Фоторассказ о крепости Каркассона оказался бы неполным без классических фото, сделанных со Старого моста через реку Од и с противоположного берега:
Сам старый мост украшен «гирляндой» фонарей:
и кустом инжира, каким-то чудом пробивающимся из каменной кладки моста:
Нижний «новый» город Каркассона (средневековая Бастида) нас не впечатлил. За небольшим исключением он представляет собой серую (как в прямом, так и в переносном смысле) и монотонную, порой, скажем прямо, унылую паутину невысоких домишек не первой свежести . Вот несколько мест, которые как-то выделяются из общего однообразия:
Основной достопримечательностью нового города является церковь архангела Михаила, в начале 19 века получившая статус городского кафедрального собора после базилики Saint-Nazaire et Celse. Она была заложена в 13 веке после того, как в 1247 году по приказу Людовика Святого началось строительство Бастиды. Судя по фото из инета, внешне собор архангела Михаила являет собой весьма фундаментальное сооружение с одной башней-колокольней, имеющее как романские, так и готические черты. Однако увидеть его вживую нам не довелось – здание со всех сторон было завешано реставрационными тенетами.
А вот внутри нам понравилось . Стены, колонны и своды собора покрыты цветной росписью, не яркой, а в меру приглушенной, что, не снижая монументальности внутренних конструкций, освежает их и придаёт ощущение некой лёгкости.
На стенах собора можно увидеть стилизованные под гербы изображения основных сцен Крестного пути. Я не считал их, но, возможно, это те самые 14 «остановок», которые отмечены в Иерусалиме на Виа Долороса и в храме Гроба Господня. Вот, к примеру, Пилат, умывающий руки:
А вот встреча с Матерью (о которой, впрочем, не говорится ни в одном из канонических Евангелий):
Алтарь очень прост, но фигуры преклонённых ангелов не оставили меня равнодушным:
В небольшом скверике перед собором почему-то установлена скульптура Жанны д'Арк:
Одним из самых красивых мест нового Каркассона является площадь Карно, построенная ещё в 14 веке. Прежде всего – благодаря фонтану Нептуна:
Интересно, как название этой площади отражало общественно-политические процессы, происходившие во Франции за последние 200 лет: Площадь монархии, Королевская площадь, Площадь свободы, Площадь революции и даже (?) – Травяная (Place aux Herbes). Здесь же горожане впервые познакомились с тогда ещё немым кино, которое демонстрировалось на большом белом полотнище.
Что касается фонтана, то впервые он появился на этом месте ещё в 17 веке, а через 100 лет городской совет решил построить новый, мраморный, и заказал работу итальянскому скульптору. Именно эту «версию» Нептуна мы и видим сегодня на площади Карно. Кстати, когда в 1839 году Орлеанский герцог с супругой посетили Каркассон, в городе был организован праздник, и фонтан извергался красным вином .
Ещё одна крупная (как по размеру, так и по значимости) церковь Каркассона носит имя Св. Викентия (Saint Vincent). Она является современницей первой Бастиды (13 век) и тогда выполняла роль одной из двух (второй была церковь архангела Михаила) приходских церквей города. Именно её колокольня высотой 54 метра хорошо видна из верхнего города и крепости, значительно превышая любые другие сооружения современной Бастиды.
Говоря о сегодняшнем Каркассоне, нельзя не сказать ещё об одной достопримечательности, которую здесь можно увидеть – Южном канале (канале дю Миди), занесённым, между прочим, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал длиной 240 км был прорыт в 17 веке и соединил Тулузу со Средиземным морем. В районе Тулузы он смыкается с другим каналом – Гаронским, и вместе с эстуарием рек Гаронна и Дордонь образует водный путь от Средиземноморья до Бискайского залива Атлантического океана, тем самым (с большой долей утрирования !) превращая Пиренейский полуостров в остров .
На всём протяжении канала дю Миди действует 91 шлюз, и один из них находится в гавани Каркассона (да-да, Каркассон – это ещё и порт и имеет собственную гавань размером с волейбольную площадку !) напротив железнодорожного вокзала. На следующей фото мы как раз засняли процесс шлюзования - наполнения водой камеры между двумя воротами, в которой ожидают сразу 3 катера:
И ещё одну интересную вещь мы увидели уже на перроне вокзала: поезд, состоящий из одного вагона (включая электровозную секцию) :
До сих пор самый короткий поезд, который я видел, был 2-вагонный (мы ехали на нём из Мадрида в Авилу, а потом на Сицилии из Палермо в Чефалу). И мне казалось, что короче уже некуда, но … оказалось, что есть куда .
Поскольку длина поезда может быть самой разной, возникает вопрос, где именно ожидать остановку своего вагона. И во Франции эта проблема решена очень интересно. На каждой платформе помимо информации о прибытии-отправлении есть ещё табло, называющееся «структура поезда» (или как-то в этом роде). На нём изображается схема состава, ожидающегося на данный путь, с указанием номеров вагонов и соответствующих им секторов на платформе (сами сектора жёстко обозначены табличками с буквами примерно от P до Z). То есть вы подходите к табло, видите, что вашему пятому (допустим) вагону соответствует сектор, к примеру, U. Ищете на платформе табличку с этой самой U и в её близости спокойно ожидаете свой поезд.
Вот, кстати, уже прибывает и наш поезд (мы ждём его в правильном месте !), который отвезёт нас обратно в Ним, а оттуда после короткой пересадки мы отбудем в последний пункт путешествия – в «папский город» Авиньон.