Как и обещал, дроблю посты с учётом количества фото. Только бы рука не дрогнула:)
МЕРИДА
Появление Мериды в нашем окончательном маршруте было трудным и неочевидным. Да, она была одним из первых городов, приманивших меня к Эстремадуре. Являясь фанатом театров, амфитеатров и прочих греко-римских развалин, я, естественно, не мог не заметить знаменитую сцену с колоннами, возведёнными якобы аж до нашей эры. Однако с некоторых пор, особенно после веронской Арены, я стал с недоверием относиться к подобным древностям в Европе: уж больно большие любители они поиздеваться над деяниями далёких предков. За подобными древностями надо ехать на Ближний Восток или в Турцию. Те, кто видел театр в Босре или амфитеатр в Эль Джеме, думаю, никогда не станут особо восторгаться аналогичными строениями в Ниме, Арле или той же Вероне.
Сие вышесказанное было одной из причин, почему посещение Мериды оказалось под большим вопросом. Другим доводом стало исследование города посредством вездесущего гугловского жёлтого человечка (после «прогулки» по Мериде она как-то не слишком впечатлила, да и вообще показалась не слишком испанской), после чего я твёрдой (даже не дрогнувшей) рукой окончательно («ааа, ну-ну», тоном Коровьева слышу чей-то голос сверху ) вычеркнул Мериду из списка мест, включённых в наш маршрут. Вместо Мериды я выбрал Бадахос, а образовавшийся «вдруг» Элваш полностью «утвердил» эту замену.
Ага. Агггааа…. Ты считаешь, что руль в твоих руках? Ну-ну… Дальше события развивались следующим образом. В один прекрасный момент после анализа автомаршрута Бадахос-Трухильо некий внутренний голос (будем, не вдаваясь в детали, так и называть его – ВГ) как бы заискивающе, но с настойчиво-нудными интонациями проныл: «смотри, мы всё равно поедем совсем рядом с Меридой, всего-то по объездной дороге, может, заедем хоть на часок? Римский амфитеатр всё же и всё такое.. Может… а ?..» Последующий диалог (с сокращениями и цензурой моих высказываний) оказался примерно таким:
Я: - Отстань… Мне уже 50, пора переходить на размеренные неспешные поездки. Тем более, что театры закрываются рано, уже в 18.15, чтобы зайти – надо приехать хотя бы минут за 40. Как ты это представляешь?
ВГ: - А может, без театров? Хотя бы акведуки посмотрим, ты же любишь их. Они как раз с северной стороны, просто поедешь не одной объездной дорогой, а другой… Делов-то на 5 минут, не мелочиться же из-за часа. В Трухильо и затемно можно приехать, всё равно город только с утра смотреть.
Я: - Слушай, исчезни, искуситель фигов. Я уже настроился на чинно-спокойно, а тут ты… И где я буду парковаться у этих акведуков? Сейчас гляну Викимэпию…ну да, есть где, как раз городская окраина… вот тут и тут можно встать… и акведук совсем рядом… можно заснять его и двинуться дальше, больше получаса не потеряю. Может, и вправду ?...
ВГ (всё более нудно): - Конечно! Полчаса погоду не сделают, в Мериду ты больше никогда не поедешь, сейчас полчаса роли не сыграют, а потом жалеть всю жизнь будешь – один из известнейших римских акведуков, ЮНЕСКО и всё такое… Слушай, а заодно можно зайти в церковь Св. Эулалии, она совсем рядом, а уж для полного счастья храм Дианы посмотреть, он тоже недалеко, а до Трухильо отсюда всего час…
Я: - Ну ты и обнаглел… Хотя в общем-то… Где-то, как-то, может, и верно… В Бадахосе целый день делать нечего, в Трухильо рано приезжать тоже смысла нет, иначе на завтра ничего не останется… Надо прикинуть временнУю «цену вопроса»… В общем-то, приехать в Мериду часам к 5 проблем нет. А сразу в Трухильо ехать, в отель - вроде и рановато…
ВГ (очень задушевно, но не менее нудно): - А если в 5 приедем, можно в амфитеатр успеть, дороги-то туда минут на 20. А на обратном пути – всё остальное…
Я: - Ты, конечно, зараза, но очень уж убедительная… Если из Касереса выехать на часок пораньше, в Бадахосе пройтись грамотно, то… получается, что в Мериду часа в 4 приедем ?!... Так это всё меняет… Слушай, может, я погорячился, может, ты и прав, прости уж, если что…
Вот как оно было. Поговорив так сам с собой, мы (т.е. я) окончательно приняли (принял) решение о заезде в Мериду. Оставалось только составить разумный график поездки и планы посещения всех городов, что мне вполне удалось. Как я уже писал, единственной платой за столь насыщенный, сколько и интересный маршрут этого дня был отказ от организованного обеда. Поэтому мы, не отходя от машины, перекусили тартасами (обожаю эти испанские круглые галетки, покрытые слегка подслащённой глазурью, особенно анисовые! ) с чоризо из нарезки, с тоской посмотрели на початую бутылку вина, не допитого в Касересе, и довольствовались обычной водой из водопровода последнего отеля, благо в Испании такую воду можно потреблять без всяческих опасений. И двинулись в путь.
Почти вся дорога до Мериды проходила по автостраде, и даже мы теперь наконец-то смогли ехать на законных 120. Что, впрочем, не изменило общую картину на трассе: «нас обгоняет, кто пожелает». Местные водилы, обойдя нас, уходили вперёд так быстро, что и на глаз было понятно: менее 150 на здешних autovías ездить просто не принято. Бросалось в глаза ещё и то, что включённый ближний свет, давно ставший общеевропейским правилом (даже в Черногории нас разок слегка «обакшишили» за то, что я с непривычки не довернул до нужного положения ручку световых режимов), здесь не особо жалуют: это правило в Эстремадуре соблюдают меньше трети (если честно – значительно меньше) машин, по крайней мере, из встреченных нами за все 3 дня. Ну им виднее, они у себя дома. Им, если что, и штраф заплатить проще, а нам проблемы не нужны, поэтому мы ехали законопослушно с точки зрения всех возможных правил ДД.
Сегодня всё чудесным образом происходило по составленному графику, который, хоть и допускал отклонения на 1-2 часа, удерживался почти идеально. Около 16 часов мы припарковались на окраине Мериды в заранее определённом месте, вышли из машины и – сразу увидели акведук, знаменитый акведук Чудес, Acueducto de los Milagros, на котором восседали – даже не спрашиваю кто, поскольку ответ очевиден – конечно же, аисты!
Вот даже рука дрогнула при съёмке от такой красоты !
В начале нашей эры Мерида называлась Эмерита Аугуста и была столицей римской провинции Лузитания. Акведук Чудес выполнял роль городского водопровода, будучи предназначен для доставки воды из водохранилища Прозерпины, расположенного в нескольких километрах к северу от города. Считается, что столь красивое название акведук получил из-за чувства благоговения и восхищения, которое он вызывал у горожан уже в последующие века, даже будучи разрушенным. От многих других подобных сооружений Acueducto de los Milagros отличается декоративной бело-красной расцветкой, а также округлыми арками в 3 ряда, соединяющими пролёты. Есть мнение (правда, неоднозначное), что именно такая цветовая гамма позже вдохновила арабских архитекторов на схожие решения при строительстве арок кордовской мечети.
Конечно, акведуки в Сеговии или даже в Элваше смотрятся монументальнее, но ... время боится только пирамид, а вот акведуки оно не щадит. Просто отдадим должное сооружению, которое всё же сохранило остатки своей красоты и величия даже спустя без малого 2000 лет (считается, что акведук Чудес был построен в 1 веке, а потом достроен в 3-ем).
Мы проходим по парку, разбитому в окрестностях акведука, осматриваем его с разных сторон, любуемся аистами, которые давно и массово обжили его.
Г.Мортон (вот кто настоящий знаток Испании !) описывал Мериду со слов местных жителей как самое жаркое место в Испании. Так это или нет, сказать не берусь, но в этот день здесь действительно было заметно теплее, чем ранее в Бадахосе, а потом – в прочих городах. Да ещё и солнышко приветствовало нас больше и чаще, чем в других местах. Поэтому прогулка по Мериде получилась очень комфортной, особенно после пары чашек cafe con leche, выпитого нами в первом же встретившемся нам кафе. Надо отметить, что, при всей моей любви к этому напитку, готовят его в разных местах всё же по-разному. Так вот в Мериде был один из самых вкусных и правильных кофе, которые мы пили (а пили мы много !) в этом путешествии.
Пройдя несколько сотен метров по улице, идущей вдоль железной дороги, мы подходим к весьма аутентичной базилике Св. Эулалии (Santa Eulalia). Первая церковь на этом месте была построена ещё в 4 веке, а нынешняя сооружена уже в 13-ом.
Св. Эулалия, считающаяся покровительницей Мериды, признана мученицей за веру. Как писал Г.Мортон, она жила «в те прискорбные времена, когда христиане совершали самоубийства в стремлении стать святыми. Для этого они публично оскорбляли императора, богов и законы, пока местным властям, не желавшим того, но исчерпавшим терпение, не приходилось их казнить. Позже даже церковь признала, что эти люди, пусть и бесстрашные, всё же недопустимо испытывали благосклонность небес». Юная Эулалия (а ей было 12 лет), продолжает Мортон, грубо обошлась с наместником, который по-отечески пытался увещевать её, «пытаясь спасти её от самой себя», и в конце концов плюнула в него. В результате её казнили. Можно, конечно, говорить о несоответствии проступка и наказания, но то, что подобные действия христиан отнюдь не соответствовали учению Христа, думаю, очевидно всем, кто хоть раз прочитал Новый завет. Впрочем, постараемся не нарушать его и мы, ибо «не судите – и не судимы будете».
Вот, кстати, на фото одного из живописных уголков города попал уличный термометр, показывающий 19 градусов – это, пожалуй, самая высокая температура в Испании за время нашего путешествия:
А наш путь между тем ведёт к главным достопримечательностям Мериды – комплексу, включающему в себя римские театр и амфитеатр. Весьма недешёвому комплексу, надо отметить. Входные билеты по 12 евро – это крутовато для любой европейской страны, а уж для Испании – тем более (до сих пор самым большим «беспределом» я считал entradas в севильский собор за 8 евро) . Правда, билеты комбинированные, включают в себя посещение ещё нескольких мест, но намного менее значимых, как скажем, местная алькасаба и крипта церкви Св. Эулалии (куда ещё надо умудриться попасть – к примеру, вечером она открыта только с 17 до 19), так что львиная доля цены всё равно де-факто приходится на «стадионы».
В соответствии с рекомендуемым маршрутом, отмеченным стрелочками (хотя при желании можно ходить как угодно), мы сначала попадаем в амфитеатр.
Состояние амфитеатра соответствует его возрасту (8-й год нашей эры, как-никак). Но мне подобные древности нравятся намного больше, чем отреставрированные до такого мраморного блеска, как будто ещё вчера здесь проходила встреча президентов на высшем уровне или очередной съезд правящей (не будем к ночи поминать, какой именно) партии. А уж Арену в Вероне я вспоминаю просто с дрожью… Да, у пирамид Гизы тоже проводятся концерты и представления типа «свет и звук». Но никому не приходит в голову облицовывать их в мрамор и вешать сфинксу на шею плакаты и афиши. А театры можно, их много… Хотя им, на мой взгляд, намного более к лицу благородная седина в виде мха, проросшего между полураскрошившихся камней, чем современные бетонные сиденья или пластиковые стулья – и чем они тогда отличаются от футбольного стадиона небольшого городка или анимационного амфитеатра в турецком отеле? (Те, кто читал мои предыдущие рассказы, знают, что это моя коронная ворчалка, так что ничего особо нового тут не прозвучало).