нам объективы, и мы не могли подойти близко и снять как следует это буйство стихии.
Потом мы продолжили свой путь вдоль дикого берега и посетили Национальный Парк Арикок. Увидели и даже сняли (против солнца) местного хищника – каракару, еще больше осликов и диких коз, а также прободение берега в виде моста и бассейна в одном лице. Дорога, если ее можно так назвать, ужасная, только на подъемах выложена камнями, чтобы не размыло дождем. И есть одна центральная асфальтированная дорога, но через каждые 50-100 м ее пересекают складки местности, по которым во время дождя тоже бегут стремительные потоки – эти места старательны вымощены булыжником.
Холмистая местность парка Арикок заросла кактусами и прочими колючками, своеобразные рельеф, надо сказать.
В более цивильных местах острова растет знаменитое дерево диви-диви с плоскими низкими кронами – под такими деревьями хорошо укрываться от солнца на пляже.
Еще мы посетили часовню Алто Виста на диком берегу, проехали немного по дороге, ведущей к развалинам золотого прииска и плавильни, но до конца не доехали – пожалели машину (или себя, на случай, если машина развалится?)
Там, кроме диких видов прибоя, нам попалась парочка местных птиц – трупиалов. Эти твари выглядят элегантно, но они – захватчики чужих гнезд, в которых и выводят собственных птенцов.
Считали дни до отъезда, не хотелось уезжать от этого моря, от приветливого народа, от принятого на веру и подкрепленного действительностью лозунга Арубы – One Happy Island.
В день отъезда немного посмотрели на самолеты
И погрузились в свою Air Canada. Последний закат встретили в самолете на высоте 10 км…
Справка: поездка «дикарями» обошлась нам в 1400 (билеты) + 820 (отель) + 200 (машина) + 200 (еда) + 50 (бензин) = 2670 долларов. Это весьма экономно для Арубы – дорогого и престижного места отдыха.
Отредактировано bor11 (2013-01-21 06:24:41)