Отдельная тема –это Праздники в Валенсии. Советую прочитать, ведь многие подгадывают свои поездки под них.
Праздники в Валенсии.
Праздник, который всегда с тобой. Возможно Хемингуэй недостаточно хорошо знал Валенсию, иначе бы отвел ей в своей книге как минимум специальную главу. Валенсия всегда славилась умением расцвечивать жизнь веселыми красками. Сегодня в сообществе, где большую часть доходов приносит отдых, устроить хороших праздник – значит безбедно прожить “мертвый сезон”. Поэтому что-что, а устраивать праздники в Валенсии любят. Жители этого края, как и все испанцы, наверное, самый веселый народ в мире. Хлебом их ни корми, а дай поплясать, попеть и пострелять в небо разноцветными фейерверками. 'У нас 365 праздников в году', - шутят в Испании. Но валенсийцы умудрились всех переплюнуть: ежегодно они отмечают более 600 народных праздников. Большие города и маленькие деревушки имеют свои коронные торжества - карнавалы, шествия и огненные феерии. Устраивают такие праздники не для туристов, а для себя. Это давняя традиция, поэтому испанцы не экономят на радостях жизни.
Два главных события сообщества – это Фальяс (Fallas) и коррида.
Фальяс – один из самых почитаемых праздников Испании. В Валенсии его отмечают повсеместно – от столицы до курортов Аликанте и Кастельона. Фальяс проходит в начале весны, во время Великого поста. Этот праздник - своеобразный сплав языческих традиций и христианских ритуалов. Он представляет собой шумный карнавал, с фейерверками, народной музыкой и огненными шоу. Центральным элементом Фальяса являются платформы, на которых сооружают карикатурные скульптуры из картона. Эти скульптуры готовятся на протяжении всего года. В ночь с 18 на 19 марта – в канун дня святого Иосифа – их проносят по улицам города для того, чтобы в итоге сжечь на костре. Этот обряд символизирует очищение человека от пороков и является финалом всего действа.
Фальяс - традиционный валенсийский праздник. История происхождения этого праздника, судя по всему, связана с языческим обрядом празднования весеннего равноденствия. Рассказывают, что раньше ремесленники в течение долгой зимы работали допоздна и с наступлением темноты зажигали светильники, которые вешались на специальное приспособление "парот", похожее на канделябр с несколькими дубовыми подсвечниками или деревянной подставкой. С наступлением весны, чтобы отпраздновать начало хорошей погоды и светлых длительных вечеров, когда уже не было необходимости в "парот", эти приспособления сжигались у порогов домов накануне дня Св. Хосе. Таким образом, пионерами этой традиции стали плотники. В одном интересном документе, датированном 15 веком, есть упоминание о "дне, когда плотники жгут деревяшки". Чуть позднее "парот" стали одевать в старые платья, превращая его, в своего рода, пугало, которое сгорало в костре вместе с еще кое-какой старой рухлядью. Позднее наряженный парот постепенно стал принимать человеческие очертания, как правило, повторяя черты какого-нибудь персонажа. Так появился "Нинот" (кукла), основной элемент праздника "фальяс". Со временем он перестал появляться в одиночестве, его стали окружать другие фигуры. Другим важным достижением стало появление темы, как правило, с сатирическим или критическим подтекстом, которая обыгрывается в юмористической форме. Фигуры воссоздавали и исторические события, и бытовые моменты жизни. Когда их начали устанавливать на пьедесталы, в 18 веке, процесс появления праздника "фальяс" можно считать завершенным.
Изначально "фалья" называлась не сама композиция нинот, а огонь. "Фальяс", посвященные Св. Хосе, получили одобрение всех жителей города, особенно средних слоев, и порицание со стороны пуритан. Так в издании "Гасета Валенсия" в 1792 году приводится ответ Отца Трагия на жалобу одного благочестивого человека: "Как благочестивый христианин, ты имеешь достаточно причин, чтобы твое сердце переполнилось грустью при виде стольких ритуальных костров на улицах и площадях нашего города, на которых сжигается множество дурных кукол, которые в эти дни предстают в смешной одежде и так занимают народ, что он по их вине забывает о своих обязанностях и должествованиях и бросает работу".
В 1808 году, француз, Александр де Лаборд, увидев "фальяс" Валенсии, опишет их в своей книге следующим образом: "Каждый год 18 марта, накануне дня Св. Хосе, плотники и краснодеревщики, каждый у дверей своей мастерской, устраивают настоящие театрализованные представления. Фигуры с человеческий рост, одетые в одежды, которые отвечают наряду персонажа, которые оного представляют. Фигуры эти имеют деревянный очень легкий каркас, маска заменяет им лицо, одеты они в маскарадные платья, с бумажными волосами и бумажными же украшениями, подчас очень искусно сделанные. Эти фигуры ставятся на кострище, которое прячется за массивно украшенным, художественно завуалированным забором". Далее он пишет: "…с наступлением ночи зажигается костер и через некоторое время вся композиция исчезает в языках пламени. Эти композиции называют "Фальяс Святого Хосе…". Важность этого праздника он описывает так: "Народ спешит, люди из высших слоев общества смешиваются с простым людом, народ съезжается отовсюду, и забывают обо всех своих делах, как бы важны не были последние".
Критика и шутка, основные задачи фальяс, стали гармонично связаны с искусством с конца 19 века. Именно тогда начался творческий поиск по совершенствованию материалов, пластики и цветовой гаммы. Изначально для фальяс использовались только дерево и картон, а в последние годы добавились другие современные материалы. Первоначальную форму выполняют из глины и алебастра,после чего по этой модели изготовляют фигуру изкартона, которую потом ярко разукрашивают.Скульпторы и живописцы стали участвовать в создании этих фигур. Чуть позже стала создаваться целая школа фальяс. Фальяс становились все сложнее, пока не превратились в монументальные настоящие произведения искусств. Вокруг них образовалась целая индустрия, цеха художников-фальерос. В 1999 году в городе было построено 370 больших и 368 детских фигур, некоторые из которых достигали более 20 метров .В наши дни прототипами фигур обычно становятся продажные политики, бесстыдные финансовые воротилы, известные актеры, тореадоры и прочие «герои дня». Многие образы остаются непонятными для непосвященных зрителей.
В ночь на 15 марта мастера выносят сотни фигур на площади и перекрестки Валенсии. Каждая группа "фальерос" выбирает свою королеву - "фальеру майор", а королеву фальяс Валенсии по традиции выбирает мэр Валенсии, одновременно являющийся президентом Центральной Хунты Фальяс. Эта главная фальера избегает общей участи сожжения и выставляется на всеобщее обозрение в зале биржи. Но до главного костра, crema, в программе праздника еще много представлений. Например, 17 марта в городе устраивается Ofrenda de Flores (Подношение цветов) –девушки и женщины в нарядных платьях украшают роскошными цветами фасад церкви Десампарадос. Также примечательным моментом являются проход фигур и кавалькада парадных карет издругих провинциальных городов. Поздно вечером 19 го марта валенсийцы сжигают свои творения. В 10 час. вечера сжигают детские фальяс. В двенадцать часов под огнем погибают большие фальяс. Город превращается в один большой костер. В час ночи сжигают последнюю фигуру на площади муниципалитета. На этом официально заканчивается праздник. В празднике участвует весь город, никто из тех, кто приезжает в Валенсию, не может остаться в стороне, даже если и захочет этого. Ведь суть праздника на улице - народные марши, получение премии, подношения, "масклета" (искусство пиротехники), салюты, оркестровые подмостки. Город бурлит и вовлекает всех в свой праздник. На следующий день только по легким пятнам на асфальте можно догадаться, где находился тот или иной "нинот" и в этот же день начинается подготовка уже к следующему празднику фальяс. А спасенные фальрос помещают в Музей Фальяс.
Музей праздника Фальяс (Plaza Monteolivete, 4 )– для тех, кто лично не смог присутствовать на самом знаменитом празднике города. Музей занимает здание бывшего постоялого двора. С 1834г. Здесь располагаись казармы, а затем-тюрьма.Экспозиция музея состоит главным образом из знаменитых «нино» - фигур, которые жители Валенсии изготавливают для Фальяса на протяжении года. При этом в музее собраны «нино-счастливчики» – т.е. те фигуры, которые путем всенародного голосования избежали участи быть сожженными на фестивале.Здесь также собраны афиши, фотографии и др.экспонаты, связанные в праздником.
Коррида в Валенсии проходит регулярно. Главная коррида сообщества проходит в Валенсии на арене Plaza de Torros, вмещающей 16 тыс. зрителей. Она приурочена либо к уже упомянутому празднику Фальяс, либо к ежегодной большой ярмарке, которая проходит в июле.
Праздник ТЕЛА ГОСПОДНЯ проходит в Валенсии с особым блеском, так как Валенсия стала одним из первых городов Европы, начавших отмечать этот праздник ещё в начале XIV века. Вечером, за день до праздника, проходит процессия «передвижения скал» — величественных триумфальных колесниц, запряжённых мулами и лошадьми в богатой упряжи. На следующее утро проходит «Кавалькада всадников», а уже вечером — основная процессия, великолепное действо, сопровождаемое перезвоном колоколов башни Мигелете и дождём цветочных лепестков, рассыпаемых с балконов домов. Во время «Кавалькады всадников» так называемый «капеллан колесниц» приглашает жителей города к участию в празднике. За всадниками следует процессия «Танцев» под аккомпанемент традиционных валенсийских музыкальных инструментов. Процессию замыкают персонажи мистерий. Праздник завершается в Патриаршей Коллегии — «Королевской Коллегии Тела Господня». Эти несколько дней наполняют Валенсию особым очарованием цветочных ковров и историчностью разыгрываемых сцен.
А теперь уж заодно про праздники, которые проходят по всему Валенсийскому сообществу.
Про сентябрьские забеги быков в Сегорбе и Херике я уже упоминала.
Каждый год отважные жители городка Дении, что в провинции Аликанте, бросают вызов отважным жителям Сегорбе. В Дении не просто бегают с быками на перегонки. Здесь вместе с ними ныряют в море. Праздник называется Bous a la Mar. Он проходит в августе. Перед участниками стоит задача: сбросить с причала быка. Однако, как правило, происходит обратное: именно многочисленные участники становятся жертвами животного, которое сталкивает их в море.
Каждый год в конце августа глядят на мир с экранов телевизоров тысячи счастливых лиц, измазанных томатной пастой. Это городок Буньоль близ столицы Валенсия. Здесь на исходе лета проходит Tomatina или Соревнование по метанию помидоров. Каждую последнюю среду августа это тихое местечко превращается в поле неистового сражения. Правда, в бою тут гибнут только помидоры, а народ плавает в море кетчупа.
Для праздника закупают несколько грузовиков спелых томатов определенного сорта, причем поставщик боевого оружия должен выиграть специальный тендер. Когда все вокруг — стены домов, улицы, одежда людей — становится ярко-красным, глаза щиплет от кислого сока, а с волос стекает помидорная "кровь", когда все овощи погибли, только тогда народ отправляется к фонтанам, колонкам и шлангам. Впервые подобное сражение состоялось в 1944г.По словам местных жителей, причиной послужила ссора между приятелями. По другой версии, крестьяне закидали томатами представителей местного городского совета.
Как полагается любому испанскому празднику, он заканчивается фейерверками, вкусным ужином и танцами. Откуда взялась такая "кровавая" забава, толком никто уже и не помнит. То ли дети бедняков забрасывали помидорами более богатых сверстников, то ли причиной стала ссора двух приятелей. История не дает ответа. Да, наверное, теперь это и не имеет значения. Главное, что "драка" превратилась в один из самых популярных праздников Испании.
Отредактировано Лена ГМ (2011-03-05 09:23:41)