Зато со стены алькасабы прекрасно виден мост через Гвадиану – ещё один памятник римской архитектуры (примерно 25 год до нашей эры):
Какая мощь в этих опорах:
Именно в этом месте Гвадиана делится на 2 рукава, образуя зелёный остров, на котором, судя по всему, многие меридцы спасаются от жары летом. А на заднем плане виден современный (построенный в 1992 году) мост Лузитания (Puente Lusitania).
Да, римские мосты, будучи незамысловатыми по своей конструкции, привлекают взгляд своими пропорциями. Именно в пропорциях ещё древние греки видели одно из высших проявлений гармонии. И недаром именно в них кроется секрет притягательности столь разных творений, как афинский Парфенон и греческие амфоры. А принцип золотого сечения, открытие которого приписывают Пифагору, до сих пор считается ключом к совершенству форм.
Этот трёхпролётный мост – самый длинный римский мост в Испании. Его протяжённость составляет почти 800 метров, а количество арок-пролётов – около 60. Если пытаться охватить взглядом его целиком, то кажется, что он уходит вдаль до бесконечности:
Напротив моста можно увидеть главный символ древнего Рима – знаменитую волчицу, выкармливающую своим молоком Ромула и Рема. Этот монумент, как следует из таблички – недавний подарок Рима своему испанскому «собрату» (или сестре, если принять род Мериды как женский). В любом случае – как равному от равного.
На обратном пути мы прошли по площади Испании мимо городского собора, освящённого в честь Богоматери, являющегося сокафедральным вместе с собором Бадахоса:
Слово «сокафедральный» в Испании встречается очень часто и означает, что в некотором архиепископстве нет единого главного центра (и, соответственно, одного главного – кафедрального – собора). В таких случаях соборы городов, которые разделяют между собой функции резиденции (архи)епископа – так назывемых престолов или кафедр, считаются сокафедральными.
Выезжая из Мериды, мы немного изменили маршрут, чтобы увидеть ещё один акведук, носящий имя Св. Лазаря (Acueducto de San Lázaro). Это уже более современное сооружение, построенное в 16 веке. Позже, в 19 веке, акведук был реконструирован и, что интересно, служил для подачи воды в город вплоть до конца 70-х годов прошлого (20-го) века. За какие-то зрительные ассоциации (возможно, потому что он длинный и прямой, хотя не знаю, какая тут связь), в народе его прозвали «воловьим хвостом» (Rabo de Buey). Мы сфотографировали его на ходу из машины, что отразилось на качестве фото. Но для полноты представления о Мериде позволю себе представить это фото в рассказе:
Ещё вблизи Мериды мы проезжаем недалеко от маленького городка Медельин - но не того, который прославился как штаб-квартира одноимённого картеля и кокаиновая столица мира. Дон Пабло Эскобар был, конечно, крутым мэном - но кто о нём вспомнит хотя бы лет через 100 ? А вот сеньора Фернандо (Эрнана) Кортеса, родившегося здесь в конце 15-го века, помнят и знают до сих пор, хотя прошло уже более половины тысячелетия. И забывать пока не собираются - причём по обеим сторонам океана, разделяющего Старый свет с Новым. Хотя его мировая известность, конечно же, значительно уступает славе его, так сказать, «коллеги» Х.Колумба. Что, на мой взгляд, не слишком справедливо. Во-первых, масштабы открытий обоих примерно равны или, по крайней мере, сопоставимы. А во-вторых, если измерять историю Земли великими цивилизациями, то тут след Колумба просто меркнет по сравнению с отпечатком сапога Кортеса на, вычурно выражаясь, могильном камне государственности ацтеков.
О том, кем был Э.Кортес, просто и коротко говорит табличка с указанием одной из улиц Мериды (я поднимал тему таких табличек в разделе про Бадахос):
Кортес – один из знаменитейших конкистадоров «второй волны» (если первой считать странствия Колумба) испанских descubrimientos в Америке. Возможно, несправедливо, что для большинства он известен прежде всего как человек, уничтоживший ацтекскую цивилизацию. Кортес был воином, ровно таким, каких требовали те времена: отважным и хитрым, благородным и вероломным. В нём, как и во многих конкистадорах, проявилась, по словам Г.Мортона, странная смесь благочестия и насилия. Он «мог благочестиво отстоять мессу, а потом предатьогню и мечу целую деревню». Что же касается его зловещей, на первый взгляд, роли в трагической истории ацтеков, то не надо забывать, что все цивилизации рождаются и погибают исключительно по Воле Божьей и исключительно в отведённые для этого времена, и когда настаёт такое время, Бог (как один из вариантов) посылает человека и создаёт ему условия для выполнения его миссии. Так что Кортес просто исполнил свою роль в игре под названием «история человеческой цивилизации». Кстати, ко времени завоевания Мексики ему исполнилось всего 36 лет, и он был «величайшим испанцем своего времени, королём во всём, кроме титула» (Г.Мортон).
В отличие от путешествий Колумба, чьи странствия носили прежде всего научно-исследовательский характер, «американские» экспедиции эстремадурских конкистадоров были откровенно захватническими. Да они и не могли быть иными в силу самих принципов подбора их участников. Если Колумб фактически выполнял «королевский госзаказ» и получал под него государственное финансирование, то «команды» конкистадоров формировались примерно так: несколько состоятельных, но рисковых по натуре людей распродавали имущество, дома, драгоценности, если такие имелись, и на эти деньги покупали оружие, провиант, лошадей, слуг, снаряжали корабли и нанимали команду, в которую естественным для такой кадровой политики путём попадали всяческие авантюристы, а порой – просто бандиты, привлечённые жаждой заморских богатств, а зачастую и возможностью скрыться от правосудия. Потом они получали напутствие властей, а иногда и высочайшее благословение Папы – и отправлялись в путь, навстречу судьбе, богатству или смерти. Как писал Г.Мортон, «нет представления более ошибочного, чем уверенность, что король Испании финансировал завоевание Южной Америки: он только давал разрешение бандам авантюристов». Но не нужно думать и то, что это были банды откровенных разбойников – элементы государственности в столь серьёзных экспедициях всегда присутствовали. Власти, как правило, назначали командующих эскадрами, которым было, что приобретать и что терять, кроме собственной наживы: в случае успеха их ожидали титулы губернаторов и правителей захваченных территорий или высокие звания на родине после возвращения. Кроме того, многие руководители экспедиций принадлежали древним и знатным, хотя и не всегда богатым родам, и вопросы чести и патриотизма были для них не пустым звуком. Ну и не надо забывать, что набожность, всегда свойственная испанцам, тоже возводила определённые рамки их поведению.
Конечно, информации про Э.Кортеса в инете предостаточно, но я всё равно осмелюсь порекомендовать на этот счёт соответствующую главу из книги Г.Мортона «Прогулки по Испании», где автор всего на нескольких страницах описал практически всё: биографию Кортеса, его падения и взлёты, подробности его мексиканской эпопеи, войну и мир с ацтеками, дружбу и вражду с императором Монтесумой. И, конечно же, судьбу золота ацтеков. Как обычно, сухие факты он мастерски разбавляет своими мыслями, впечатлениями и историческими фактами и в результате получается в равной степени познавательное и захватывающее чтиво.