Начало: Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II. Поездки.
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III. Поездки.
Сиена, Венеция, Сирмионе, Рим.
Побывали в Сиене . Эта поездка несколько выходила за рамки предварительного плана, но поскольку была очень желанна для половины нашей компании, то состоялась, заменив собой другие направления. И я ни капли не жалею об этом, потому что получилось так, что мне не хотелось уезжать из этого города, оставившего меня в первое его посещение совершенно равнодушной. Теперь я знаю, что если с нами в Сиену поедет человек, никогда там не бывавший, то я постараюсь выполнить несколько несложных правил.
1. Лучше побывать в этом городе до поездки в Венецию и Пизу, чтобы более просторные и яркие площади этих городов не затмили впечатления от Кампо. Очень хорошо, если это будет в период с конца августа до конца сентября, когда открыты полы в Дуомо.
2. Ни в коем случае не рассказывать, что Кампо считается одной из самых красивых площадей Италии периода Возрождения.
3. Сначала походить по улочкам Сиены, увидеть каменные средневековые «перепонки» между домами, длиннющие подворотни и мощные арки. Пройти крытым проходом Vicolo del Lavatoio (отходит от Via di Vallerozzi) к Fontenuovo. Увидеть грандиозные остатки недостроенного нового собора. Посмотреть на бело-розовый резной фасад с Piazza del Duomo. Внутри для первого и недолгого посещения собора лучше сосредоточиться на необыкновенных графично-мозаичных полах и присмотреться к ритму белых и черных полос стен и колонн, чем высматривать в полумраке ниш алтаря Пикколомини фигуры работы Микеланджело, изучать многофигурные композиции Никколо Пизано на знаменитой кафедре или фрески Пентуриккьо в библиотеке Пикколомини (все строжайшее ИМХО). После этого хорошо бы выпить кофе на площади Piazza S. Giovanni, у подножия лестницы, ведущей к Piazza Jacopo.della Quercia.
4. Только после этого выйти на простор Кампо. Тогда роскошь открытого пространства, вымощенного розовым кирпичом и как бы стекающего вниз, к Палаццо Пубблико, возможно, затмит мрачноватые коричневые здания вокруг.
5. Замечательно, если в этот день будут происходить какие-нибудь события в контрадах (только вот как об этом узнать – к сожалению, не нашла). http://www.ilpalio.org/palioenglish.htm
Город встретил нас грохотом барабанов, с которыми ходила вполне современно одетая группа ребят, тем не менее привлекая толпы народа, мешавшего свободному передвижению. От парковки Ovile (тел. 0577 46400) через арку-подворотню-лестницу мы прошли на улочку, приведшую нас в центр.
И почти сразу попали на знаменитую площадь. Как оказалось, не только я не испытываю восторга от созерцания Кампо. Палаццо Пубблико, по-прежнему изнемогающий под тяжестью громады башни Ди Маджио и выставивший вверх 2 выступа-«ушка», ощетинившихся зубчиками, напомнил мне в этот раз громадного сердитого жука. На подъем на башню была отдельная очередь, причем она совсем не двигалась. Немного постояв, мы махнули рукой и пошли в палаццо. Я не могу сказать, что посещение дворца стало для нас откровением, но удовольствие от осмотра его роскошных интерьеров мы получили. Любопытно было увидеть и знаменитую фреску «Маэста» Симоне Мартини, но наши эмоции она не затронула.
Пообедав в одном из ресторанчиков на площади (мы все еще надеялись «ухватить» ее очарование), пошли к собору, но кружным путем. Приятно было зайти во дворик Palazzo Chigi Saracini. Вид заброшенного огромного нефа собора, встроенного в окружающие здания, поражает. Мраморно-графичные полы собора (вход 6 евро, за 10 евро можно купить билет, включающий, кроме собора, посещение музея Оперы, крипты, баптистерия, оратория и Facciatone) оказались полностью открытыми и потрясли меня до глубины души. В полученном буклете говорилось, что полы целиком доступны для осмотра только с конца августа по конец октября. Бело-розовый зефирный дробленый многочисленными мелкими деталями готический фасад, созданный Джованни Пизано, показался абсолютно не сочетающимся с простой черно-белой облицовкой остальных стен.
А вот после этого, отправившись на поиски источника Fontebranda, мы получили самые сильные впечатления от Сиены. По дороге мы увидели многочисленные средневековые «перепонки» между домами на Via della Galluzza, потрясающий вид на возвышающийся над долиной монастырь San Domenico, слегка изогнутую узкую улицу Via S. Caterina, всю увешанную зелеными знаменами одной из контрад с изображением гуся, и наконец вышли к источнику. Три высоких арки скрывали разлившийся под сводами бассейн. Мерцали отблески света на сводчатом потолке, тихо журчал вытекающий из бассейна ручеек. Умиротворение и ни на что не похожие впечатления.
На обратном пути к стоянке вдоль изукрашенной зелеными знаменами улицы мы вновь услышали дробь барабанов. И вот нам навстречу с перекрестка заворачивают барабанщики, одетые в средневековые двухцветные красно-синие одежды. Следом за ними идут знаменосцы, искусно вращающие сине-красными флагами (контрада пантеры). И опять барабанщики, а потом знаменосцы. И так без конца. А сбоку появляется кто-то без театральных одежд, но с зеленым знаменем и принимается им неистово размахивать. Что это означает? «Я с вами» от дружественной контрады или «не забывайте, вы не одни такие крутые» от соперничающей? Неважно, все равно было очень забавно. А на пути к стоянке мы увидели развевающиеся вдоль улицы черно-белые знамена контрады волчицы. И уже загорались декоративные черно-белые светильники, прикрепленные к стенам домов (ранее мы видели такие же, но зеленые). Стало очень интересно, что же будет происходить в городе дальше, и очень не хотелось уезжать…
На обратном пути буквально на полтора часа заехали в Сан-Джиминьяно . «Поймать» вид ощетинившегося башнями города нам на этот раз не удалось. Жаль. Дорога очень живописно пролегала среди холмов и вдоль нависшего над обрывом старинного городка Colle di Val d’Elsa. В общем, впечатления от предыдущего приезда полностью повторились: живописно, средневеково, каменно, многолюдно. Улочка между двумя воротами Via San Giovanni опять порадовала колоритностью и обилием магазинов (работали в основном до 20.00, только единичные закрывались на час позже) и кафешек.