Когда случаются наводнения, торчелльцы даже не слышат буранской сирены – своей-то нету... ))
Жалко торчелльцев, как же они в непогоду-то?
Отличный рассказ!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Торчелло
Когда случаются наводнения, торчелльцы даже не слышат буранской сирены – своей-то нету... ))
Жалко торчелльцев, как же они в непогоду-то?
Отличный рассказ!
Вторая "засада" ждёт "лучшего", но неподготовленного туриста на самой Фондамента Нуове. По сути дела ФН – довольно-таки крупный (по венецианским меркам) пересадочный узел, где несколько пристаней, с каждой из которых осуществляется свой собственный маршрут.
Мы, хотя и готовились, все же ухитрились пропустить нужный вапоретто. Пока метались по пристаням туда-сюда, он сделал нам выхлопной трубой.
Дмитрий, спасибо. Приятно читать, а уж узнавать столько интересного!
Отредактировано maeva (2011-09-18 18:38:14)
А внутрь вы ходили?
В Санта Фоску, конечно, тоже заходили. Но ты знаешь — совершенно внутрях не помню. Снаружи она гораздо более интересная.
Дмитрий, спасибо
Это вам спасибо за интерес.
Итак, откуда есть пошла земля торчелльская? Из Алтино. Есть такой крошечный городочек на материке буквально в десятке километров по прямой. Некогда он звался Алтинум и был римским городом. Сначала просто римским, а потом римским имперским. Жили-поживали себе алтинцы припеваючи, пока не пришли варвары. Сначала готы Алариха. Потом гунны Атиллы: "Где конь ступал мой, не растёт трава!"... Каждый раз, когда через Алтино прокатывалось цунами варваров, уцелевшие жители в страхе бежали в болота лагуны. Варвары уходили — жители возвращались. Оно и понятно — жить в болотах не шибко приятно. Некоторые, впрочем, оставались на болотах. Так в 452 г. на Торчелло было основано некое поселение. Но варвары приходили всё чаще и чаще. И постоянных жителей в поселении мало-помалу прибавлялось...
Минул век. В 568 году в Италию вторглись лангобарды Альбоина и на семьдесят лет север Италии попал под их гнёт. Лангобарды были даже похлеще Атиллы. Жгли и разоряли всё. И если раньше в лагуну бежали в основном простолюдины, то тут побежал и народ побогаче. В 638 году, когда Алтино полыхал в очередном пожарище и жители вопили в ужасе, местный епископ, как говорят "Хроники Алтино", услышал глас с небес. Глас повелел взобраться ему на одну из городских башен (она именовалась Торчелло) и поискать в округе какое-нибудь убежище для убитой горем паствы. Но какое убежище может быть на материке, где хозяйничают враги? Здесь от них не скрыться, не спрятаться. В растерянности епископ обозревал округу. И вдруг на юге, среди серебристых болот лагуны, в свете звёзд что-то ярко эдак блестнуло... "Вот! – сразу понял епископ. — Туда надоть!" Туда он и повёл народ. В болота. Лично. По случайному для епископа совпадению там уже жили люди. Но это уже не важно. Важно, что прибытие епископа считается началом официальной истории острова, получившего наконец-таки название, с каким он и войдёт в историю — Торчелло. В честь одной из башен бывших городских укреплений покинутого Алтино.
С переселением епископа на островке в центре прибрежной топи закипела жизнь. Если раньше тут были лачуги из невесть какого материала, то жить епископу в антисанитарных условиях — в эфимерных избушках из скреплённых илом прутьев, было не по сану. Однако первым делом заложили добротную каменную церковь в честь Богоматери, куда и перенесли драгоценные для алтинцев мощи святого Илиодора – первого епископа города. Случилось это памятное событие в 639 году. И об этом есть вполне серьёзный докУмент — остатки каменной доски с датой. Их можно увидеть слева от алтаря. Это самое первое какое-либо письменное свидетельство в истории Венецианской республики — пусть и на камне.
Это дало Рёскину, который однажды взобрался на торчелльскую звонницу и вдруг далеко-далеко на юге разглядел колокольни и крыши Венеции, мысль назвать Торчелло "матерью" Венеции. Не знаю, читал ли Хэмингуэй Рёскина, но полковник Ричард Кантуэлл, который однажды по пути на Тревизо приказал остановить армейский бьюик на обочине моста через речушку Дезе, чтобы прочитать своему шофёру краткую лекцию по истории лагуны, пошёл еще дальше – это торчелльцы выстроили Венецию! Полковник был отличным воякой и, без сомнений, большим любителем Венеции, но с Клио был не дружен, в голове у него была явная историческая каша, он всё перепутал – Алтино с Каорле, вестготов с лангобардами... В общем, хэмингуэевы "подвески королевы"! ))
Хэмингуэй всё одно любим. Рёскина простим. Он всё-таки не историк, а прежде всего прекрасный искусствовед, блестящий историк архитектуры. Его академический анализ памятников Торчелло в "Камнях Венеции" до сих пор читается не без интереса. Всех, кто интересуется смыслом торчелльских камней, с удовольствием отсылаю к его классическому труду, сам же я переступил порог базилики Санта Мария дель Ассунта без благоговения, но с любопытством...
Какой была церковь 639 г. – общепризнанно самая древняя каменная церковь венецианской лагуны, увы, никто не знает. Она не сохранилась. Нынешняя базилика лишь стоит на фундаменте этой пра-церкви. Предполагают, что это была достаточно скромная церквушка, размерами с небольшую капеллу – она ведь предназначалась для хранения перевезённых из Альтино мощей святого. Уже в конце VII века церковь слегка расширили – от неё осталась лишь нижняя часть апсиды. В 864-867 гг. пра-церковь подверглась второй перестройке: здание выросло и в длину, и в ширину – за счёт строительства двух боковых нефов. В ходе последней реконструкции в 1008 г. обновили колонны и капители центрального нефа, потолок из деревянных балок и мраморную напольную мозаику. Портик фасада переделали в конце XIV - начале XV века. Но даже с учётом всех этих кардинальных изменений, базилика всё равно внушает почтение — ведь в нынешнем своём виде она стоит тут уже целую тысячу лет! Однако... не будь здесь прекрасных византийских мозаик равеннской школы, Санта Мария дель Ассунта в Торчелло не вышла бы за пределы коротенького абзаца в каком-нибудь узкоспециализированном справочнике.
Мозаики предстают во всём своём великолепии сразу при входе в собор. Храм очень светлый. В нём действительно много, очень много света. Тут Рёскин прав, это не "густой мрак" базилики Сан-Марко в Венеции, не "мрачные пещеры" других, сравнимых по времени создания, церквей Италии – Сан-Амброджо в Милане, Сан-Дзено в Вероне, Сан-Фредиано в Лукке (назвал из рёскинского списка лишь те, которые видел сам).
Это единственные снимки, которые мне удалось сделать в базилике. Когда я вошёл, там было человека три-четыре. Служителей я не заметил. "Оо! – Подумал я. – Дима, лови момент!"... Я спешно опустился в центр скамьи, тянущейся вдоль стены под "Страшным судом", быстро нацелил объектив на общий интерьер передней части храма и, в тот же самый момент, когда палец нажал на затвор, услышал предостерегающий окрик откуда-то сбоку: оказывается, смотрительница взирала на меня буквально в нескольких метрах слева... ))) И всё же я ей благодарен: я снимал прямо у неё на глазах, но она всё-таки дала мне сделать фото. Три других снимка я сделал украдкой, прячась за колоннами, резным мраморным капителям которых Рёскин посвятил немало восторженных слов в своих "Камнях"...
Когда я уже шёл по центральному нефу на выход, то увидел, что смотрительница, разминая в руках сигарету, тоже идёт от своего столика наружу. Мне бы остаться, но я поленился. )) Я лишь обернулся и попытался снять Богоматерь крупным планом. Она смотрит глаза в глаза и по её левой щеке катится слеза...
В интернете снимков из базилики тоже мало — пересчитать можно. Вот два более-менее удачных. Они являются фрагментами огромного мозаичного полотна под названием "Апофеоз Христа и Страшный суд".
Мозаики грандиозны. Иконография, как сообщают специалисты, восходит к VII веку, а само исполнение — к рубежу XI-XII вв. Каким-то образом определили, что работы выполнял мастер из греческих Солоник (или учившийся там). Если попытаться поставить себя на место какого-нибудь неграмотного торчелльского рыбака, прочно замкнутого в раннесредневековом религиозном самосознании, можно только представить, какое мощное впечатление производили мозаики, как они устрашали и какую надежду верующему человеку давали...
Помимо настенных мозаик в базилике не менее прекрасны мозаичные полы. Они обновлялись в 1117 г., но в них обнаружены и фрагменты IX в. Местные власти бьют тревогу: каблуки туристок дробят древние разноцветные камешки, а сами туристы растаскивают отколовшиеся кусочки на память...
Колокольня также тысячелетняя. Кстати, около неё находилась капелла Сан-Марко, куда в 832 г. на некоторое время поместили мощи евангелиста Марка, выкраденные четырьмя годами ранее у мусульман Александрии двумя смекалистыми купцами. Одного смельчака звали Рустико, другого – Буоно. Первый был из Торчелло — религиозного центра венецианской лагуны, второй — из Маламокко, столицы лагуны. Правда, бывшей. В момент прибытия в лагуну мощей Святого Марка её столицей — там сидел дож, уже 18 лет как был Риальто. Ну, а Риальто... Все знают, что это нынешняя Венеция.
К X веку, когда началась последняя реконструкция базилики, Торчелло представлял собой богатый лагунный город с населением в 10 000 человек. Его численность значительно превышала население столичного Риальто. К XII веку на Торчелло жило уже 20 000 человек и он по-прежнему был самым крупным поселением. Но тут вмешалась сама Мать-природа: гавань острова начала заиливаться и превращаться в зловонное болото — рассадник комаров и малярии, начался исход жителей – на Маццорбо, Бурано, Мурано, Риальто и другие острова лагуны. Покинул Торчелло и епископ, перебравшись на Мурано. Процесс исхода был долгим и мучительным. Неправильно думать, будто он был одномоментен. Пару столетий жизнь на Торчелло ещё теплилась – по крайней мере, здания, где ныне размещаются экспозиции музея, были выстроены в XIV веке. Значит, в это время ещё мучались. Однако судьба Торчелло была предопределена. Со временем от былого величия не осталось ни следа. О нём напоминают лишь каким-то чудом выжившие Санта Мария Ассунта да Санта Фоска...
Cпойлер: Приложение. Осторожно: под катом много текста.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Так откуда есть пошла земля венецийская? И был ли Торчелло "матерью" Венеции? Ответ на сей вопрос зависит исключительно от того, на какую колокольню залезть. )) Когда мы были на Торчелло, башня стояла в реставрационных лесах и возможности обозреть окрестности, увы, не представилось. Но в век интернета это можно сделать виртуально. Итак, вооружившись биноклем помощнее, взойдём на кампаниллу Торчелло и оглядим окрестности повнимательнее...
"Глазу откроется завораживающий вид – из тех, каких мало в нашем подлунном мире. Насколько видит взор, простирается бескрайняя морская пустошь цвета серебристо-серого пепла <...> она безжизненна, она подобна небелённому холсту <...> одна лишь печальная и бескрайняя ширь <...> хмурая, плоско уходящая к мглистому горизонту. Вернее, к самому горизонту – на северо-востоке; на севере и на западе у самого края горизонта синей линией обозначена возвышенность, а над ней, ещё дальше, — скрытая в дымке горная цепь со снеговыми шапками на вершинах. На востоке — бледная, беспокойная Адриатика <...>, на юге просторное зеркало спокойной лагуны, а почти у наших ног, на той же лужайке, где стоит наша наблюдательная башня, находятся четыре постройки: две из них чуть больше фермерских домиков [палаццо дель Kонсильо и Аркивио] <...> , третья — капелла восьмиугольной формы [церковь Санта Фоска], крытая красной черепицей; четвертая – внушительных размеров трёхнефная церковь [базилика Санта Мария дель Ассунта] <...>. Вокруг этих зданий ни души, поблизости ни следа какого-либо поселения.
Поглядим теперь дальше к югу. За расширяющимися протоками лагуны, вздымаясь из наполненного светом озера, в которое эти протоки в конце концов собираются, видны тёмные силуэты многочисленных башен, раскиданных между квадратными объёмами сбившихся в группы дворцов, — длинная ломанная линия, нарушающая безоблачность южного неба.
Обе они перед вами, мать и дочь, равные в своём вдовстве, — Торчелло и Венеция."
Странно. Смотрим с Рёскиным вроде как с одной башни, а впечатление такое, что взираем с разных колоколен )) На первый взгляд, всё верно — тёмные силуэты многочисленных башен Венеции действительно видны на далёком южном горизонте...
Но и только? Но вот ведь — слева, совсем у нас под носом, Бурано и Маццорбо, а перед Венецией отчётливо просматривается Мурано. Их Рёскин не видел в упор. )) Но не будем забывать, что именитый англичанин забирался на торчелльскую звонницу свыше ста лет назад и пытался рассмотреть оттуда очень далёкие, очень тёмные времена...
Темные времена Венеции… Государство без римских корней. С приходом варваров всё как-то слишком резко оборвалось. Цивилизованные люди ломанулись в топь и как-то быстро исторически "одичали", начав по сути с чистого листа. В архивах до X века нет никаких письменных документов. Хроники, на которых последующие поколения историков, пытались восстановить раннюю — до Сан-Марко, историю страны, написаны столетиями позже. Они основаны на каких-то древних, утерянных документах, легендах, мифах и слухах, пересказах и плохих, некритических копипастах. Гражданская хронология началась в Венеции лишь с XII века.
Давайте пригласим на торчелльскую башню Джованни Диакона (умер в начале XI в.), венецианского церковного и государственного деятеля, автора "Венецианских хроник" — одного из самых ранних сочинений венецианской историографии, до нас дошедших. Тем более, что он наверняка на кампаниле был.
В действительности Венеций две. Первая – это та область, которая упоминается в историях древних времён, которая простирается от границ Паннонии до реки Адды; её главным городом является Аквилея, некогда по божественной милости внимавшая святому евангелисту Марку, который здесь проповедовал о Господе Иисусе Христе. Вторая же Венеция – это та местность, которую мы знаем на островах с его удивительным расположением среди растекающихся волн в заливе Адриатического моря, и благополучно населённая множеством народа. Сколь возможно понять из самого названия и это подтверждается книгами анналов, этот народ очевидно ведёт своё происхождение от первой Венеции.
Так и есть. Венецианцы в лагуну не с Луны свалились, а пришли с материка – из некогда процветавших римско-византийских городов. В топи их согнали варвары, в течение нескольких веков утюживших эти земли. Жители Алтино, переселившиеся на Торчелло, были не единственными. Бежали отовсюду. И бежали в разные места прибрежных... лагун. Да-да, венецианская лагуна была не единственной в этой миграции. Ширше, ширше надо смотреть, а не подстраивать подзорную трубу или бинокль к красивой концепции "мать—дочь". Собственно, Джованни Диакон, у которого даже очков не было, так и смотрел...
Теперь же необходимо последовательно указать названия отдельных островов, составляющих Венецию. Первый из них называется Градо. Про него известно, что он прославлен высокими стенами и богатствами церквей, а также телами святых. Как Аквилея была главой прежней Венеции, так и Градо предназначено стать главой и метрополией всей Венеции новой.
Насчёт перспектив Градо хронограф немножко поторопился, однако скажем ему спасибо, что перечислил те острова, что составляли Венецию в тёмные времена ему виднее, к нему они были ближе. Опущу его характеристики островам, выдам списком (в скобках — современное название): Градо, Бибионы (Бибионе), Капрулы (Каорле), Гераклианский остров (Эраклея), Эквил (Езоло), Торкелл (Торчелло), Мориана (Мурано), Ривоальт (Венеция), Метамавк (Маламокко), Попилия (Повелью - ныне закрытый кладбищенский островок наискосок от Маламокко), Клюгия Малая (Кьоджа) и Клюгия Большая (Капо ди Арджине). "Таким образом, – подытоживает Джованни Диакон, — в этой провинции почти все острова обитаемы". Замечу: немаловажно, что Торчелло идёт в его списке через запятую. ))
Cоперником Венеции в борьбе за роль "собирательницы земель" выступал скорее Градо, лежавший восточнее по побережью Адриатики в собственной лагуне. Градо известен как морской порт Аквилеи, основанной римлянами в конце II в. до н.э. В Аквилее жили сотни тысяч (!) человек, она входила в десятку крупнейший римских городов, а ныне — как же преходяща Судьба! — тут чуть больше трёх тысяч жителей. В 452 г. – задолго до базилики Торчелло, епископ Никита отстроил в Градо базилику святой Евфимии и монастырь Санта Мария делле Грация – они и сегодня стоят в том виде, в каком были в 568 г., когда патриарх Павлин бежал из Аквилеи в Градо от лангобардов. В 466 г. представители лагунных поселений встретились в Градо и договорились раз в год избирать Совет представителей. Избирать-то избирали, но всё одно каждый по-прежнему в основном дул в свою дуду.
"У этих территорий не было центра. Эраклея являлась резиденцией византийского наместника, Градо считался вотчиной патриарха. И то, и другое были большими деревнями. Торчелло был богаче обоих, и со временем соседи всё больше на него косились. По мере разрастания отдельных поселений неприязненные отношения становились неизбежными; венецианцы VII столетия, похоже, утратили святую простоту, так поразившую в VI веке Кассиодора. Старые трибуны и недавно прибывшие епископы оспаривали друг у друга власть, а различия между соседними общинами в любой момент перерастали в открытое противостояние, и византийские власти не в силах были с этим справиться", — пишет в лучшей "Истории Венецианской республики" современный английский историк Джон Норвич (издана на русском в 2009 г.).
Междоусобица длилась до 726 года, когда византийскому императору Льву III вдруг втемяшилось повелеть уничтожить в своих владениях все иконы и изображения святых. Хорошо известно, что лучше всего дружится против общего врага. )) Приказ императора привёл в империи к повсеместному мятежу, чем быстренько воспользовался и папа Григорий II, поддержав восставших в Равеннском экзархате. А непосредственно для лагуны прямым результатом восстания стало избрание её жителями первого дожа из местных – им стал некто Орсо Ипато. Два предыдущих – с них под самым потолком зала Большого совета в Палаццо Дукале начинается длинная портретная галерея венецианских дожей, были "ширмой", за которыми скрывались высшие сановники Равеннского экзархата — им показалось не по чину оборонять границы империи от собственного лица и они придумали себе клонов-дожей .
Орсо Ипато правил из Эраклеи. Его сын – Теодато Ипато, получивший титул по наследству, в 742 г. переехал в Маломокко. И только восьмой дож – Аньелло Партичипацио, избранный дожем в 811 году, перевёл столицу из Маламокко на Риальто. Именно при нём началось резкое возвышение Риальто и постепенное превращение малонаселённогого поселения в ту Венецию, какой мы её знаем.
Ежегодно 25 марта Венеция празднует день своего основания. Согласно преданию, именно в полдень пятницы 25 марта 421 г. (!) три прибывших из Падуи консула основали на островке Риальто факторию, заложив церковь в честь святого Иакова – Сан Джакомо ди Риальто. Всё бы отлично, вот только современные историки относятся к этой ветхозаветной легенде, явно подогнанной хронографами под «политику», весьма критически — существующее здание не старше конца XI века. Впрочем, праздновать «День города» исторические нестыковки венецианцам совсем не мешают.
Но что есть 421-й год? Это как раз то самое время, когда на севере Италии появились первые варвары, когда тут хозяйничал вождь готов Аларих, дошедший до самого Рима. Когда в лагуну, спасаясь от готов, в страхе побежали первые отчаянные пионэры. Побежали кто куда: аквилейцы в Градо, альтинцы — на Торчелло, падуанцы — в Кьоджу, Маламокко, Риальто...
До 1985 года Венеция не знала городской археологии. Сейчас мало-помалу положение начинает выправляться, появляются новые сведения, позволяющие судить о тёмных временах не только по преданиям старины глубокой. Из хроник известно, что византийский военноначальник Нарсес, благодарный венецианцам за помощь в борьбе с врагами империи, в 551 году якобы построил на месте нынешней пиаццы Сан-Марко церковь Сан Джиминьяно э Сан Менны, а неподалёку ещё и другую — Сан Теодоро, первому покровителю Венеции (это тот самый дядька, что попирает крокодила на одной из колонн Пьяццетты. )) Впоследствии Сан Теодоро сгорела, остатки поглотила базилика Сан-Марко. Из хроник известно, что церковь Сан-Пьетро ди Кастелло, что стоит в Венеции на островке, который ранее был больше известен как Оливоло, выросла на месте церквушек Бахуса и Сергия, заложенным в VII веке. Но хроникам, написанным полтысячелетие спустя, веры мало — современному историку подавай что-нибудь более доказательное — хотя бы в виде камня с датой основания, как в торчелльской базилике.
Есть, есть у нас такие доказательства! )) Ну, не у меня, а у венецианских археологов, конечно. Радиоуглеродный анализ — оченно интересная штуковина! )) И она показывает порой просто удивительные вещи. Например, что камень в торчелльской базилике, на котором выбит 639 год, не совсем 639-го года. Радиоуглерод указывает на примерно 700-й год.
Но на Торчелло — проще. Пустынный, покинутый остров. Копай — не хочу! В Венеции сложнее. Город столь плотно застроен и в исторической зоне уже давно не ведётся никакого нового строительства, современных зданий — по пальцам рук пересчитать. Но тем не менее, кое-что интересненькое находится. Например, изучили доски и остатки цемента из-под Сан-Пьетро ди Кастелло — оказалось, что стоит он на месте какого-то другого большого храма, более раннего, датируемого IX веком. Оказалось, что первые поселенцы обосновались у будущего кафедрала на Оливоло ещё раньше — в начале VII века, об этом говорят остатки раскопанных домов и деревянных полов в них. Очень многие древние каменные венецианские церкви стоят на месте ещё более древних – деревянных, сгоревших в многочисленных пожарах. Хроники сообщают, что однажды был такой пожар, когда за день сгорели 24 церкви. Пожар был такой силы, что в какой-то момент языки пламени лизали противоположный берег Каналaццо…
Конечно, было бы глупо отрицать, что Торчелло, где первые поселенцы появились в схожие времена — один враг согнал с родимых пенат, не развился, не вырос быстрее, нежели поселения на Риальто/Оливоло. Условия были не равные: Торчелло был бОльше "твердью", он был ближе к материку, сюда было проще доставлять камень, тогда как в центр лагуны, где спрятались около шести десятков крошечных островочков, проще было тащить дерево. Да и человек - животное стадное, ему проще селиться там, где народу побольше, чем ютиться на малолюдных островках, еле-еле выступающих из воды. Отсюда – бОльшая на первых порах привлекательность Градо, Торчелло, Маламокко. Однако время и труд всё перетрут. Да и стратегическое положение Риальто делало его более неуявимым перед лицом внешних врагов. С воцарением же дожей на Риальто рост Венеции как города становится неудержимым. И пусть на заре своего будущего величия он в основном был городом деревянных церквей и двухэтажных домов под соломенными крышами, но и в нём почти в сравнимое с Торчелло время появились пусть редкие, но также каменные сооружения. И не только в Венеции.
В ранней Венецианской республике есть три совершенно блестящих больших храма. Все они появились практически в одно время. Все они практически в одно время были украшены великолепными византийскими мозаиками. Это базилика Санта Мария Ассунта на Торчелло, церковь Санти Мария э Донато на Мурано и базилика Сан-Марко в Венеции. Базилике Сан-Марко суждено было стать величайшей. Ну а "мать—дочь"? Нет, матерью была обширная земля за пределами лагуны, а папой — жестокий, пришлый варвар. В результате родился удивительный выводок примерных погодков. Да, кто-то был поупитанней, кто-то похудее. Но по мере того, как братья-сёстры подрастали, вперёд неизбежно вырвался тот, у кого были неоспоримые свойства лидера — Венеция. Остальным ничего не оставалось, как молча признать, кто в доме главный. ))
Вот и всё. Осталось лишь подняться на кампанилу Сан-Марко и посмотреть на Торчелло с высоты Венеции... ))
Если пристально напрячь глаза, где-то справа, далеко-далеко на горизонте, за бескрайней гладью лагуны у самой береговой линии в голубоватой дымке печально высится одинокая башенка, скорбящая по своей безвозвратно ушедшей юности и завистливо взирающая в сторону свой более удачной и нарядной сестры. 25 миллионов пар ног ежегодно топчут плиты у ёё подножия. "Ну и пусть! — Вздыхает торчелльская отшельница. — Зато ко мне приезжают самые лучшие..."
| Fin.
Отредактировано Ариал (2011-09-18 23:29:20)
Только Пятиземелье или западная часть региона тоже?
Сестри Леванте- только восток. Естественно, Чинкве Терре, Генуя, Портофино-Рапалло. нашла семейный пансиончик, который держат повар с сестрой. Очень впечатлилась. теперь главное, чтобы все дни дождь не лил. Добавляйте поскорее!!!!- я все изучаю с карандашом в руках
Ариал, просто супер! Поэтично и прекрасно. Последняя фотография вообще меня заворожила.
Рассказ удивительно красочный и интересный, но на посещение сего замечательного острова всё равно не вдохновил. Больше всего впечатлили мозаики, но в целом ... с грустью отношу себя к другой категории -
Зато ко мне приезжают самые лучшие...
Дим, историческая справка о заселении Торчелло совершенно потрясающая! Это ж надо так – и информативно, и легко, с приколом, написать! А как можно изложить обычно нудную историю строительства-перестройки базилики Санта Мария дель Ассунта, что она вдруг обрела неожиданную образность, и прямо перед глазами будто раскручивается ускоренный фильм, в котором здание расширяется, растёт в длину и ширину и т.д.? Знаешь, после твоего рассказа на этот тоскливый Торчелло потянуло с непреодолимой силой. И вовсе не из-за блестящего завершения.
Историческая часть о «тёмных временах» под спойлером просто поражает глубиной проработки материала и широтой познаний. Правда, остаётся вопрос – почему дожи переехали с Эраклеи на Маломокко, но, насколько я понимаю, этого уже не узнать? Сначала вопросов больше понавозникало , но потом ответы почти на все прочитала под спойлером. И «заблуждение» ты отменно развенчал!
Вообще весь очерк производит впечатление цельного, удивительно продуманного, пронизанного связками Настоящего произведения. Просто здорово! Пищу от восторга.
Ариал, спасибо за удивительно интересный рассказ!
В Вашей версии Торчелло очень хорош
Но вот подумала: а если бы день был пасмурный, наверное, это бы повлияло на восприятие места?
Просто здорово! Пищу от восторга.
Невероятно интересное исследование!
Но можно я тут пискну немного в защиту Рёскина?
Ширше, ширше надо смотреть, а не подстраивать подзорную трубу или бинокль к красивой концепции "мать—дочь".
Ты тоже не без греха, торчелльскую базилику омолодил на 60 лет (ну не ты, а венецианские археологи))), а возраст сан-марковской скромно умолчал.
Есть, есть у нас такие доказательства! )) Ну, не у меня, а у венецианских археологов, конечно. Радиоуглеродный анализ — оченно интересная штуковина! )) И она показывает порой просто удивительные вещи. Например, что камень в торчелльской базилике, на котором выбит 639 год, не совсем 639-го года. Радиоуглерод указывает на примерно 700-й год.
Погрешность радиоуглеродного анализа от 70 до 300 лет! 639-й год вполне вписывается, вроде.
Но, даже, если 700-й, то сан-марковская всё равно намного моложе, строительство которой
было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио
.
Разница в возрасте вполне тянет на отношения «мать-дочь». А для дочери нормально заботиться о матери.
"Ну и пусть! — Вздыхает торчелльская отшельница. — Зато ко мне приезжают самые лучшие..."
...и несут бабушке пирожок и горшочек масла.
Отредактировано CosMary (2011-09-30 23:02:56)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Торчелло