Обещала Ольше рассказать- рассказываю
В справочниках о регионе Фриули Венеция Джулия информации не много.
Хотя регион богат всем тем, что привлекает туристов: здесь на относительно небольшой территории собрались и заснеженные верхушки гор, и альпийские деревушки - близнецы своих австрийских родственниц, и пляжи, и крутые утесы, падающие в море, с замками наверху.
Возникший официально с того момента, как лангобарды основали герцогство фриуланское, регион долго метался между Австрией и Италией и в конце концов, после австро-итальянской войны в 1866 году окончательно отошел Италии.
Фриули-Венеция-Джулия, как административная единица, возник сравнительно недавно, в 1963 году. Кроме официального итальянского языка народ говорит на немецком, словенском, венецианском и некоторых более «глубоких» диалектах этих перечисленных официально признанных языков. В области Фриули, в регионе Удине, говорят на фриуланском.
Именно здесь делают знаменитую ветчину Сан Даниэле, основного конкурента пармской ветчины, здесь производят неплохие вина, здесь находятся руины знаменитой Аквилеи, и любимое место контрабандистов всех мастей в прошлом - Триест.
Об Удине, одном из главных городов и фактической столице региона Фриули, я рассказывала. О легендах Фриули, о его белых дамах и замках я уже писала, сегодня тема будет другая, ближе к язычникам.
Именно здесь, во Фриули, жило одно из самых загадочных человеческих сообществ, скорее кланов, когда-либо существовавших в Европе - бенанданти.
История бенанданти- раздолье для любителей фэнтези и мистики.
Benandanti ("Хорошие Ходоки", если буквально, или- если не буквально:) - люди на хорошей стороне, стороне добра) жили в Северной Италии, во Фриули, достаточно недавно по историческим меркам- это 16 и 17 века. Бенанданти считали сатанистами и ведьмами, хотя на самом деле они с ведьмами боролись, что создавало огромную проблему для Святой Инквизиции- вроде культ, вроде колдуны- а противостоят ведьмам и нечистым силам. Специальное расследование проводилось целое столетие, между 1575 и 1675 годами, но об этом позже.
Бенанданти утверждали, что когда они спят, их дух покидает тело и отправляется на борьбу с ведьмами вампирами и прочей нечистой силой.
В первую очередь их действия были направлены на защиту своих домов и посевов, чтобы злые духи не могли навредить урожаю. Существует множество гравюр того времени, изображающих бенанданти, сражающихся со всяческими мифическими существами.
Вот и рисунок Леонардо да Винчи: бенанданти борются с демонами.
Интересная деталь- члены клана бенанданти были отмечены с рождения, такая вот генетическая особенность, позволяющая причислять себя к клану избранных. Все дети бенанданти рождались с некоей водной оболочкой вокруг лица, я не сильна в гинекологии, но официальное название этого пузыря – амниотический мешочек (вилимо, околоплодный пузырь). Собственно, этот мешочек окружает зародыш в организме матери, но дети бенанданти все рождались с таким защитным пузырем на голове, который убирали сразу после рождения.
Особое значение имели растения- для своей защиты мужчины бенанданти всегда носили стебли фенхеля- в то время как ведьмы использовали сорго. Собственно, из сорго делали метла
Бенанданти утверждали, что во время поста перед большими католическими праздниками, четыре раза в год, они превращаются в мелких животных и отправляются на борьбу со злыми духами. Если борьба заканчивалась победой Бенанданти- урожай был обильным, скот здоровым, дети не болели, редко случались бури и прочие ненастья, если бенанданти отступали- все сохло или просто не всходило на полях, болели и умирали дети, погибал скот. Собственно, вся жизнь бенанданти была связана с сельским хозяйством, свои поля они и защищали.
Особое предназначение было у женщин бенанданти- они являлись на сельские праздники, веселились и пили вино вместе со всеми, но в конце праздника объявляли, кто в селе умрет в следующем году. Главной у женщин была так называемая «аббатиса» которая всегда сидела в центре и пользовалась почитанием. Историки связывают этот образ с некоей богиней-предсказательницей, которая была популярна на Сицилии и в некоторых других областях Италии в языческие времена.
Именно бенанданти дали толчок для появления далматинский борцов с вампирами Крестников, венгерских Талтос, румынских Калушари, осетинских Буркудзаута, историки находят связь между бенанданти и языческим шаманством Балтийских и славянских культур. Но бенанданти никогда не пользовались никакими подручными средствами, ни настоями из трав, ни чем-либо другим, не входили в транс.
Нечто похожее случалось и в других местах, в частности, в 1692 году в Ливонии, где старика по имени Тайсс судили за то, что он был оборотнем. В свою защиту старик говорил, что он никому не причинял вреда, а в оборотня превращался, чтобы бороться с демонами и не давать им красть зерно из деревни. В итоге старика приговорили к десяти ударам кнута по обвинению в суеверии и идолопоклонстве.
Но целое сообщество, с генетической особенностью…
Инквизиция была озадачена. Они никак не могли найти тот стереотип, под который попадали бы бенанданти. С одной стороны их обвиняли в проведении шабашей, с другой стороны бенанданти заявляли, что борются за веру Христа, и только они могут спасти людей от зла, которое темные силы причиняют сельским жителям и их посевам.
С одной стороны беннаданти объявили, что были настроены против ведьм и колдунов, и их злых действий, что они не пользуются специальными мазями, чтобы летать, но при этом они проводили тайные ночные ритуалы, их дух покидал тело, и они могли превращаться в животных.
В итоге инквизиция пришла к заключению, что бенанданти сами были ведьмами и колдунами. Но не это беспокоило инквизицию. С ведьмами все было понятно, больше Святую Церковь пугали еретики. И бенанданти по всем статьям подходили под это понятие.
Но- ни один процесс против бенанданти не закончился смертным приговором. Такой вот компромисс!
Некоторые документы инквизиции говорят о том, что многие бенанданти являлись поклонниками богини Дианы, бенанданти объясняли, что они практикуют белую магию, находясь на стороне светлых сил.
Считалось, что бенанданти вступают в контакт с миром мертвых, могут управлять силами природы, в своей магии для защиты и для борьбы с ведьмами они использовали кошек, коз и лошадей. Возник и термин- в противоречие Добрым БЕНанданти существовали МАЛанданти- злодеи или вампиры-стригони.
Некоторые бенанданти называли себя армией Христовой.
В документах инквизиции сохранились признания членов клана, что они собирались по вечерам, выпивали вина и отправлялись в леса, на сборища ведьм, танцующих у костров, и оскверняющих христианские символы. Начинался бой с ведьмами.
Такие обряды- «набеги» на ведьм- совершались во время великих постов, четыре раза в год. И если побеждали бенанданти- урожай был прекрасным, рождались здоровые дети, редко случались бури и прочие ненастья. Если ведьмы- умирали и болели дети, подыхал скот, увядали зерновые.
Ученые искали разумные объяснения культу бенанданти. Более или менее близкими посчитали эпилепсию или использование галлюциногенов. Но возникли вопросы- никто не слышал об эпилептиках, коллективно подгоняющих приступы под конкретные даты четыре раза в год и имеющими одинаковые видения, ни один галлюциноген не позволит точно определять, кто умрет в деревне в следующем году, не может множество людей иметь одинаковые видения даже по воздействием каких-либо трав.
Одну из женщин бенанданти обвинили в том, что она учила крестьянку видеть духов. Однако женщина отрицала обвинение, она сказала, что её сила от Бога и крестьянка приехала к ней за помощью- она видела духов и просила освободить её от этого кошмара. Женщина бенанданти просто объяснила крестьянке, что нельзя отнять полученный от Бога дар, надо просто научиться спокойно жить с этим.
В наше время обе бы попали в психиатрическую больницу . А те времена они были обвинены в ереси и высланы из места постоянного проживания.
К началу 17 века бенанданти исчезли.. перестали рождаться дети с пузырем вокруг головы. Потихоньку канули в неизвестность существовавшие члены культа.
Почему они исчезли- неизвестно. Злых духов, по-видимому, не убавилось, а вот охотников на них не стало. И хотя слава о необычном клане породила множество последователей, в первую очередь на Балканах- о самих бенанданти больше никто и никогда не услышал…
А их имя стало приносить прибыль…
Путешествуя по Италии мы ищем шедевры искусства, часто забывая о собственной народной культуре этой страны, но есть ещё целый пласт, обычно остающийся в стороне- это то, чем мы зачитываемся в мистических романах и, как правило. не замечаем в реальной истории того или другого места... А история порой интереснее и необычнее самого изощренного романа...