И вот те виды, ради которых мы приехали сюда:
И они того стоят.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » От Марселя до Каркассона
И вот те виды, ради которых мы приехали сюда:
И они того стоят.
Матерь божья, Сан-Виктор весь в лесах Что-то они и вправду взялись за благоустройство города...
те виды, ради которых мы приехали сюда
ага, я теперь знаю куда за 2 дня в Марселе обязательно надо наведаться.
savl, простите, я тормоз - а туда тоже можно по марсельскому проездному доехать?
Ыыыы, не поверите, но я нашла причину такой старательной реставрации "Решением Европейской комиссии Марсель выбран культурной столицей Европы в 2013 году".
я нашла причину
следопыт ты наш
Значит поедем после 2013
м-да, что-то Марсель пока не привлекает. Бум ждать дифирамбы собору.
а туда тоже можно по марсельскому проездному доехать?
Да, проездной действует на все линии метро, трамвая и автобусов. По крайней мере, в рамках приведённой на http://www.rtm.fr/guide-voyageur/se-deplacer/plans схеме транспорта.
"Решением Европейской комиссии Марсель выбран культурной столицей Европы в 2013 году".
Это действительно многое объясняет. Но подобное рвение попадалось нам и в других местах. Другое дело, что Марсель сейчас действительно похож на большую стройплощадку.
м-да, что-то Марсель пока не привлекает.
Ну особых чудес от меня не ждите. В конце концов, что вижу - о том пою:)
Что радует: стоит мне куда-то собраться - и на форуме материализуется рассказ об этих местах. Как кстати) Думаю, это Эр Франс виновата, с ее демпинговыми ценами в Марсель)
savl, а не добирались ли вы до Кабестани? Раз уж история катаров была вашим путеводителем.
очень меня манит это место...
Эр Франс виновата, с ее демпинговыми ценами в Марсель)
Мы опередили появление этого рейса и летели за ещё более демпинговую цену "Люфтханзой" - я написал об этом в самом начале:)
а не добирались ли вы до Кабестани? Раз уж история катаров была вашим путеводителем.
нет. В этом плане меня больше привлекают замки в Пиренеях, прежде всего- Peyrepertuse.
Дождь усиливался с каждой минутой. Мы обогнули гавань (здесь бОльшая часть пути проходила под аркадами), миновали церковь Св. Лаврентия (вблизи её ракурсы получаются неудачными, лучшей фото стало то, которое было сделано с кораблика) и направились к собору.
Здесь я немного прерву повествование, чтобы "пропеть" ему те самые дифирамбы, которые я обещал ранее . Вообще соборы вкупе с крепостями и монастырями являются нашими любимыми объектами среди прочих достопримечательностей. Внимательно читающие мои рассказы, возможно, удивятся таким интересам человека, который является... хм, как бы это помягче сказать... оппонентом официального христианства. Да, такова ирония судьбы. Будучи противником любых ортодоксальных религий, я очень люблю религиозную архитектуру, прежде всего - мусульманскую и католическую. И, конечно же, если в городе есть собор, мы обязательно туда идём. Повидали мы их много и самых разных: готических, барочных, романских, византийских. Казалось бы, удивить или поразить нас уже трудно. Однако марсельский собор сумел сделать это. Как когда-то, раскрыв рот, я смотрел на парижский Нотр-Дам, как позже мы любовались соборами Леона и Асторги, Бургоса и Сантьяго де Компостелы, так и здесь, в Марселе, не могли отвести глаз от местного собора. Мы обошли его с разных сторон, и каждый новый вид вызывал восхищение и желание фотографировать, фотографировать и фотографировать - снова и снова. В эти минуты самым частым диалогом между нами был примерно следующий: "А отсюда мы снимали?" - "Да снимали, снимали !" - "Ну ладно, я ещё раз сниму". Возможно, с таким упоением многие слушают Чайковского или Моцарта, смотрят картины Рембрандта или Гойи. А мы любовались и любовались "музыкой в камне", этим чудесным архитектурным шедевром. Эх, как бы засиял светлый камень под лучами солнца ! Впрочем, не будем о грустном...
Мне трудно однозначно отнести собор к какому-то стилю. Его башенки явно имеют византийские корни. А полосатый тёмно-зелёный декор напоминает флорентийский стиль - вспомните соборы Пизы (внутри) и Сиены. Впрочем, подобное можно увидеть и на Востоке - взять, к примеру, дворец Азема в Дамаске.
Главный портал собора по-восточному наряден:
Интерьеры собора не уступают его внешнему виду. Что бывает далеко не всегда: зачастую, восхитившись сооружением извне, испытываешь разочарование, оказываясь внутри. Или наоборот (как, кстати, было с церковью аббатства Сен-Виктор). Тут же наши впечатления оказались равнозначными – и с большим знаком "плюс" . Внутри восточные мотивы становятся ещё более явными: чего стоят хотя бы красные продольные полосы, напоминающие, особенно вкупе с арками, архитектуру Омейядов и вызывающие прямые ассоциации с кордовской Мескитой. Ощущение востока усиливается золотисто-яркоцветной раскраской перекрытий, а белые, жёлтые, синие и красные флаги добавляют окончательного колорита в это царство цвета. Если бы ещё освещение было поярче, как, например, в Notre Dame de la Garde !
В то же время типично католическая атрибутика постоянно напоминает, что мы всё же находимся в западноевропейском храме:
Вообще марсельский собор является относительным новоделом. Его построили во 2-й половине 19 века по личному распоряжению Наполеона Бонапарта. В Марселе это было время большого строительства, наверняка даже бОльшего, чем сегодня: кроме собора в городе одновременно сооружали вокзал Сен-Шарль, дворец Фаро, парк Longchamp и базилику Notre Dame de la Garde. Собор построен на историческом, как принято говорить, "намоленном" месте, где ещё в 5 веке был сооружён первый храм. Позже здесь возвели собор, который теперь называется старым (La Vieille Major). Его можно увидеть справа (если смотреть со стороны фасада) от собора нынешнего.
Удивительно, что, несмотря на относительную "молодость", собор Марселя не производит впечатления новодела, особенно внутри. Если бы мне сказали, что ему уже лет 500, я бы искренне поверил в это. Оказалось ли это заслугой архитектора, или тут не обошлось без Руки божьей, но у меня тут возникало то самое ощущение "глубины веков", которое я так ценю в архитектуре. А может, это был дух прежних соборов, для которого, как известно, не существует ни стен, ни преград ?
Да, собор прекрасен, хотя убеждать в этом - задача неблагодарная и маловыполнимая. Во-первых, из-за естественной индивидуальности вкусов, во-вторых, из-за слабой "доказательной базы": всё же фото, сделанные столь непрофессиональными камерами, как наши, не передают в полной степени "живую" красоту, особенно в полутёмных интерьерах. Впрочем, я никого и не пытался убедить. Я просто рассказал, почему собор стал для нас самым интересным местом в Марселе.
Дождь немного поутих, пока мы фотографировали собор, но скоро вновь усилился. Зонт уже не очень спасал, но нас выручали дождевики, купленные ещё для Мальты, но так толком и не поношенные. Несколько лет они дожидались своего часа – и, наконец, дождались - к нашему разочарованию. Всех проблем они не решали, и я с ностальгией думал о резиновых сапогах и офцерской плащ-накидке. Но накидка за годы после дембеля куда-то дематериализовалась, и теперь мы яркими красно-жёлтыми пятнами ходили по серому Марселю .
С сожалением оторвавшись от созерцания собора и от процесса его съёмки (результатом чего, как и следовало ожидать, стало большое количество почти одинаковых фотографий), мы отправились дальше, стараясь по возможности придерживаться спланированного маршрута - а что ещё оставалось делать, как говорится, война-войной, а Марсель мы сегодня покидаем, и с большой вероятностью - навсегда.
Недалеко от собора мы выходим к La Vieille Charite - сооружению весьма оригинальной архитектуры. Оно было построено в 17 веке в качестве богодельни для нищих, бездомных и престарелых. В центре прямоугольного трёхэтажного аркадного здания находится небольшая часовня с классическим "греческим" порталом с колоннами и своеобразным яйцевидным куполом. Ныне здесь располагаются несколько музеев и учреждений культуры.
Аркады из необработанного камня (так было задумано с самого начала) смотрятся очень брутально и подчёркивают изящество часовни и их центре:
А серое небо подчёркивает брутальность всего ансамбля
Сейчас мы идём по старому кварталу Паньер, сформировавшемуся в 16-18 веках, который можно назвать, хоть и с некоторой натяжкой, историческим центром Марселя. В другую погоду здесь можно было бы погулять и побольше, но дождь всё-таки вносит свои коррективы: мы спрямляем маршрут там, где это возможно. Каким-то непостижимым образом умудряясь сверяться по мокрой карте, мы всё же выходим на Площадь мельниц (Place des Moulins). Такое название появилось неспроста: когда-то здесь находились целых 15 мельниц, снабжавших мукой пол-Марселя. Сегодня мельниц уже нет (считается, что 2 ещё остались, но они переоборудованы в жилые дома и визуально в глаза не бросаются), но сама площадь очень живописная и уютная, и даже дождливая серость не портит этого впечатления:
Мы проходим мимо бывшей церкви Notre-Dame-des-Accoules - одной из старейших в Марселе, построенной ещё в 13 веке. Однако она стала одной из жертв французской революции и была разрушена. Ныне о ней напоминает остроконечная колокольня:
Здесь мы опять спрямили наш путь, правда, на хитром сплетении паньерских переулков и спусков всё же слегка заплутали и сделали крюк, но в конечном счёте вновь оказались на правильном пути. А правильный путь лежит к гавани, в ресторанчик, где мы ещё по пути сюда, когда шли под аркадами мимо только начинавшегося дождя, присмотрели обед с "марсельской ухой" - буайбесом. Мне-то самому этой ухи век бы не видеть (я не ем ни рыбу, ни морискасов), но какой мужчина откажется сделать приятное своей женщине ! Так что буайбес был столь же обязательной программой марсельского вояжа, как собор и Notre Dame de la Garde.
Буайбес попробовали. Не впечатлились . И даже не доели. Желание когда-либо повторить дегустацию не возникло. А вот "мой" специалитет - пастис, о котором я так много читал у П. Мэйла, мне понравился . Впрочем, чего ещё можно было ожидать от человека, который с детства тащился от запаха лечебных анисовых капель !
Пока мы обедали, "сводкой" погоды для нас был Нотр-Дам, который как раз виднелся из окна возле нашего столика. И сводкой нерадостной: порой он почти совсем исчезал в низкой серой облачности, порой опять становился виден, но лишь для того, чтобы через некоторое время вновь "уйти в небытие". О дожде же постоянно напоминал шум, с которым капли (или потоки ?) падали на козырёк над уличными столиками, естественно, пустовавшими. Однако деваться было некуда, обед рано или поздно закончился, и мы в жёлто-красных дождевиках цвета испанского флага потопали на автобусную остановку.
До парящего над Марселем Notre Dame de la Garde можно легко доехать на автобусе 60 от порта, правда, остановка находится не у самой гавани, а метрах в 100 от неё по улице Canebiere (она так и называется - CANEBIERE VIEUX PORT). Тут мы по полной программе прочувствовали, что автобусы в Марселе останавливаются исключительно по требованию. Вообще в городе 2 вида остановок: с козырьком и просто "столбики", на которых висит табличка с номерами маршрутов и расписания движения. Так вот та, у которой мы ждали наш 60-й, была именно "столбиком", т.е. стоять возле неё в сильный дождь, даже под зонтом и в дождевиках, было неразумно. Поэтому мы отошли буквально на 20 метров, спрятавшись под козырьком какого-то здания. Однако ни на секунду не теряли контроля за дорогой, и, как только в поле зрения показался наш автобус, побежали к остановке. Мы оказались около неё наравне с автобусом, но он уже проезжал мимо, не снижая скорости . Вывод: водитель автобуса не смотрит по сторонам, он смотрит только вперёд, и если метрах в 30 до остановки вы ещё не попадаете в "луч" его "радиолокатора", ждать вам следующего, если, конечно, на ваше счастье кто-то не захочет здесь выйти. Так что если вы хотите уехать в приближающемся автобусе, выбегайте как можно ближе к дороге и машите руками так, будто он - последний .
Хорошо, что автобусы в Марселе ходят не так уж редко. Наученные горьким (точнее сказать - мокрым) опытом, мы поймали следующий и благополучно доехали до нашего последнего в списке марсельских must see пункта, не посмотреть который было невозможно ни при каких обстоятельствах - Notre Dame de la Garde, один из символов (если не самый главный) Марселя, возвышающийся над городом и видный, как Эйфелева башня в Париже, практически отовсюду.
Ну отовсюду мы его уже повидали, а вот вблизи ещё не разглядывали. Хотя как трудно снимать снизу вверх навстречу потокам льющегося на тебя дождя !
Название однозначно перевести сложно, но его смысл интуитивно понятен даже без словаря: Базилика Богоматери Хранящей или Сберегающей - любой синоним тут будет уместен. Сегодняшняя церковь построена во 2-й половине 19 века (кстати, всего за 10 лет), но холм, на котором она возвышается, издавна был знаковым для Марселя. Ещё в 1302 Карл II Анжуйский приказал установить вдоль Средиземноморского побережья Прованса маяки, и один из них был расположен именно здесь. Ещё через 100 лет некий Пьер, марсельский священник, решил построить на этом месте часовню. Интересно, что холм к тому времени принадлежал аббатству Сен-Виктор, поэтому Пьер обратился с соответствующей петицией к аббату. Который и дал соизволение не только построить часовню, но и разбить тут сад и насадить виноградные лозы. Часовню очень быстро облюбовали моряки, которые приходили сюда помолиться за удачное плавание или поблагодарить Божью Матерь за благополучное возвращение. Эта традиция жива до сих пор: многие капитаны, судовладельцы и просто моряки приносят сюда макет или изображение своего судна - они гирляндами свисают сверху, чуть позже я покажу это на фотографии.
Когда в 16 веке французский король решил укрепить Марсельский порт, было построено 2 фортификационных сооружения: одним из них стал замок Иф, а другой расположился вокруг холма, на котором сегодня стоит Нотр-Дам. Это был редкий пример объединения военной крепости и открытого для всех святилища.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » От Марселя до Каркассона