В центре клуатра – небольшая часовня в стиле… Право, затрудняюсь отнести её к какому-то одному стилю. Нижняя её часть явно готическая, а вот воздушно-невесомый верх, напоминающий распускающийся цветок… нет, пусть эту задачу решают искусствоведы !
А как потрясающе смотрится часовня, утопающая в зелени и цветах сирени, в обрамлении аркад галерей в мавританском стиле !
Да, насколько монументален и величествен монастырь снаружи, настолько же красив и изящен его главный дворик. И от того, и от другого просто невозможно оторвать взор. Воистину, религиозное зодчество подарило миру величайшие шедевры. Ими любуются, на них учатся, им подражают. На них во многом держится громадная инфраструктура современного туризма. Но мало кто задумывается - какой ценой мы платим за это? Не стали ли символы (в том числе, и архитектурные) кумирами, подменой истинного Бога? И не заменили ли связанные с ними ритуалы любовь и сострадание в наших сердцах? И если отвечать честно и непредвзято, то надо признать - да, именно так... И произошло это очень давно. "Ибо тайна беззакония уже в действии" - не об этом ли предупреждал ещё современник Иисуса апостол Павел? Разве первые христианские общины, созданные для того, чтобы "друг друга тяготы нести", похожи на сегодняшние паствы, постящиеся и молящиеся, выполняющие обеты, но в обычной жизни преисполненные злобы, обиды и мстительности, готовые перешагнуть через что угодно и кого угодно ради карьеры, ради амбиций, ради власти? И разве их так называемые пастыри отличаются от них? Кому служит наш патриарх, чьим заветам он следует, если в результате бытового конфликта, связанного с ремонтом в доме, во всеуслышание заявляет, что "простить виновного было бы некорректно" (весь интернет растиражировал эту фразу - и это хорошо: народ всё же должен знать не только своих героев, но и "героев") ?
Как гениально этот процесс описан Р. Бахом ("Единственная", глава 10): " ...появятся алтари, вознесутся шпили соборов и храмов... А те, кто искал нового знания и духовного роста, вместо них получат новые предрассудки и новые ограничения: колокола и символы, правила и песнопения, церемонии и молитвы, одеяния, благовония и подношения золота. Сердце религии вместо любви наполнит золото. Золото, чтобы сооружать всё больше храмов, золото, чтобы купить на него мечи, которыми потом обращать неверующих, спасая их души". Прочтите эту главу полностью, друзья. И кто сможет сказать, что всё произошло не так? Мы живём в век ритуалов и обрядов, которые мы называем духовностью, которые затмили нам Бога и самое главное, что он воплощает: любовь и прощение. Мы погрязли в фарисействе.
И порой в такой ситуации нет более Божественного поступка, чем восстать против бога во имя Любви. Потому что атеисты в чем-то правы - нет никакого бога как сущности или субъекта, существующей(его) как бы параллельно человеку. И никто не может нас обвинить, наказать и даже любить. Огромной лингвистической и теологической ошибкой (если не сказать - преступлением) являются представления о том, что человек может слушаться (или не слушаться) бога, служить (или не служить) богу, бояться (или не бояться) бога и, как апофеоз этого заблуждения - любить (или не любить) бога. Бога невозможно любить, как невозможно маслить масляное или мочить мокрое. Бог и есть эта любовь, энергия любви, из которой создан мир. Когда человек любит (неважно кого: женщину, детей, родителей, кошку или собаку, пусть даже цветок на своём окне) - он проявляет эту энергию, он проявляет Бога. Не во плоти, но в чувствах и ощущениях, распространяя её (Его) вокруг себя, как цветок распространяет свой аромат. И это и есть Бог - не которого любят, боятся или слушаются, а который и есть эта Любовь, не сущность, а процесс, не существительное, а глагол.
Самое удивительное, что эта истина (или Истина - возможно, единственная и самая главная) отмечена в Писании одной из самых догматических религий на свете - христианстве. "Бог есть любовь, и каждый любящий пребывает в Боге и Бог пребывает в нём... и каждый любящий рождён от Бога и знает Бога" - эти фразы из послания Иоанна Богослова знает каждый верующий и хоть раз в жизни слышал почти каждый человек. Парадокс в том, что никто из христиан не хочет понять смысл этого высказывания, хотя он представлен тут, что называется, открытым текстом. "Будут слушать - и не услышат" - говорил Иисус устами евангелистов. Что закрыло сердца людей, считающих себя служителями Бога Любви, от понимания значения этого величайшего откровения, которое, будучи понятым и осознанным, навсегда изменило бы представление людей о Боге и изменило бы мир? Кто заставил их думать, что Бог Любви требует (да ещё под страхом наказания) от человека чего-либо, кроме самой любви? Что он ставит ОТНОШЕНИЕ к себе выше САМОГО СЕБЯ (т.е. как раз этой самой Любви)? "Научись любить - и делай что хочешь" - вот развитие евангельской мысли, высказанное не чем иным, как святоотечетвом - самой суровой ветвью христианства. Не "служи богу", не "слушайся бога" - просто люби - и ты будешь в Боге, и Бог будет в тебе: вы станете единым - не это ли идеал стремления всех религий и духовных течений? Христианство (как и прочие религии) в свой глубинной сути - это не призыв к нравственности или усовершенствованию, это призыв к любви.
Пожалуй, разница между Богом и дьяволом очень проста. Бог - это энергия любви, рождающаяся в мире в сердце человека. Дьявол - это ПРЕДСТАВЛЕНИЯ людей о Боге. ЛЮБЫЕ представления, которые ставят что-то выше Любви. Даже ритуалы, которые считаются божественными. Даже - страшно сказать - сам бог, когда он противопоставляет себя Любви, когда он ставит себя между человеком и Любовью. Тогда бог становится вне закона. И тогда - нет более божественного поступка, чем восстать против бога ради любви. Не против Бога, а против бога, против любых представлений о нём, которые не являются Им. А Он - только одно - Любовь. Которая окружает нас, которая живёт в наших сердцах. От нас требуется только одно: прислушаться к Ней, услышать Её и довериться Ей. И тогда человек и становится, выражаясь языком ортодоксальных религий, Божьим служителем. Бог приходит к человеку, а через него - ко всем нам. Наш мир становится Раем - тем самым, давно потерянным нашими умами, но сохранившимся в наших сердцах, который каждый из нас неосознанно ищет вокруг себя. Но полюби - и ты обретёшь Бога. Полюби - и ты обретёшь рай. Тебе не надо креститься, венчаться или молиться - просто полюби. Но будь осторожен - одно неверное движение, один шаг против Любви (не путайте - не против бога !) - и ты уже в аду, не Бог оставил тебя - ты оставил Бога. Бог и дьявол, рай и ад - их отличает только одно: делаем мы шаг к Любви или от неё. Только тут лежит грань, этакий водораздел - и неважно, читает ли человек молитвы или мантры или не читает вовсе, верит ли во что-то или не верит вообще, крестится ли, постится ли. Одно только понимание, что Любовь выше всего, важнее всего, главнее всего может изменить всё. Прийти к Богу, стать Богом очень легко: для этого надо всего лишь ... восстать против бога во имя любви. И этот миг, когда человек сумеет переступить любые ритуалы ради истинного Бога, ради живого Бога, ради Бога Любви, станет самым святым мгновением в истории человеческой цивилизации.
"Дурно то, что люди не знают Бога, но хуже всего то, что люди признают Богом то, что не есть Бог. Говорят, что исполнение закона Бога трудно. Это неправда. Закон жизни ничего не требует от нас, кроме любви к ближнему. А любить не трудно, а радостно" - это уже не Р.Бах. Это слова графа Л.Н.Толстого, того Толстого, которого долго скрывали от нас и до сих пор не спешат открывать.
Выйдя из монастыря, мы ещё раз обошли его. Да, это настоящая крепость, местами чем-то напоминающая французский Каркассон:
Вон там, за верхней ступенькой - вход в наш отель:
На одной из стен окошки обрамлены орнаментом. Явный мудехар, хоть и нео:
Небольшой, но очень красивый дворик, расположенный сразу после ресепции: