Королевский замок
НОЙШВАНШТЕЙ
Отрывки из биографии Баварского короля Людовика II
Наряду со многими постройками этой земли особую привлекательность имеют замки Баварского короля Людовика II, которые посещают миллионы туристов. Особенно интересным среди них является находящийся в Альгое горный замок Нойшванштейн. До середины 60-х годов он слыл лишь «пряничным» замком в стиле «китч», однако позднее известные историки изменили свое мнение. Сегодня замок Нойшванштейн служит архитектурным примером исторической эпохи, поскольку в то время по всей Европе воздвигались подобные сооружения. Кто же создал этот замок? В связи с этим интересно упомянуть некоторые данные из жизни короля. Людовик II родился 25 августа 1845 года в замке Нюмфенбург в городе Мюнхене первым ребенком в семье будущего баварского короля Максимилиана II и его супруги Марии, принцессы по линии Гановерско-Брауншвейгской династии прусского королевского дома. При крещении он был назван Отто Фридрих Вильгельм Людовик. Его единственный брат Отто появился на свет тремя годами позднее. Оба принца воспитывались отцом очень строго и были плохо подготовлены к их прямой роли правителей своего народа. Такое воспитание и привело скорее всего Людовика II к усиленному желанию власти и чрезмерному ощущению величия. Свою юность Людовик II провел в основном в купленном и отреставрированном по указанию отца замке Хоэншвангау. Яркое впечатление произвели на принца находящиеся в замке многочисленные картины из мира средневековых сказаний и немецкой истории. Они усилили его любовь ко всему прекрасному и романтическому. Он охотно бродил по лесам и долинам вблизи замка Хоэншвангау. Свою любовь к горам, к простым и верным жителям этой местности он сохранил на всю свою жизнь, а бездуховная болтовня и подобострастное поведение многих придворных отталкивали его. С возрастом он все больше и больше приближался к искусству, поэзии, живописи и к изучению архитектуры. Его страсть к оперной музыке пробудилась во время его первого посещения 2 февраля 1861 г. оперной премьеры Рихарда Штрауса «Лоэнгрин», что и повлияло на его судьбу. Будучи в Мюнхене летом 1863 года молодой король знакомится с Бисмарком. Позднее в своих воспоминаниях Бисмарк писал: «Это был единственный раз, когда я лично увидел короля Людовика. После его коронования я остался с ним в доброжелательных отношениях и поддерживал с ним оживленную переписку. При этом у меня осталось о нем впечатление как о деловом правителе с ясными мыслями и национальной гордостью, который очень заботился о сохранении федеральной конституции и соответствующих привилегий для своей страны.» После смерти короля Максимилиана, 10 марта 1864 года, принц Людовик был возведен на королевский трон Баварии в возрасте 18,5 лет. Ему пришлось взять на себя королевские обязанности, несмотря на незаконченное образование, а также на отсутствие практического опыта, поскольку его отец не допускал его до участия в политической жизни. Несмотря на это, он отнесся к своим обязанностям очень серьезно. Однако вскоре он заметил, что его идеалы королевства 19-го века не соответствуют реалиям, и что он является лишь номинальным правителем страны, а все решения в сущности принимаются двумя палатами баварского парламента. Этот факт, а также конфликты со значительно более старшими по возрасту членами правительственного кабинета вскоре уменьшили его интерес к правительственным делам, и он посвятил себя личным интересам. Людовик пригласил композитора Рихарда Вагнера в Мюнхен и стал оказывать ему самую щедрую поддержку. Вскоре у него созрели первые идеи создания театра и дворцов. Несмотря на свои личные интересы и вопреки разного рода утверждениям свои обязанности монарха он всегда выполнял, даже если и неохотно. Вплоть до смерти он приказывал докладывать ему о решениях парламента и подписывал всё, что подавали ему на подпись в любом месте и в любое время. Король как мог избегал Мюнхен, придворную жизнь и шумную толпу. Свободно и счастливо он чувствовал себя в любимых баварских Альпах. После того как правительство вынудило Рихарда Вагнера покинуть Мюнхен из-за больших затрат короля на поддержку композитора, а также за неумелое вмешательство Вагнера в политические пробемы страны, Людовик утратил всякое желание возвращаться в столицу. И даже серьезно подумывал о переводе своей резиденции из Мюнхена в Нюрнберг. Отношения с противоположным полом у короля никак не складывались. Летом 1864 года он провел четыре недели в Бад Киссингине, где он был окружен обществом и дамами. В этом же году прошел слух о том , что Людовик якобы намерен привезти царскую дочь в Баварию и хочет жениться на ней, эти предположения не подтвердились. Длительная дружба связывала его только с его кузиной Элизабет, Австрийской королевой. В связи с напряженной политической обстановкой летом 1866 года король был поставлен перед серьезным испытанием. Прохладно относившийся к военному делу и презиравший войну, Людовик хотел спасти свою страну от военной угрозы. Когда же он понял, что это ему не удастся, он принял решение оставить престол. Он тут же покинул без ведома своего правительства столицу и уехал в Швейцарию к Рихарду Вагнеру. Вероятно под влиянием Вагнера Людовик вернулся через два дня в Мюнхен и подписал требуемый парламентом приказ о мобилизации армии в связи с угрозой со стороны Пруссии. Гражданская война длилась только три недели. Но Баварии был нанесен огромный ущерб. 22 августа был подписан мирный договор, в соответствии с которым Бавария наряду с прочими обязательствами, должна была выплатить Пруссии 30 миллионов гульденов (54 миллиона золотых марок) в качестве репараций. Несколько недель спустя после этой злополучной войны король принял самостоятельное решение поехать во Франконию, особенно пострадавшую от войны землю. По этому поводу он писал Вагнеру: «Я предпринимаю эту поездку с тем, чтобы народ лучше узнал меня, и наконец познакомился бы со своим королем...» Поездка проходила через северную Баварию, через Байройт, Бамберг, Бад Киссинген, Ашаффенбург и Вюрцбург. Она завершилась в Нюрнберге, где король провел восемь дней. И где бы не появлялась его рослая фигура, он всегда был окружен восторженным населением города, приветствовавшим его как победителя. И ничто больше не напоминало о том, что лишь несколько недель тому назад баварская армия потерпела здесь поражение. 22 января 1867 года состоялась помолвка Людовика II с его кузиной, Баварской принцессой Софией Шарлоттой, сестрой высокопочитаемой им Австрийской королевы Элизабет (Sissy). Свадьба была назначена на 12 октября 1867 года. Наряду с другими приготовлениями для этого случая была сделана золотая карета и выпущена памятная монета, но уже 10 октября молодой король внезапно и без всяких объяснений расторгнул помолвку. С этого момента монарх больше никогда не вспоминал о женитьбе.
К началу 1870 года ухудшилось политическое положение в Европе. Отношения между Пруссией и Францией чрезвычайно осложнились, военный конфликт был неизбежен. В результате заключения мирного договора в 1866 году Бавария была втянута в водоворот событий. После долгих переговоров глав кабинета во главе с Эйзенхартом и по требованию парламента и большинства членов правительства 16 июня 1870 года король подписал приказ о мобилизации. Вновь разразилась война, которую Людовик II так хотел предотвратить. Немецкая армия победоносно продвигалась вперед. Особой смелостью отличалась баварская армия, хотя она была не так хорошо вооружена, как, например, прусские войска. В сентябре 1870 года баварский премьер-министр, граф Брай-Штейнбург, посоветовал Людовику II передать императорскую корону прусскому королю, так как он считал, что объединение немецких государств в единый рейх неизбежно, и что Бавария за счет данного шага получит свои преимущества. Людовик II отрицательно относился к данному мнению, однако был искусно подведен графом Холнштайном дипломатическим путем к отправке 30 ноября 1870 года письма Прусскому королю Вильгельму. В сопроводительном письме от 2 декабря 1870 года Баварский король обратился к Бисмарку со следующими словами: «Безо всякой лести позволю себе сказать, что Вы занимаете в ряду великих людей нашего столетия особое место.» В зеркальном зале Версальского замка 18 января 1871 года прусский король Вильгельм был объявлен немецким кайзером. Практически вся немецкая аристократия присутствовала при этом, только Людовик II не прибыл на церемонию. Многолетняя борьба с политическими интригами и личностными нападками омрачала его жизнь. И чем больше его не понимали, тем глубже он уходил в себя. Он часто ездил под покровом ночи по предальпийской местности и очень редко показывался в обществе. В это время распространяются слухи и легенды об одиноком короле: для простого народа он становится символом сказочного короля. Людовик II сосредотачивает свое внимание на создании своего собственного мира, в котором все прекрасно, и в котором для подлости нет места. Король начинает строить свои замки. С 1869 года закладывается замок Нойшванштейн, Линдерхоф - в 1874 году, строительство замка Херренкимзее начинают в 1878 году, а к подготовке строительства замка Фалькенштейн переходят в 1885 году. Однако финансировать строительство замков за счет годовых доходов короля стало невозможно, а его долги стремительно росли. Так как все попытки со стороны кабинета добиться от короля снижения его расходов не привели ни к какому результату, правительство и члены королевской семьи приняли решение объявить короля невменяемым и передать обязанности монарха в руки регента. В соответствии с баварской конституцией, это был единственный путь для того, чтобы отстранить короля от правительственных обязанностей, в случае, если он не покинет престол добровольно. Врачебная комиссия во главе с доктором фон Гудден составила 8 июня 1886 года довольно спорное заключение, в котором говорилось о том, что король якобы является душевнобольным, вследствие чего он не может управлять государственными делами. После неудачной попытки 10 июня 1886 года (местные жители вместе с верными жандармами предотвратили интернирование короля) баварской правительственной комиссии удалось все же 12 июня 1886 года пройти к королю и доставить его в эту же ночь из Нойшванштейна в замок Берг на Штанбергском озере. На троицу, 13 июня 1886 года, вечером Людовик отправился вместе со своим врачом, доктором Гудденом, на прогулку, с которой они не вернулись в замок. После долгих поисков короля и его врача нашли в озере мертвыми. До сегодняшнего дня не раскрыта причина загадочной смерти обоих мужчин. Существует много теорий, но ни одна из них не доказана. Официальная версия говорит о том, что король якобы убил доктора фон Гуддена, а потом покончил с собой - утверждение, которое так же невероятно, rак и многие другие истории вокруг смерти короля Людовика II..
Строительство замка Нойшванштейн
Главная торговая дорога, ведущая из Аугсбурга через Тироль в Италию (бывшая древнеримская дорога „via claudia") охранялась в средневековье четырьмя крепостями местности Хоэншвангау. На том месте, где сегодня находится перестроенный по заказу короля Максимилиана II замок Хоэншвангау, раньше стояла крепость Шванштейн, а юго-западнее от нее крепость Фрауенштайн (до наших дней не сохранилась). Замок Нойшванштейн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король приказал на этом месте путем взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т.н. ведуты. В 1869 -1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряженном темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, а также были отделаны 1-й, 2,4 и 5 этажи. Весной 1884 года король мог уже жить в своих покоях на 4 этаже, где Людовик II провел четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Руины крепости переднего и заднего Швангау (около1850)
Закладка фундамента 5 сентября 1869 года
Наряду с высокими расходами на строительстве требовалась четкая организация работы. На сегодняшний день трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться, и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 450 тонн (9000 центнеров) цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 1 845 гектолитров извести.
Песчанник для портала и эркера был привезен из Нюртингена земли Вюртемберг (фирма «Карл Шалл»). Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся унтерсбергский мрамор (из под Зальцбурга).
Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъемных блоков. Строительные машины уже тогда проверялись ежегодно на безопасность и надежность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам» (из которой вышел сегодняшний «ТЮФ»)
Довольно прогрессивным явлением было создание социального учреждения, которое по тем временам являлось единственным в своем роде. Третьего апреля 1870 года было учреждено «Объединение ремесленников королевского строительства Хоэншвангау», которое существует и сегодня в городе Швангау в качестве «Частного объединения по поддержке больных людей». Цель этого учреждения, ежемесячные взносы в котором составляли в то время 0,70 марок, и которое существовало так же за счет денежных пожертвований, заключалась в гарантии заболевшим или пострадавшим на стройке рабочим их заработной платы, причем в течение 15 недель.
Королевская стройка 1880 году
Как уже упоминалось, на строительство ушло большое количество стройматериала. Впечатляющей является статистика 1879/80 гг
465 тонн мрамора из Зальцбурга
1 550 тонн нюртингского песчаника
400 000 кирпичей
3 600 кубометров песка
600 тонн цемента
50 тонн каменного угля
40 тонн древесного угля
2 050 кубометров досок на леса
Королевская стройка 1881 году
Состояние строительных работ на июнь 1886 года
Одна только короткая статистика за два года (1878/80) показывает, какое невероятно большое количество материала пошло на строительство замков, и какую роль оно играло в плане рабочих мест и источника заработка для сотен рабочих и предпринимателей. В 1880 году, например, на стройке было занято 209 плотников, каменотесов и подсобных рабочих. А если сюда прибавить всех людей, косвенно работавших на данную стройку, всех извозчиков, крестьян, продавцов, поставщиков и, в конечном счете владельцев гостиниц и ресторанов, то тогда можно с легкостью утверждать, что целый регион жил и живет за счет строительства и существования этого дворца. После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Горница была доделана в соответствии с существующим планом только в 1890 году, да и то только в упрощенном варианте, при этом решили отказаться от декоративных украшений и от запланированной башни. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, высотой в 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. На мостовой верхнего двора явно видны очертания намеченной постройки. Не была сделана и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне. Купальня, выполненная в стиле рыцарской купальни Вартбурга, (сегодня она служит проходом к летнему выходу, и к штольне длинной в 65м) должна была отапливаться. На 3ем этаже был предусмотрен мавританский зал в стиле Альгамбры. Фонтан из каррарского мрамора, привезенный специально для этого помещения, был позднее выставлен в зимнем дворце королевских покоев.
Проект замка Нойшванштейн.
Идеальный вид работы Кристиана Янка, 1869
Проект купальни короля. Вид горного собора с церковным порталом
Э.Ридель около 1870 года Объемный набросок пером Э.Риделя, 1870 год
(Рыцарская купальня не построена)
Проход в королевские покои
Королевская лестница из зальцбургского мрамора (тяжелая колонна сделана из цельного мрамора), над которой изображены стилизованный дракон и сцены охоты, ведет к проходу в королевские покои на 4 этаже. Сразу бросается в глаза великолепно выполненный перекрещивающийся рифленый свод. В местах скрещивания выступов свода можно увидеть гербы Швангау, Баварии и Виттельсбахов. Дуга свода завершается сделанными из мрамора изображениями животных. Освещением здесь служила люстра со свечами из крашеного чугуна, и украшенная лебедями. Большое число рисунков украшает стены. Они были нанесены масляной краской на гладкий гипсовый слой. Профессор Вильгельм Хаушильд изобразил здесь сцены из саги о Зигурде, наистарейшей форме песни о Нибелунге, которая послужила Рихарду Вагнеру лейтмотивом для его произведения «Кольцо Нибелунгов».
"Зигурд борется с драконом"
Настенные обрамления, а также скамьи у стен сделаны из дуба, и богато украшены резьбой по дереву. Особенно бросается в глаза мраморный портал двери у лестничной клетки, ведущей к тронному залу и в королевские покои. Вестибюль, как и все вестибюли в замке, выполнен в форме трапеции. Причиной тому является тот факт, что замок был возведен на огромном доломитовом блоке, имеющим изгиб как раз в том месте, на котором стоит сам дворец. Для того чтобы предать жилым и приемным помещениям четырехугольную форму, необходимо было делать вестибюль в форме трапеции. Достойны внимания также и окна. Так как замок был построен в стиле средневековой крепости, а в 12 веке не было стеклянных окон (тогда окна закрывались в холод промасленной бумагой и досками), король хотел создать впечатление открытых оконных сводов. Поэтому стекло сводов, а также стекло между колонами было встроено непосредственно в каменную стену. Рядом с дверью, ведущей к парадной лестнице, а также рядом с окнами, выходящими на ущелье, - дубовые двери, ведущие к лестнице для слуг. В момент присутствия короля прислуга не имела права пользоваться парадной лестницей.
"Грипин заглядывает в будущее Зигурда" "Верхом через пылающий огонь"
Тронный зал
Несмотря на то, что тронный зал не был завершен, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нем король хотел воспеть милость бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона (напоминает нишу алтаря в церкви) должна была говорить о религиозной связи между богом и королём. Ступени из каррарского мрамора должны были вести к трону, но так как идеалы короля об абсолютном королевстве в 19 веке были утрачены, трон повелителя отсутствовал. После неожиданной кончины короля все начатые дела по постройке замка были остановлены, и трон, как многое другое, не был возведен. Никакой другой факт не показывает так четко дилему, вызванную идеалистическими представлениями короля о неприкосновенности и святости королевской власти и политическими реалиями того времени, как отсутствие самого трона.
Полотна, созданные Вильгельмом Хаусшильдом, находящиеся над пустым тронным местом, изображают между пальмовыми ветвями шесть королей, возведенных в святые. Это напоминает полотна в алтарных нишах Церкви всех святых и церкви святого Карла в Мюнхене или Страссбургского кафедрального собора. На полотнах изображены следующие короли: Польский король Казимир, Штефан, король Венгерский, немецкий король Генрих II, французский король Людовик IX, Фердинанд, король испанский, а так же английский король Эдуард. Завершается ниша изображениями Христоса, Марии и Иоханнесса. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов - носителей божьей воли. Остальные настенные полотна тронного зала показывают эпизоды из жизни изображенных в нише святых королей. Особое внимание нужно обратить на картину напротив мраморной лестницы, где показана сцена, как Святой Георгий борется против дракона. Это символическое изображение христианской борьбы между добром (Св. Георгий) и злом (Дракон).
"Святой Георгий борется с драконом" "Эдуард Бекеннерский"
"Моисей, законодатель до Христоса"
Параллельно к этому изображению в вестибюле находится языческая версия данной темы (Зигурд борется с драконом). Интересно отметить здесь следующий момент: слева на вершине горы изображен замок, на первый взгляд напоминающий замок Нойшванштейн. Он изображает четвертый запланированный замок короля, который должен был быть построен на горе Фалькенштейн под Пфронтеном. Его проектирование было почти завершено, были даже проложены дороги и водопровод, но внезапная смерть короля привела и здесь к замораживанию дел. С открытой галереи тронного зала (этот балкон в настоящее время для посетителей закрыт) можно было бы видеть замок Фалькенштейн. Особенно красивым в этом зале (15 м высотой и 20 м длиной) является мозаичный пол работы Детона из Вены. На поверхности пола виден небесный шар с изображением животных и растений. Над ним небесный купол, солнце и звезды, а между небом и землей символ королевской короны огромная люстра, подчеркивающая посредническую роль короля между богом и людьми. Люстра сделана из позолоченной меди, украшенной стеклянными камнями и 96 свечами. С помощью специальной спирали люстру (весом в 900 кг) можно опускать до пола с целью уборки и замены свечей. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн - пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. Сверху, над галереей, на задней и боковой стенках изображены пророки дохристианские (Гермес, Моисей, Царатустра, Солон и Август). При выходе из помещения, слева и справа от дверей, чуть выше мозаичного пола, можно четко увидеть встроенные в стену заслонки, закрывающие отверстия центрального отопления. С первого этажа здания можно отапливать весь замок горячим воздухом с помощью пяти больших печей (в королевских покоях дополнительно встроены кафельные печи).
"Двенадцать апостолов, носителей божественных законов" (справа и слева от лестницы)
Вид с балкона
С террасы тронного зала (в настоящее время для посещения закрыта) видна панорама самого красивого и привлекательного ландшафта Баварии. Слева видно озеро Альпзее, а справа Шванзее. Между ними – старинная крепость Хоэншвангау (ранее Шванштейн). В том виде, в каком он сейчас находится, замок был построен в 1832- 1838 годах по заказу кронпринца и позднее короля Максимилиана II, где он постоянно жил со своей семьей. Здесь Людовик II провел большую часть своей молодости. На заднем плане панорамы видны тирольские Альпы (горная цепь Таннхейм). Граница между Германией и Австрией проходит через покрытый лесом холм, позади Альпийского озера. Между замком Хоэншвангау и Альпийским озером (Альпзее) проходит бывшая дорога „via claudia", соединяющая Аугсбург с Римом, и являвшаяся в средневековье одним из важнейших торговых путей. Она ведет дальше через Ройте / Тироль и через ущелье Фернпас в Италию. Недалеко от правого берега озера Шванзее отчетливо видны каменоломни, на которых добывались камни (известняк) для облицовки внешней стены замка Нойшванштейн.
Столовая
На полотнах столовой изображены вартбургские сцены легендарных состязаний певцов миннезингеров (около 1207). Рихард Вагнер выбрал эти сцены, наряду со сценами их Таннхейзерской саги, в качестве лейтмотива дня своей оперы. Картины написаны известным мюнхенским художником Фердинандом Поли, работавшим на строительстве замка Нойшванштейн. Над дверью, украшенной шелковой, бордового цвета с золотом, занавеской, изображен портрет поэта - создателя «Парцифаля», Вольфрама фон Эшен-баха (1120 - 1170). Над дверью, ведущей в комнату прислуги - портрет Готтфрида фон Страссбургского (автора «Тристана и Изольды, около 1210). Все картины королевских покоев написаны на грубом льняном полотне. Поэтому они производят впечатление сотканных полотен, то есть гобеленов. Этот эффект был выполнен по желанию короля. Так как гобеленные работы стоили очень дорого, и на их изготовление требовалось много времени, а расходы в замке и так были высоки, то король отказался от настоящих гобеленов. Справа от двери, ведущей в спальные покои короля, встроена медная дверь, выполненная в том же орнаменте, как и сама деревянная дверная обшивка.
За этой дверью находится отопительное отверстие. Таким образом, слуги могли топить печь, не заходя в спальню монарха. Во всех помещениях бросается в глаза своим великолепием кузнечная работа - произведение искусства в чистом виде! В замке Нойшванштейн нет стола-самобранки, как это имеет место быть в замках Линдерхоф и Херренкимзее. Это было невозможно чисто технически, т.к. кухня находится на три этажа ниже столовой. Пища поднималась в столовую из кухни с помощью специального подъемника. Фигура на выдвижном обеденном столе сделана из позолоченной бронзы (проект Видмана, исполнение Волленвебера, Мюнхен). Она изображает битву Зигфрида с драконом. Цоколь этой настольной декорации сделан из полированного каррарского мрамора.
Справа и слева от стола стоят шкафчики для приборов, отделанные изящной резьбой. Из окна столовой открывается красивый вид на дикое романтическое ущелье Пеллат с водопадом высотой в 45 м. Над грохочущим горным ручьем, на высоте 91 м над дном ущелья, гордой дугой перекинут мост Марии. Он был построен известной до сегодняшнего дня фирмой МАН по заказу матери короля Марии (отсюда и название моста «Мост Марии»). Путь ведет через мост по узкой тропинке к вершине горы Тегельберг и к стоящему на ней горному королевскому домику, к которому сегодня, однако, гораздо удобнее добираться по горной канатной дороге. Тегельберг принадлежит к местам с самым красивым видом на Баварскую местность Оберланд. За мостом Марии возвышается достопримечательность этой местности, гора Зойлинг, высотой в 2045 м. Здесь проходит граница между Германией и Австрией.
"Волшебный полет Клингсора к Вартбургу"
"Кингсор открывает двору загадочные "Ланграф Германн и Генрих фон Велдеке"
явления"
Спальные покои
Одинокий король предпочитал роскошные спальни. Об этом говорит и эта спальная комната, выдержанная в позднем готическом стиле с великолепной резьбой по дубу, например, на балдахине, умывальнике, стуле для чтения и на колонне посередине комнаты. Работы по дереву были выполнены мюнхенской фирмой «Пёссенбахер и Эренгут.» Резьба у подножия постели изображает воскресение Христоса, проводя параллель с символическим отношением между смертью и сном. Картина - подражание иконе фон Франка, расположенная в изголовье постели, нарисована по позолоченной меди. Сама по себе постель очень большая. Это было необходимо, так как король был человеком внушительного роста.
Рельефная резьба по дереву у кровати
Своим ростом в 1,91 м он превзошел многих своих современников. В молодые годы он был необычайно красивым молодым человеком, окруженным большим количеством поклонниц. Однако, в последние годы жизни его всем известная красота поблекла, он сильно поправился, а его кожа слегка одрябла. Причина заключалась и в том, что за эти годы он потерял почти все зубы из-за кариеса и поэтому мог есть только размягченную пишу. Настенные полотна показывают сцены из саги о «Тристане и Изольде», которую Рихард Вагнер увековечил в одном из своих музыкальных произведений.
Дама, читающее стихотворение о "Тристане и Изольде"
"Тристан и Изольда" "Подача любовного напитка" "Смерть от любви"
Занавес и покрывала светло-голубого цвета, любимого цвета Людовика II, расшиты баварскими гербами, вышивкой с лебедем и Виттельсбахским львом. Эти занавески висели раньше на всех окнах и дверях. Управляющие замка потребовали снять, к сожалению, большую часть тканых драпировок. Натуральный шелк, в каждой комнате другого цвета, был богато вышит золотом и серебром, а также украшен аппликациями. Великолепная вышивка была создана фирмой «Ёррес и Штейнмец» из Мюнхена. Сегодня эти работы являются бесценными. К умывальнику была подключена проточная вода. Водопроводная вода поступала из источника, находящегося на 200 м выше замка, этим достигалось естественное давление, и весь замок, вплоть до самых высоких этажей, снабжался водой. Именно в этой комнате, 12 июня 1886 года, было объявлено королю о том, что на основании медицинской экспертизы он является душевнобольным и посему недееспособным. В соответствии с баварской конституцией, регентство было поручено дяде короля, как старшему родственнику по мужской линии. Когда король спросил лечащего врача, доктора фон Гуддена: « Как Вы собственно, можете объявить меня душевнобольным, если Вы меня до сих пор не обследовали?», врач сказал в ответ: « Ваше Высочество, в этом не было необходимости. Сведения по данному делу были и без того обширными и ошеломляющими!» Монарха оповестили, якобы, о том, как долго будет длиться лечение, он услышал от доктора Гуддена следующие слова: «Скорее всего, как минимум, один год.» (Минимальный срок для постановки регента на место короля в соответствии с баварской конституцией составлял один год!) Людовик II только заметил по этому поводу: «Наверняка дело продвинется гораздо быстрее. Можно, в конце концов, поступить так, как поступили с султаном! (Здесь король намекал на известное политическое убийство того времени.) Ведь очень просто убрать человека с этого света!» Уже на следующий день король погиб. Покидая дворец, Людовик II сказал своему слуге Штиху: «Штихи, смотри за моим дворцом как за святыней. Не допускайте сюда любопытных, ведь я должен был здесь провести самые горькие часы моей жизни!» (Что бы король сказал сегодня по поводу массового посещения замков?)
Печь спальной комнаты
Придворная часовня
"Тристан на смертном одре"
и двери к домашней часовне
Место для молитвы короля выдержано также, как и спальные покои, в неоготическом стиле (проект Гофмана, Мюнхен). У алтаря - створки с богатой резьбой по дереву. Вся работа выполнена по дубу. Алтарная роспись, настенные картины, а также витражи (придворная мастерская Майера) изображают отдельные сюжеты из жизни и смерти объявленного святым французского короля Людовика IX, в честь которого был назван сам король. Молитвенная скамья обтянута шелком лилового цвета и расшита серебром. Здесь, в этой домашней часовне, почти всегда лежат букеты цветов, которые присылают поклонники и почитатели короля Людовика II.
Туалетная комната короля
Это единственное помещение королевских покоев, в котором нет деревянного потолка. Роспись на потолке, создающая впечатление открытой беседки, а также настенная роспись были созданы учеником Швинда, Эдуардом Илле.
Настенные полотна изображают эпизоды из жизни миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (1170-1230). Над входной дверью изображен Вальтер фон дер Фогельвейде в окружении своих пернатых друзей. Слева - иллюстрация к песне-миннензангу «Под липой».
"Под липами...."
Над умывальным столом изображено, как миннезингер воспевает герцога Вельфа IV. Герцог Вельфов захоронен в церкви Штайнгадена. Картина над печью вновь открывает Вагнеровскую тему: «Нюрнбергские мейстерзингеры.» Справа от этой картины проиллюстрировано самое известное стихотворение Валтера фон дер Фогельвейде «На камне», а на заднем плане виден Вартбург. Слева от этой картины изображено, как Вальтер фон дер Фогельвейде путешествует со своей скрипкой из города в город. На столике в эркере стоит шкатулка для драгоценностей короля, передняя стенка украшена ценной картиной (художник Шпис): Право первой брачной ночи (по картине Гарнье).
"Нюрнбергские мейстерзингеры" "На камне ..." "Миннизингер Валтер фон дер Фогельвейде"
"Право первой брачной ночи" (Jus primae noctis)
Шторы и покрывала на подушках изготовлены из фиолетового шелка с вышитыми павлинами. Кувшин и тазик на умывальном столе взяты из королевских покоев, куда вход в настоящее время для посетителей закрыт. На двери между жилой комнатой и уборной можно увидеть самую красивую дверную обивку замка. Эта обивка из отполированного кузнечного железа происходит из мастерских мюнхенского кузнеца Мораделли.
Дверная обивка в туалетной комнате (отполированное кузнечное железо)
За счет строительства замков Короля Людовика II уровень ремесленников в Баварии значительно повысился. Замок Нойшванштейн является лучшим доказательством тому.
Жилая комната
Королевский зал состоит из большого салона и отделенного колоннами уголка, так называемого «лебединого уголка».
Тема настенной картины Зекеля и Хаусшильда сага о Лоэнгрине, которая побудила Рихарда Вагнера к постановке оперы «Лоэнгрин». Над камином изображено прибытие Лоэнгрина в Антверпен. Напротив: Чудо святого Граля Парцифаль назначает своего сына Лоэнгрина борцом за Эльзу фон Брабант. Остальные сюжеты из саги о Лоэнгрине изображены в «Лебедином уголке». Дверцы большого книжного шкафа украшены картинами Ф. Пилоти по сагам Тристана и Изольды, Парцифаля и Зигфрида. Оригинал находится в Вартсбургской крепости в Тюрингии. Король Людовик II заказал копию для своего замка.
Надстройка для шкафа
В эркере находится большая ваза в форме любимой птицы короля, лебедя, сделанная из нюмфенбургской майолики. Люстра из позолоченной меди украшена 48 свечами. Интересно заметить, что все большие люстры в замке Нойшванштейн имеют такое количество свечей, которое делится на двенадцать. Причиной тому является тот факт, что по «Откровению Иоханнеса» небесный Иерусалим имел двенадцать ворот, а для каждых из этих ворот города-целителя и света ставится одна свеча.
Декоративные камни на светильниках и колоннах сделаны из окрашенного богемского стекла. Чехлы и занавесы из светло-голубого шелка вышиты мотивом с лебедями. На дверях опять же видна обивка из кузнечного железа. В уголке с лебедем лежат одни из последних оригинальных ковров. При жизни Людовика II все покои были выложены такими ковровыми покрытиями. Во время войны 1939-1945 гг., когда замок превратился в сборный пункт для произведений искусства, все эти ковры были убраны и перевезены в неизвестное место. Они больше никогда не были найдены.
Гербы в ложбинах потолка являются гербами известных персонажей из сказаний о Парцифале и Лоэнгрине. Дубовое покрытие потолка подвешено и закреплено на промежуточном своде, как и все потолки замка. Балки, отделанные резьбой, не выполняют несущей функции, поэтому они не настоящие. Они просто сделаны из сложенных друг на друга досок. Взгляду через окно открывается верхний двор замка с очертанием на мостовой запланированной и не построенной башни, а также видно воротное строение, в котором король иногда жил между 1873 и 1884 гг.