Латинские авторы приписывали основание Остии четвертому римскому царю Анку Марцию, правившему в VII в. до Р.Х.. Тит Ливий писал: «Отобрав у вейян Месийский лес, римляне распространили свою власть до самого моря, и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль». Однако археологические изыскания не обнаружили следов каких-либо сооружений, построенных ранее IV в. до Р.Х., времени, когда римляне в результате победоносных войн распространили свою власть почти на весь Лациум и Южную Этрурию.
Город имел форму типичного военного лагеря, называемого «castrum». Прямоугольное пространство 194 на 126 метров располагалось параллельно берегу Тибра, и было окружено стеной, выстроенной из больших блоков фиденского туфа (Фидены – место на Тибре, севернее Рима).
Первые подлинно исторические известия о городе относятся к III в до Р.Х, когда значение Остии возросло в период завоевания римлянами южной Италии. Свидетельством усиления роли города служит тот факт, что, когда в Риме в 267 г до Р.Х. были выбраны четыре специальных квестора, ответственных за содержание флота, была организована специальная магистратура «Provincia Quaestoria Ostiensis”, а Остия стала постоянной резиденцией одного из этих квесторов.
Чуть ранее, в 279 г., в Остию прибыл карфагенский флот из 120 судов для заключения договора против Пирра, с которым в то время воевал Рим.
Во время Пунических войн Остия становится основной базой военного флота, жители города даже освобождаются от военной службы. В 211 г. до Р.Х. Публий Корнелий Сципион отплывает отсюда в Испанию во главе большого флота.
В течении II-I вв. город постепенно разрастается за пределы каструма.
В 87 г до Р.Х. , когда Рим был охвачен гражданской войной, Остия перешла под контроль сторонников Мария. Спустя пять лет Сулла взял город штурмом и отдал его на разграбление солдатам. Вскоре после своей победы Сулла восстанавливает город и строит вокруг него новые стены, которые охватывают площадь уже в 69 га.
В 67 г. до Р.Х. Остия подверглась нападению сицилийских пиратов, которые разрушили порт и уничтожили флот, стоявший в гавани, и даже захватили в плен двух сенаторов. Цены на хлеб в Риме резко выросли, и народ потребовал чрезвычайных мер. Их исполнение было возложено на Помпея, который за пару месяцев очистил Средиземное море от пиратов.
В 63 г. Цицерон начинает строительство новых, более мощных стен, оно было завершено Клодием Пульхром в 58 г. до Р.Х. В этот же период город, до этого управлявшийся из Рима, получает собственные магистратуры.
В имперский период Остия приобретает значение крупного торгового порта. Из-за того, что устье реки постоянно заносилось песком и илом, большие корабли не могли приставать к берегу, и товары необходимо было перегружать в лодки. К тому же, гавань не была защищена от штормов со стороны моря. Еще Цезарь задумывал построить искусственную гавань в Остии, но только Клавдий приступил к осуществлению этого плана. В 41-54 гг. был построен новый порт в 3 км к северу от города. Вырыт был огромный бассейн, Portus Augusti, защищенный со стороны моря двумя молами, и соединенный каналами с Тибром. Новое поселение получило название Портус. Траян еще больше расширил новый порт, вырыв по соседству с гаванью Клавдия, новый шестиугольный бассейн, получивший название Portus Traiani Felicis.
В эпоху Адрианов Остия достигла наивысшего расцвета. В то время в ней проживало около 50 тыс. человек.
Последняя значительная строительная активность в городе относится к периоду правления династии Северов. В последующую эпоху Остия начинает медленно угасать. После перемещения столицы Западной империи в Равенну, город теряет какое-либо значение. В 410 г. он был разграблен вестоготами, а в 455 г. – вандалами. Население начинает покидать город, в конце V в. перестает работать водопровод. В IX в. Остия была захвачена и разграблена сарацинами, после чего город был заброшен, и папа Григорий IV основывал новый город к востоку от старого, и называл его Григориополь. В период средневековья Остия служит, главным образом, каменоломней, где добывают мрамор, который затем пережигают в печах для получения извести. Речные наносы постепенно отодвигают береговую линию все дальше от городских стен: к 1450 г. она отступила уже почти на 2 км. Кардинал Джулио дела Ровере (будущий папа Юлий II) строит в конце XV в. мощную крепость на берегу Тибра для защиты от вторжений с моря. Однако в 1557 г. произошло сильное наводнение, в результате которого Тибр изменил течение, русло реки спрямилось, и излучина, вдоль которой была построена древняя Остия, исчезла. Крепость, от которой отступила река, потеряла свое оборонительное значение.
Первые, спорадические раскопки в Остии начались в конце XVIII в. Папа Пий VII организовал систематические археологические работы в 1805 г., которые были продолжены Пием IX в 1855 г. Свое продолжение археологические изыскания получили затем в 1870 и в 1909 гг. В период 1938 – 1942 гг. Муссолини инициировал обширные раскопки, желая представить их результаты на Всемирной выставке, которая должна была проходить в Риме. После войны работы были продолжены, и ведутся по настоящее время, чему я сам был свидетелем.
Доехать до Остии очень просто: на метро до станции «Пирамида», там, по выходе из вагона, перейти на соседний перрон, сесть в любой поезд, посмотрев на табло, какой из них отправляется раньше. Примерно через полчаса, выйдя на станции «Остия-Антика», перейти через мостик, миновав один перекресток, на следующем повернуть налево. По правую сторону можно увидеть замок Юлия II. К раскопкам – налево.
Как уже было указано выше, Остия была построена по образцу типичного римского военного лагеря, называемого castrum. Каструм являл собой прямоугольное в плане пространство, разделенное на четыре части двумя главными улицами: с севера на юг пролегает улица называемая Cardo, с востока на запад тянется Decumanus. На их пересечении расположен Форум. Все остальные улицы параллельны двум главным. С разрастанием города главные улицы слегка отклонились от первоначальных направлений: западнее Форума Декуманус сворачивает на юго-запад, в месте поворота от него отходит Виа делла Фоче, а Кардо к югу от Форума отклоняется в сторону юго-востока.
Вход в раскопки находится у восточной окраины города, где располагался некрополь. Так что, осмотр города начинается с кладбища. По соображениям гигиены римляне располагали некрополь вне городских стен. Это одно из трех остийских кладбищ. Большинство колумбариев датируются I в.
Гробница Джемелли, названная так за симметричность ее пространства (gemelli – близнецы. ит.)
Здесь нужно иметь в виду, что большинство объектов в Остии имеют названия новейшего происхождения, в соответствии с какими-то их особенностями или атрибутами. Как их называли римляне, и называли ли каким-нибудь специальным образом, покрыто мраком веков.
На последней картинке хорошо видно, что Гробницы декорировались сочетанием красного кирпича и пемзового камня.
Надо сказать, что остийский некрополь куда менее роскошен, нежели помпейский. От сравнения Остии и Помпей, разумеется, никуда не уйти. Остия в годы своего расцвета превосходила Помпеи, в эпоху Адрианов в ней обитало 50 тыс. человек; относительно Помпей, исследователи сходятся на средней цифре в 20 тыс. Остию, наверно, можно определить как город-функцию: порт, главной задачей которого было принять товары, доставляемые морем, и переправить их далее, в Рим. Морские ворота Рима, короче. Помпеи были одним из центров богатого сельскохозяйственного района. Это и определяет различия двух городов. В Помпеях основным типом жилого здания является Domus – традиционный жилой дом, пространство которого формируется вокруг внутреннего двора. В Остии преобладает тип многоэтажного здания, именуемый Insula, состоящий из квартир, сдаваемых внаем. Наверно, исходя из этого, можно сделать вывод, что в Помпеях городское пространство формировалось богатой земельной аристократией. В Остии, судя по всему, преобладал разночинный элемент, обеспечивавший функционирование многочисленных торговых компаний и государственных учреждений, надзирающих за их деятельностью и обеспечивающих работу портовых служб. Вообще, Помпеи кажутся городом более богатым и полноценным: там есть амфитеатр, коего нет в Остии, помпейский театр больше остийского – 5 тыс. против 3 тыс. Живопись и мозаики в Остии выполнены с меньшим мастерством, нежели в Помпеях.
Что касается сохранности, то Помпеи, будучи, по сути дела, законсервированными, сохранились гораздо лучше.