Национальный Римский музей, согласно официальному путеводителю, включает в себя пять объектов: Палаццо Массимо алле Терме, Термы Диоклетиана, Палаццо Альтемпс, Палатинский музей и Крипту Бальба. Поскольку в двух последних я не был, то рассказ пойдет о первых трех.
Среди всех музеев, в которых довелось побывать, Национальный Римский музей – один из лучших по организации работы, по устройству экспозиции, по удобству для посетителей. Билет стоит 7 евро, действителен три дня, дает право на посещение четырех мест - Палаццо Массимо алле Терме, Терм Диоклетиана, Палаццо Альтемпс, и Крипты Бальба.
Музей был основан в 1889 году для того, чтобы собрать в одном месте многочисленные римские древности, разбросанные по разным коллекциям. Основу составило собрание музея Кирхериано. В 1901 году музею перешла коллекция с виллы Людовизи. Певоначально вся коллекция располагалась в помещении бывшего монастыря, который находится на территории Терм Диоклетиана. Лишь в 1990 году была произведена радикальная реформа музея, когда коллекция была рассредоточена по четырем разным местам.
ПАЛАЦЦО АЛЬТЕМПС.
Палаццо Альтемпс находится на Марсовом поле, рядом с Пьяцца Навона, к северу от нее. Дворец был построен в XV в. по проекту Мелоццо да Форли для Джироламо Риарио, племянника папы Сикста IV. После кончины последнего, когда звезда семейства Риарио закатилась, дворец приобрел кардинал Франческо Содерини Вольтерра. При нем дворец подвергся некоторой реконструкции, осуществленной Антонио Сангалло и Бальтассаре Перуцци. Затем дворец перешел в руки Марко Ситтико Альтемпса, племянника папы Пия IV. Кардинал Альтемпс, вполне в традициях римского клира того времени, предпочитал делам духовным радости жизни и вел вполне сибаритский образ жизни. От любовницы он имел сына, получившешго в последствие титул герцога Галлезе, и казненного за измену папой Сикстом V. Альтемпс задумал перестроить дворец, дабы в нем могла разместиться его обширная коллекция скульптуры и книг. Архитектор Марко Лонги соорудил внутренний двор и крытые галереи вокруг него. В XIX веке дворец перешел в руки Святого Престола, некоторое время в нем располагалась семинария. Потом были долгие годы запустения, и в 1982 году здание перешло в руки государства. После реставрации, продолжавшейся пятнадцать лет, дворец был открыт как часть Национального Римского музея. Впрочем, реставрационные работы продолжаются и поныне. Экспозиция организована удобно для осмотра: все скульптуры расположены свободно, не загромождая пространство, каждую можно осмотреть со всех сторон.
Так выглядит внутренний двор.
Лоджия второго этажа.
Важнейшей частью музейного собрания является коллекция Людовизи. В 20-х годах XVII века кардинал Людовико Людовизи, племянник папы Григория XV начал собирать коллекцию античных древностей, которую разместил на своей квиринальской вилле. Многие предметы были там же и найдены – когда-то там располагались сады, принадлежащие Цезарю, затем – Саллюстию, позднее они стали императорской собственностью. В 1901 году потомки кардинала продали коллекцию государству, и она была передана музею.
Одно из самых выдающихся произведений из коллекции Людовизи было найдено на территории виллы в 1887 году во время земляных работ. Так называемый Трон Людовизи – шедевр искусства Великой Греции V в. до Р.Х.. Считается, что он служил частью алтаря, и происходит из храма Афродиты в Локрах, на юге Италии. На центральном барельефе изображено рождение Афродиты из пены морской.
Насчет содержания двух боковых рельефов существуют разные толкования. На правом изображена женщина, кладущая зерна ладана в жаровню или кадило, то есть, приносящая жертву. То ли это жрица, то ли невеста, то ли ипостась самой богини.
Зал живописных перспектив, который, как предполагается, использовался в качестве капеллы.
Сохранились фрагменты росписи.
На это снимке можно разглядеть фрагменты деревянных перекрытий, которые сохранились во дворце повсеместно.
Сатир.
Еще один шедевр, поступивший в музей из коллекции Людовизи, саркофаг, именуемый «Гранде Людовизи». Созданный во 2-3 вв., он был найден в Риме в 1621г. Высота саркофага 1.5 метра.
Прежде считалось, что это изображение битвы с готами при Абритусе, а полководец, изображенный в центре, это Геренний Этруск, сын императора Деция, погибший в этом сражении. Но согласно новейшим исследованиям, оружие и одежда варваров разнятся: на левой стороне изображены варвары с востока, на правой – северные. Это позволяет интерпретировать сцену, как иллюстрацию символизирующую победу над варварами.
Галльский зал назван по статуе, возвышающейся в центре помещения.
«Галл Людовизи» - это мраморная римская копия бронзовой группы, которая вместе с «Умирающим галлом», ныне находящимся в Капитолийском музее, была частью большого триумфального монумента, воздвигнутого царем Атталом I в пергамском храме Афины около 220-230 гг. до Р.Х. Скульптура, изображающее галла, убивающего себя и свою жену, выполнена с обычной для эллинистического искусства театральной экспрессией и подробной детализацией.
Еще одно украшение зала - огромный камин.
Юнона Людовизи первоначально принадлежала кардиналу Чези, и лишь затем оказалась в коллекции Людовизи. В XVIII веке она была одним из главных канонов эпохи неоклассицизма, особенно немецкого. Винкельман провозгласил ее краеугольным камнем в истории античного искусства, и именно от него пошла трактовка этой головы, как изображения богини Геры, созданного в Греции в V в. до Р.Х. Гете во время своего пребывания в Риме, записал в дневнике – «моя первая римская любовь».
Ныне большинство исследователей сходится в том, что эта голова - часть гигантской статуи, являвшей собой идеализированное изображение Антонии Младшей, матери императора Клавдия, и дочери Марка Антония и Октавии - сестры Августа.