На очередную прогулку приглашаю в VI округ - ну во-первых, потому, что мы на этот раз жили в нем, во-вторых мне нужно было по магазинам, а под боком был "Бон-Марше", ну а в-третьих - здесь тоже есть на что посмотреть.
Для начала - отель "Лютеция, построенный в 1910 году владельцами все того же "Бон Марше".
Внешний вид громадного отеля впечатляет - этакий белоснежный (правда от парижского смога и не такой уж белоснежный) "Титаник", плывущий по Левому берегу Сены. Что только отель не видел в своих стенах за более чем столетнюю историю - и первую брачную ночь генерала де Голля, и таких гостей как Жан-Поль Сартр, и конечно, Сент-Экзюпери, и Матисса, и еще легион французских интеллектуалов, благодаря которым XX век вошел в историю, в салонах отеля назначала свои встречи Франсуаза Саган, теперь дает интервью Фредерик Бегбедер.
Но прошлое отеля далеко не всегда было таким интеллектуально-блистательным. Сразу же после своего открытия отель превратился в госпиталь во время Первой Мировой, в межвоенный период отель стал местом силы для русской эмиграции - именно здесь проводились различные мероприятия для сбора средств нуждающимся. А во время оккупации Парижа "Лютецию" облюбовал Абвер, разместивший здесь свою штаб-квартиру, отчего у парижан до сих пор неоднозначное отношение к отелю: лучше им не говорить где вы остановились, для французов это черное место и проживание в нем считается плохим вкусом. Зато именно в "Лютецию" по окончании войны свозили депортированных и выживших в концлагерях и потоки людей шли сюда с фотографиями родных и близких, в надежде если не найти их, то хотя бы узнать об их судьбе.
И да, фигуры на фасаде - работы скульптора Поля Бельмондо, отца всемирно известного актера.
По соседству, на rue de Sevres, 24 - единственный на Левом берегу крупный универмаг "Lе Bon Marche". Я этот магазин люблю трепетно и нежно, наверное потому, что там никогда, даже в распродажи, не бывает таких толп как в "Printemps" и "Galeries Lafayette", а ассортимент ничем не хуже.
Основанный в 1872 году Аристидом Бусико универмаг сразу же стал центром торговли и культурной жизни всего Парижа. Объединение под одной крышей множества отделов с самыми разнообразными товарами, так не характерное для того времени, было действительно новаторским решением. Именно здесь были введены фиксированные цены, отменившие традиционные торги при совершении покупки. Расчет " революционера от торговли" был оправдан: консьержкам было лестно приобретать вещи по той же цене, которую платит герцогиня. Прибыль с каждой вещи была меньше, но продажи увеличились. Еще одна уловка, не имевшая прежде аналогов, — возврат товара. Универмаг гарантировал замену бракованных товаров, а выходившие из моды вещи возвращались в обмен на новые, которые можно было купить со скидкой. Кроме того, «Бон Марше» в конце сезона проводил распродажи. Сейчас это кажется естественным, но до Аристида Бусико никто так не делал. А самым примечательным было то, что в магазине всегда присуствовали информационные поводы для его упоминания в прессе - то Бусико организует в своем магазине выставку художников-импрессионистов, отвергнутых салоном Академии, то во дворе проходит концерт с участием звезд, в любом случае собирается толпа, а чем это не бесплатный пиар?
В 1988 году к универмагу было присоединено соседнее здание, ав котором разместился гастроном La Grande Epicerie de Paris, в котором можно купить что угодно, а кондитерский отдел там просто потрясающий.
Отдав дань шопингу и прикупив вкуснейшего сэндвича, можно поваляться на травке в скверике по соседству в компании с клерками ближайших офисов, выползших употребить на солнышке свой ланч.