12 день - 23 сентября вторник - Валенсия Калатравы (Парк науки и искусства)- Озеро Альбуфейра –возврат машины
Наступил последний день за рулем автомобиля.
Мы вновь приехали в столицу автономии в Валенсию, чтобы познакомится с городом будущего – именно так можно назвать Парк науки и искусства, комплекс футуристических творений архитектора Сантьяго де Калатрава.
Когда говорят о современной архитектуре, имя испанского архитектора Сантьяго Калатравы обязательно выходит на первый план. Представить современную архитектуру без него уже просто невозможно. Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который посчитали необходимым отметить 12 университетов Европы и Америки, присвоивших испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa.
Сантьяго Калатрава Вальс родился 28 июля 1951 года в поселке Бенимамет, что в пяти километрах от Валенсии. В восемь лет он начал посещать художественную школу, где познавал тайны живописи. В 13 лет родители отправили его в Париж по программе обмена учащимися, где он смог соприкоснуться с архитектурным величием этого великого города. После окончания школы Сантьяго поступил на архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии, который окончил в 1973 году. Его дипломная работа была посвящена застройке города.
Калатрава, желая дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство, в 1975 году уехал в Цюрих, где в течение четырех лет учился в Федеральном технологическом институте, а в 1981 году защитил диссертацию, одновременно работая в качестве преподавателя. В том же году он открыл свою первую студию в Цюрихе. Тогда же он выбрал этот город в качестве своего постоянного места жительства. После окончания учебы он начал выполнять небольшие заказы на архитектурные проекты и участвовать в различных конкурсах.
В 1983 году Калатрава получил свой первый серьезный заказ: проектирование железнодорожного вокзала в пригороде Цюриха. В 1986 году он спроектировал мост «9 октября» в Валенсии, что положило начало целой серии проектов мостов по всему миру. В 1987 году Калатрава получил премию имени Аугусте Перрет Международного союза архитекторов. После этого не счесть премий и наград, полученных им за свою работу. Так же, как и реализованных проектов. В 1989 году он открывает свою студию в Париже, работая над проектированием железнодорожного вокзала Лионского аэропорта. Два года спустя открылся еще один офис архитектора, на этот раз в его родном городе – Валенсии.
Тем временем международное признание Калатравы вышло за границы Европы и достигло Америки. Одним из первых проектов на другом берегу Атлантического океана стала реконструкция Музея искусств в Милуоки. Павильон «Куадраччи» по проекту Калатравы сочетает в себе самые новейшие технологии и инженерные традиции Старого Света. Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболическую конструкцию высотой 27,4 метра, на опорном контуре которой установлена солнцезащитная структура в форме крыльев. Она состоит из 27 стальных регулируемых по высоте ребер. Максимальный размах этих крыльев составляет 66 метров, а вес этой парящей птицы – 90 тонн.
Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны, за что его сравнивают с великим Антонио Гауди. Ярким примером синтеза железа, бетона, органических форм и человеческого гения служит жилое здание в Мальме (Швеция) под названием «Поворачивающееся туловище». Эта постройка, являющаяся вторым по высоте жилым зданием в Европе, составлена из девяти блоков, повернутых друг к другу под определенным углом, что позволило создать поворот верхнего блока относительно нижнего на 90°. Для заливки фундамента глубиной 18 метров, из которых три метра закреплены в скальном основании, понадобилось 850 грузовиков с бетоном. Здание высотой 190 метров состоит из 54 этажей. В двух нижних блоках расположены офисные помещения. Здание дополняют 147 квартир площадью от 45 до 190 кв. метров. В этом изогнутом доме – изогнутые окна. Два верхних этажа, из которых видна даже датская столица Копенгаген, отведены под конференц-залы. В темное время суток включается светодиодная подсветка, свет которой варьируется.
В 2005 году на архитектурной выставке в Каннах это творение Калатравы получило приз за лучшее жилое здание в мире. Его прообразом стала скульптура самого архитектора под названием «Закручивающееся тело», представляющую собой фигуру человека, готовящегося к метанию диска. Тема человеческого тела присутствует во многих работах архитектора. Проект железнодорожного вокзала в Люцерне сопровождается эскизом лежащего изогнувшегося женского тела, а эскизом башни для олимпийского огня в Барселоне было изображение человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу.
Еще одним выдающим творением испанского архитектора является Олимпийский комплекс в Афинах, построенный к началу Олимпиады 2004 года в Греции. Поражает своим величием и оригинальностью его недавно открытый Планетарий в Валенсии. В последнее время Калатрава много работает в США и в особенности в Нью-Йорке. В мае 2006 года он получил премию от ассоциации застройщиков Манхэттена.
На родине Калатравы его творения, кроме Валенсии, можно увидеть и в других городах. В частности, пешеходный мост, спроектированный им, прекрасно сочетается с футуристским зданием музея Гуггенхейма, по соседству с которым он расположен. А столицу Астуриас, Овьедо, с недавних пор украшают Дворец Конгрессов имени Принцессы Летисии и торговый центр "Буэнависта", спроектированные валенсийским архитетктором.
Среди многочисленных наград, которыми отмечено творчество Саньтьяго Калатравы, выделяются премия Принца Астурийского в области искусства, присужденная архитектору в 1999 году, и испанская национальная премия в области архитектуры, полученная им в 2007 году.
Личная жизнь Калатравы широкой публике практически неизвестна. Несмотря на его всемирную славу, Калатраву никогда не увидишь на экране телевизора. Не так-то просто отыскать в Интернете и его фотографии. Многие испанцы его даже не узнают при встрече, например, в метро. У Калатравы нет водительского удостоверения, поэтому он часто пользуется общественным транспортом. Он говорит на шести языках (английский, французский, немецкий, итальянский, шведский и испанский), жена у него – шведка, а сам он является ярким примером гражданина мира