Когда я только собиралась в Неаполь и спрашивала советов у неполитанцев, куда надо сходить и что ни в коем случае нельзя пропустить, одним из первых пунктов все без исключения назвали Капеллу Сан Северо.
Интересно, что церковь Святого покровителя Калабрии Сан Джованни ди Паола на площади Плебишито особых чувств не вызывает, и даже путеводители отмечают, что её стены- храма!- нередко исписывают граффити. А вот о капелле Сан Северино мне даже люд, далекие от Кампаньи, говорили с восторгом.
Возможно, многие там уже побывали, а если нет- хочу немного о ней рассказать.
История возникновения капеллы известна- она была построена в честь богородицы Пьета, но из-за небольшого размера её называют Пьетелла, маленькая Пьета.
Построили её примерно в 1590 году после произошедших чудес.
Как то мимо здания, стоявшего на этом месте, проводили закованного в кандалы человека, обвиненного в убийстве, которое тот не совершал. Узник увидел, что на части стены штукатурка осыпалась, и проявился образ Пресвятой Девы. Он поклялся образу, что если все разрешится по справедливости и его оправдают, то он преподнесет церкви серебряный медальон.
Так и случилось, и оправданный узник исполнил свою клятву.
После этого образ видели ещё не раз, а вскоре молящийся перед местом появления образа первый герцог Сан Северо, Джованни Франческо Паоло де Сангро неожиданно исцелился от мучавшей его серьезной болезни.
Естественно, что благодарный герцог построил капеллу в благодарность Мадонне.
Нынешний вид капелла приобрела в 18 веке, когда герцог Раймондо де Сангро, широко образованный человек, пригласил ученых, скульпторов, художников для создания единого художественного комплекса. Он сам разрабатывал, как сказали бы сейчас, его концепцию, определяя, где и какие должны стоять скульптуры, и даже, имея основательные познания в химии, создавал специальный состав красок.
Так родилась та Капелла, которую мы сегодня видим, ставшая музеем.
Но и это ещё не все, Капелла хранит свои особые секреты, далекие от непосвященных. Существует мнение, что это не просто капелла в честь Пресвятой Девы, но и масонский храм.
Дело в том, что вовремя работы над реконструкцией капеллы, герцог Сан Северо вступил в «братство свободных каменщиков»- иначе говоря, стал масоном. Более того, пройдя все иерархические ступени масонства он стал Великим Магистром всех лож Неаполя, вплоть до 1751 года, когда масонство, в связи с буллой Папы, отлучающей масонов от церкви, было упразднено неаполитанским королем.
Изучая расположение статуй и предметов декора в капелле, историки находят зашифрованные масонские символы в частности, образуется масонский треугольник, символ Великого Архитектора Вселенной, символы солнца- мужского начала и луны- начала женского, если я начну излагать все, что накопали ученые, то сама себя запутаю.
Поэтому просто покажу вот такую схему, свидетельствующую о построении Капеллы по масонским законам.
Но для посетителей Капеллы- это в первую очередь хранилище произведений искусства, главным из которых является Cristo Velato- Христос в Плащанице, или Христос под покрывалом- переводят по-разному.
Первоначально работу должен был выполнить Антонио Коррадини, который лишь успел изготовить глиняную модель, хранящуюся сейчас в монастыре Сан Мартино. Осуществил работу молодой и в то время неизвестный скульптор Джузеппе Сан Мартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.
Целомудрие Антонио Коррадини
Воспитание
Самообладание
Божественная любовь (посвящена матери герцога юношу держит в руках пылающее сердце)
Каждая из скульптур прекрасна.
Но каждая из них заключает в себе определенный аллегорический смысл- например, Избавление от Чар означает просвещение и избавление Свыше. Кроме Квироло никто не согласился взяться за эту работу- остальные скульпторы считали, что выполнить тончающую сеть из пемзы невозможно, она просто рассыплется, Квироло это сделал.
Можете себе представить, что сеть выполнена из пемзы? Фантастика!
Приличие посвящено женам герцога, Изабелле Толфа и Лаудомии Милано, и львиная шкура здесь символизирует торжество царственного человеческого духа (лев) над низменными страстями и похотью.
И так заключает в себе особый смысл каждая из скульптур. Всего их 28.
Герцог был неординарным человеком.. первоначально скульптура Cristo Velato должна была находиться в крипте, предназначенной для усыпальницы членов семьи Сан Северо, и подсвечиваться особым составом, «вечным светом», изобретенным герцогом. Этот замысел реализовать не удалось, но на месте крипты находится другое «чудо»- препарированные герцогом мумифицированные тела мужчины и женщины, чьи сосуды кровеносной системы в течение двух столетий остаются неповрежденными.. способа провести такую мумификацию во времена герцога не было. По легенде, это тела двух умерших слуг, которых пред смертью напоили таинственной жидкостью, после чего и сосуды окаменели.. Как это было сделано- неизвестно до настоящего времени.
Какие ещё секреты хранит капелла- мы не знаем, также как и остались возможно, нерасшифрованными, какие-то символы и аллегории, любопытной личностью был седьмой герцог Сан Северо! Не зря называли его principe maledetto- проклятый, или дьявольский князь…
Но в любом случае он оставил нам потрясающий музей, который обязательно надо увидеть, если будете в Неаполе. Не ждите храма на площади- это часть палаццо на обычной неаполитанской улочке
Музей открыт ежедневно кроме вторника с 10.00 до 17.40, по праздничным дням-до 13 часов.
Билет стоит 7 евро.
Капелла Сан Северо находится в самом центре Неаполя, на улице Франческо де Санктис, 19/21.
Отредактировано melodie_del_mar (2012-11-20 17:33:40)